Файл: Воспитание культуры межнационального общения».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 788

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чуть больше половины детей хотят поддерживать отношения со сверстниками других национальностей: 56% — школа «А», 58% —школа «Б».

Таким образом, анализ результатов по критерию «мотивационно-деятельностный» показал, что в школе «А» 62,25% учащихся имеют высокий уровень его проявления, в школе «Б» — 62%. Средний уровень 24,5 в школе «А» и 27,75 в школе «Б».

Низкий уровень по данному критерию — 13,25% в школе «А» и 10,25% в школе «Б».

Исходя из результатов диаграммы, мы наблюдаем, что дети уважают представителей других национальностей и другой культуры.

Рис. 13. Уровни мотивационно-деятельностного компонента школы «А»

Рис. 14. Уровни мотивационно – деятельностного компонента школы «Б»

На вопрос «Вызывает ли у тебя чувство дискомфорта пребывание в многонациональном коллективе, большее количество учащихся в обоих классах ответили «иногда» и «да»: школа «А» — 79%; школа «Б» — 81%.

В школе «А» — 64%; в школе «Б» — 63% учащихся отметили, что стараются избежать контактов с людьми других национальностей.

Все это говорит о том, что дети рассматривают межнациональную среду как враждебную, некомфортную, чужую, что свидетельствует о низком уровне проявления критерия «эмоционально-оценочный».

Рис. 15. Эмоционально-оценочный компонент методики Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой в школе «А»

При этом важно, что 75% опрошенных испытывают чувство уважения к людям других национальностей.

Рис. 16. Эмоционально-оценочный компонент методики Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой в школе «Б»

Таким образом, по «эмоционально-оценочному» критерию были выявлены следующие результаты, по данным которых наблюдаются уровни проявления в школе «А»: высокий — 33,3%, средний — 38,3%, низкий — 28,3%. В школе «Б»: высокий — 31,3%, средний — 35,4%, низкий — 33,3%.

Рис. 17. Уровни «эмоционально-оценочного» компонента в школе «А»

Рис. 18. Уровни «эмоционально-оценочного» компонента в школе «Б»

Это свидетельствует о том, что детям необходима помощь в организации и взаимодействии. Они испытывают страх, тревогу и неудобства в общении с людьми других национальностей.

Таким образом, проведенный констатирующий срез показал, что культура межнационального общения младших школьников на достаточно низком уровне, что отражается в знании культур, традиций других народов, взаимодействий с людьми других национальностей, в неготовности совершать межкультурную коммуникацию.


Все это требует целенаправленной, специально организованной работы по формированию культуры межнационального общения у младших школьников.

2.2. Содержание работы по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников

Был разработан проект «Дружат дети всей земли», целью которого является включение детей в активное освоение межнационального пространства. Проект рассчитан на один учебный год с сентября по май.

Исходя из цели проекта, были выделены следующие задачи:

• изучение культуры других народов;

• расширенное представление о родной стране, о своей национальной принадлежности;

• сопоставление традиций разных национальных культур;

• развитие культуры межнационального общения;

• обогащение литературного опыта путем знакомства с народными литературными произведениями (сказки, легенды, стихи); воспитывать интерес к людям другой национальности.

В связи с целью и задачами проект поделен на III этапа, к каждому из которых сформирована цель, задачи и содержание.

Таблица 2.

Характеристика этапов проекта «Дружат дети всей земли» по формированию культуры межнационального общения

Содержание

Этапы

Название

I этап

Ознакоми-тельно-информационный

Сбор информации, где дети узнают, к какой национальности принадлежат их одноклассники. Этап рассчитан на два урока.

Цель – сконцентрировать внимание детей на знание о других национальностях.

Задачи: собрать и проанализировать информацию о разных национальностях, об этнической самобытности отдаленных народов, о традициях, местах расселения и т.д.

У детей сформируется эмоционально-положительное отношение к национальному многообразию планеты, сформируется познавательный интерес, который позволит начать погружение в национальную культуру разных народов.

Продуктом являются мини-проекты о национальностях, представители которых есть в классе и защищают проекты. В экспериментальном классе были ученики узбекской, армянской, осетинской и русской национальности.

II этап

Погружение (основной)

Цель – ознакомиться с культурой, традициями, обычаями фольклором, выдающимися людьми, представителями разных народов.

Для достижения цели на данном этапе были поставлены следующие задачи:

1. Разработать патриотический уголок. Детям можно предложить следующие названия: «Моя многонациональная Сибирь» или «Моя новая малая Родина». Уголок родного края, где дети соберут информацию о своей малой Родине. В уголке помещаются следующие информационные стенды

1. Приветствие на других языках.

2. Иллюстрации знаменитых мест малой родины детей, с изображением национальных костюмов других народов, их быта, привычно города деятельности, отдельных традиций.

