Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 985
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
1.1. Проблема воспитания культуры межнационального общения в психолого-педагогической литературе
1.2. Воспитание культуры межнационального общения школьников: генезис проблемы
2.1. Результаты констатирующего этапа исследования
2.2. Содержание работы по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников
Критически проанализировав литературу по исследуемой проблеме, исследовав условия повышения эффективности использования телевидения в учебно-воспитательном процессе, вслед за Г.А. Усовой можно прийти к следующим выводам: необходимым условием повышения эффективности использования телевидения в учебно-воспитательном процессе школы является систематичность; целенаправленное и планомерное введение телепередач во внеклассную работу; воспитание культуры потребления у школьников; организация педагогического просвещения родителей по вопросам просмотра телепередач детьми.
Ведущая роль семьи, как фактора, определяющего характер освоения человеком телеинформации, открывает большие перспективы для формирования культуры межнационального общения, так как «семья представляет собой уникальное сочетание первичной, формальной, неформальной и референтной групп, где формируются общекультурные нормативы поведения личности»[23].
Не менее важна роль межличностного общения в восприятии информации, так как в старшем школьном возрасте особенно остро встает проблема выбора круга общения, оказывающего решающее влияние на жизненное самоопределение, модели поведения, отношения к людям, событиям и явлениям окружающей жизни. Это определило направления нашего поиска решения проблемы; воспитывать культуру межнационального общения необходимо комплексно, в следующих направлениях:
1. в семье (педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания культуры межнационального общения);
2. в школе (воспитание культуры межнационального общения учащихся); специальная подготовка педагогов в системе повышения квалификации;
3. на телевидении (формирование культуры межнационального общения у тележурналистов, что будет способствовать повышению качества телепередач).
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Цель исследования: выявление содержания и методики воспитания культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
– подобрать диагностические методики для определения особенностей отношения детей к людям других национальностей;
– разработать методики воспитания культуры межнационального общения у детей в группе многонационального состава;
– разработать аппарат методов для изучения эффективности разработанной методики воспитания у детей культуры межнационального общения.
Опытно-поисковая работа включила следующие 3 этапа.
1. Этап — констатирующий этап опытно-поисковой работы.
Проведены диагностические испытания детей, индивидуальная беседа по вопросам.
2. Этап — формирующий этап исследования.
Разработка проектов мероприятий, направленных на воспитание культуры межнационального общения у младших школьников.
3. Этап — контрольный.
Для оценки эффективности опытно-поисковой работы предложен комплекс диагностических испытаний по оценке результатов разработанной методики по повышению культуры межнационального общения школьников.
2.1. Результаты констатирующего этапа исследования
Для выявления состояния культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста были использованы результаты исследования Плехановой Е.М., Лобановой О.Б., Казаковой Т.В.[24], проводивших диагностику уровня развития культуры межнационального общения у 120 младших школьников 2 красноярских школ (обозначенные литерами А и Б), с использованием таких методов, как методы опроса и анализ продуктов деятельности. Каждый из методов подбирался с целью изучения конкретного компонента исследуемой культуры испытуемых (табл. 1).
Таблица 1.
Направления и методы на исследование компонентов исследуемой культуры испытуемых
№ п/п |
Направления в исследовании |
Цель |
Методики диагностики |
1 |
Когнитивный компонент культуры межнационального общения |
Выявить наличие или отсутствие знаний по проблеме межнациональных отношений в различных её проявлениях. |
Проведение опроса |
2 |
Эмоционально-оценочный компонент культуры межнационального общения |
Осуществить диагностику эмоционально-нравственных характеристик личности, убеждений и оценочных суждений по отношению к другим национальностям, выявить степень осознания своей тождественности с этнической общностью. |
Опросник «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой. |
3 |
Мотивационный компонент культуры межнационального общения |
Определить характер действий и поступков по отношению к людям другой национальности, степень мотивации в освоении родной и иной культуры, выявить наличие или отсутствие этнопедагогических умений и мотивов в овладении этнопедагогическими знаниями. |
Проведение опроса: опросник «Типы этнической Идентичности» Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой. |
Для выявления уровня культуры межнационального общения был проведен констатирующий срез.
Анализ результатов диагностики по каждому компоненту культуры межнационального общения по представленным методикам дал следующие результаты.
В когнитивный компонент показал, что дети очень хорошо знают, к какой национальности они принадлежат, что показало в результате высокий уровень 74% у школы «А» и 78% у школы «Б». Только часть детей не знают, свою национальную принадлежность 26% и 22%. Но при этом, дети не знают истории и культуры своей национальности: школы «А» 31%; школы «Б» 33% (низкого уровень знания). В вопросе о правилах общения с людьми других национальностей школы «А» дети продемонстрировали средний уровень проявления компонента. Так, в школе «А» 49% детей хорошо знают, как общаться с людьми другой национальности, а 36% детей — затрудняются. Примерно такую же картину мы видим в школе «Б» 52% готовы к взаимодействию по правилам и нормам, а 38% не готовы. Ясно, что дети затрудняются в определении общепринятых норм и правил при взаимодействии с людьми разных национальностей (рис. 1, 2).
Рис. 1. Опросник 1 методики Г.У. Солдатовой и С.В. школы «А»
Рис. 2. Опросник 1 методики Г.У. Солдатовой и С.В. школы «Б»
Для важности эксперимента был разработан перечень вопросов для детей:
• Назовите три фольклорные сказки, относящиеся к вашему народу?