3. Географическая карта с обозначением малой родины детей.

4. Собрание подвижных народных игр.

5. Народные музыкальные инструменты.

6. Традиционные национальные блюда.

7. Приветствия на других языках.

8. «Народные игрушки».

Этап строится как недели погружения в культуру того или иного народа.

В течение месяца все дети в классе готовят материалы о традициях, собирают фольклор, ищут карты с расположением стран, выдающихся людей, представителей данного народа, и, что самое важное, разучивают фразы приветствия и прощания, вежливые слова на языке народа, погружение в культуру которого проходит в данный момент. Народное творчество позволяет детям в доступной форме осмыслить язык своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Произведения народного творчества, национальные по форме, несут в себе много общего, а образы сказок других народов перекликаются друг с другом.

Народные сказки, песни, игры доступны детям и имеют большое воспитательное значение, заключающееся в формировании любви и уважения к другим национальностям.

IIII этап

Рефлексивный (заключительный) этап

Масштабное мероприятие, где каждый участник и исполнитель проекта выступит в роли носителя той или иной национальной культуры. Так, на наш взгляд, праздник «Дружат дети всей земли», построенный в по типу перформанса и основанный на принципах интерактивности, позволит детям закрепить знания о национальной культуре разных народов, и на присвоить данные знания как ценность (осознание ценностей). Содержанием мероприятия станут: песни на языке народов, национальные танцы, представители которых есть в классе; мастер-классы по изготовлению простейших национальных блюд.

Обязательной частью данного праздника будут являться костюмы (или элементы костюма), подготовленные участниками проекта.

На празднике обязательным компонентом станет приветствие всех участников на и повторение вежливых слов (пожалуйста, спасибо, извините и пр.) на языке другого народа. Одним из рефлексивных элементов станет игра «Путешествие в незнакомый город».

Детям предлагается отправиться в воображаемое путешествие по незнакомому городу в чужой стране. «Представьте себе, что вы завтра выезжаете в незнакомый город в другую страну, где все говорят на незнакомом вам языке. Вам необходимо найти нужное заведение, например, магазин, аптеку, парикмахерскую, кафе, а вы не можете прочитать вывески, так как не знаете языка. Как быть? Предложите свои варианты выхода из этой ситуации».

Дети должны пошагово объяснить, свои действия, что и укажет на уровень понимания ими культуры межнационального общения. Так, они должны будут выполнить следующее: Прочитать о стране, городе. Выяснить, где она находится. Выяснить язык общения. Подготовить элементарные фразы, или отдельные слова на данном языке. Узнать особенности национальной кухни. Выдающихся представителей, которыми гордится эта страна. Особенности быта, чтобы не попасть в трудную ситуацию (религиозные традиции, особенности одежды и пр.). Если команда детей справляется с заданием, это свидетельствует о высоком уровне понимания культуры межнационального общения. Завершение праздника мы видим в исполнении старой детской песни Д. Львова


Таким образом, работа по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников в данном проекте реализует одно из направлений их социально-личностного развития, обеспечивает активное освоение детьми этнокультурного наследия и способствует повышению этнокультурной образованности педагогов.

2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы

Таким образом, организованная подобным образом проектная деятельность детей по изучению национальных культур может способствовать повышению культуры межнационального общения младших школьников.

Дети с удовольствием примут участие во всех предлагаемых мероприятиях.

Разработанные мероприятия докажут свою эффективность, так как улучшат показатели знаний детей о других национальностях, повысят проявление доброжелательности детей к представителям других национальностей.

Дети будут обладать более полными, существенными, конкретными знания о других нациях и народностях. У школьников повысится уровень развития умения общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения; дети станут чаще проявлять способность к сочувствию и положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей.

Для обеспечения достижения положительных результатов по формированию культуры межнационального общения в условиях школы необходимо своевременно проводить мониторинг культуры межнационального общения младших школьников. Показателями культуры межнационального общения выступают когнитивный, эмоционально-оценочный и мотивационный компонент. Средствами мониторинга могут стать методы опроса, анкеты, опросы на выявление типов этнической идентичности, анкеты, позволяющие выявлять этнические стереотипы, ценности, отношения к другим национальностям. Для обеспечения достижения положительных результатов по формированию культуры межнационального общения необходимо комплексное сопровождение определенных методов и форм организации учебного процесса. Такой формой может выступать проект, который включит детей в активное освоение межнационального пространства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение теоретических основ воспитания культуры межнационального общения у детей школьного возраста показало, что феномен «культуры межнационального общения» можно рассматривать как совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.


Культура межнационального общения в младшем школьном возрасте представляет собой совокупность специальных знаний, умений и адекватных им поступков и действий детей, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей, и зависят от: понимания и осознания своей принадлежности к определённой этнической общности; знаний детей об истории и культуре своего этноса и других национальностей, знаний детей о нормах и правилах взаимодействия с представителями других национальностей; от убеждений и оценочных суждений по отношению к другим национальностям; от желания освоения родной культуры и культуры других этносов.