• Назовите трех героев вашего народа (сказочных, национальных и др.)
• Знаете ли вы что такое «национальная гордость»? Приведите несколько примеров.
• Перечислите какие традиционные праздники и обряды вы знаете?
• Как вы считаете, в чем причина возникновения межнациональных конфликтов?
Анализ результатов проведенного опроса показал, что уровень знаний детьми русских народных сказок, высокий. Все дети обоих классов назвали 5 сказок русского народа. При этом в школе «А» (экспериментальном) классе, было 2 мальчика (10,5%) по национальной принадлежности принадлежащих осетинской и армянской национальности. Они также написали сказки русского народа, а сказок своего народа дети не могли вспомнить. Аналогичная картина наблюдалась в контрольном классе, где был один мальчик узбек по национальности, написавший сказки русского народа и затруднившийся написать сказки своего народа. Важно отметить, что ряд детей написали вместо русских народных сказок, авторские сказки, что также свидетельствует о низком уровне проявления данного критерия (рис. 3, 4).
Рис. 3. Структура когнитивного компонента по сказкам школы «А»
Рис. 4. Структура когнитивного компонента по сказкам школы «Б»
Таким образом, результаты опроса показали, что в школе «А» 73% детей имеют высокий уровень по когнитивному компоненту, 27% детей низкий уровень. В школе «Б» — 77% высокий уровень, а 23% низкий.
Акцентируя внимание на анализ результатов по вопросу «Национальный герой твоего народа», можно наблюдать, что у детей возникло затруднение в понимании того, кто им может быть. Так, в ответах детей было выявилено, что среди национальных героев их народа присутствуют: Колобок, Конек-горбунок, дед, золотая рыбка, три поросенка, Дюймовочка и др. И лишь 15% детей в школе «А» и 18% понимают, что национальный герой — это богатырь, сильный мужественный защитник Родины, который может служить нравственным примером, символом мужества и национального достоинства. В целом, это свидетельствует о низком уровне проявления по критерию когнитивный (рис. 5, 6).
Рис. 5. Структура когнитивного компонента по сказочным героям школы «А»
Рис. 6. Структура когнитивного компонента по сказочным героям школы «Б»
Таким образом, в школе «А» по данному вопросу 75% детей показали низкий уровень проявления по критерию когнитивный, а школе «Б» — 72% детей показали низкий уровень.
Затруднения вызвали задания, связанные с определением содержания терминов «национальность, «нация», «национальная гордость», «культура межнационального общения» и раскрытием причин межэтнических конфликтов; респондентов не дали правильных ответов ни на один вопрос.
У учащихся школы «А» понятие «национальной гордости» понимается как «патриотизм» и «гордость за Родину» (52,7% детей), что свидетельствует о высоком уровне проявления когнитивного критерия по данному вопросу. При этом, 21% не знакомы с понятием «национальная гордость» и 26,3% детей не ответили на этот вопрос, что можно считать низким уровнем проявления критерия когнитивный — 47,3% детей. А в школе «Б» 60% учащихся достаточно хорошо знакомы с понятием «национальная гордость». 33% и 27% учащихся ответили, что национальность — это гордость за свою страну. И 21% детей понимают понятие гордость как патриотизм 21% и 19% опрошенных ответили, что не знают.
Анализ результатов по вопросу «национальные, обрядные праздники» показал, что дети обоих классов назвали 6 праздников: «День Победы», «Масленница», «Пасха», «Иван Купала», «8 марта» и «23 февраля». Учащийся школы «А», принадлежащий к узбекской национальности, указал свой национальный мусульманский праздник «Курбан Байрам». В двух классах половина детей затруднились ответить на заданный вопрос и ответили «не знаю». Данные представлены на рис. 7 и 8.
Рис. 7. Структура праздников по школе «А»
Рис. 8. Структура праздников по школе «Б»
Анализ диаграммы показал, что дети не разграничивают понятия национальный и государственный праздники. В число знакомых праздников учащиеся отнесли: 8 марта, Пасха и 23 февраля (см. рис. 9). А 31% детей в школе «А» и 38% детей в школе «Б», затруднились ответить на предложенный вопрос. Это свидетельствует о низком уровне проявления культуры межнационального общения по критерию «когнитивный».
Таким образом, по «когнитивному компоненту» в школе «А» 31,4% детей показали высокий уровень по данному критерию. 35,4% средний и 33,2% – низкий, что наглядно представлено на рис. 9.
Рис. 9. Уровни когнитивного компонента в школе «А»
В школе «Б» на высоком уровне по данному критерию 46,6% детей, на среднем 34,2%, и на низком 19,4% детей (рис. 10).
Следовательно, важно организовать целенаправленную работу к приобщению детей к фольклору, культуре, традициям других национальностей.
Рис. 10. Уровни когнитивного компонента школе «Б»
Анализ результатов по «мотивационно-деятельностному» критерию показал следующие результаты: в приоритете у детей остается культура своего народа. Дети стремятся узнать о культуре своей национальности что-либо новое: школа «А» — 68%; школа «Б» — 72%. Тогда как о культуре других национальностей только 47 % и 51% опрошенных хотели бы узнать что-то новое (рис. 11, 12).
Рис. 11. Мотивационно-деятельностный компонент методики Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой школы «А»
Рис. 12. Мотивационно-деятельностный компонент методики Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой школы «Б»
Дети стараются быть толерантными с людьми других национальностей: 70% — детей в школе «А», 75% детей из школы «Б».