Педагогику межнационального общения интересует – межгрупповой и межличностный уровни. Основной целью изучения межэтнических отношений в данном русле является их гармонизация, предотвращение межэтнических напряжений и конфликтов в многонациональном коллективе.

Для обеспечения достижения положительных результатов по формированию культуры межнационального общения в условиях школы необходимы применение и изучение четких параметров ее проявления

Опытно-поисковая работа по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников проводилась на базе школ города Красноярска. Результаты показали, что у большинства детей, участвующих в исследовании, наблюдается средний уровень сформированности культуры межнационального общения.

По результатам констатирующего этапа был разработан проект «Дружат дети всей земли», целью которого является включение детей в активное освоение межнационального пространства

Дети с удовольствием примут участие во всех предлагаемых мероприятиях.

Разработанные мероприятия докажут свою эффективность, так как улучшат показатели знаний детей о других национальностях, повысят проявление доброжелательности детей к представителям других национальностей.

Дети будут обладать более полными, существенными, конкретными знания о других нациях и народностях. У школьников повысится уровень развития умения общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения; дети станут чаще проявлять способность к сочувствию и положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей.

Для обеспечения достижения положительных результатов по формированию культуры межнационального общения в условиях школы необходимо своевременно проводить мониторинг культуры межнационального общения младших школьников. Показателями культуры межнационального общения выступают когнитивный, эмоционально-оценочный и мотивационный компонент. Средствами мониторинга могут стать методы опроса, анкеты, опросы на выявление типов этнической идентичности, анкеты, позволяющие выявлять этнические стереотипы, ценности, отношения к другим национальностям. Для формирования культуры межнационального общения необходимо комплексное сопровождение определенных методов и форм организации учебного процесса.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдулатипов Р. Г. Мой дагестанский народ: историко-философские очерки / Р. Г. Абдулатипов. – Махачкала: Эпоха, 2013. – 125 с.
  2. Абдулатипов Р.Г. Доклад «О национальном самочувствии народов России. О состоянии и перспективах государственной национальной политики» / Р.Г. Абдулатипов // Независимая газета. – 30.01.2015. - №16. – С. 6-7.
  3. Асипова Н.Н. Общение школьников в многонациональной среде / Н.Н. Асипова // Советская педагогика. - 1991. -№ 12. – С. 12-17.
  4. Бабейко Ф. С. Общение народов и социальный прогресс. Вопросы теории и методологии / Ф. С. Бабейко. – М.: Академия, 2013. – 205 с.
  5. Бромлей Ю.В. Национальные аспекты духовной жизни человека / Ю.В. Бромлей // Актуальные проблемы национального и интернационального: сборник научных работ. - Баку, 1984. – С. 15-27.
  6. Бурмистрова Т.Ю. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения / Т.Ю. Бурмистрова, О.А. Дмитриев. — М.: Мысль, 2015. – 205 с.
  7. Гарунов Э.Г. Педагогические проблемы функционирования школ со смешанным национальным составом учащихся / Э.Г. Гарунов. – Махачкала, 1995. – 113 с.
  8. Гасанов, З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / З. Т. Гасанов. – СПб.: Речь, 2016. – 305 с.
  9. Гасанов, З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика / З.Т. Гасанов. — Махачкала, 1998. - 338 с.
  10. Дамаданова Х.Д. Воспитание культуры межнационального общения школьников: генезис проблемы // Х.Д. Дамаданова, О.Н Омаров // Педагогика и психология: методика и проблемы практического применения. 2011. - №18. – С. 212-216.
  11. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России / Л. М. Дробижева; Рос.акад. наук, Ин т социологии. – М.: Центр общечеловеч. ценностей, 2013. – 176 с.
  12. Загорская Н.С. Культура межнационального общения: этико-социологический анализ / Н.С. Загорская. – М.: Академия, 2013. – 405 с.
  13. Золотова Б.Х. Культура межэтнического общения: региональный аспект / Б. Х. Золотова. – СПб.: Речь, 2014. – 176 с.
  14. Имамкулов P.P. Формирование культуры межнациональных отношений учащихся в условиях национально русского двуязычия / P. P. Имамкулов. — М.: Академия, 2015. – 105 с.
  15. Исаев А.Р. Формирование культуры межнационального общения: на примере республики Дагестан / А.Р. Исаев. – М.: Академия, 2012. – 246 с.
  16. Комаров В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы / В.П. Комаров. – М.: Академия, 2014.– 96 с.
  17. Ленский И.Л. Проблемы формирования культуры межнациональных отношений в педагогической публицистике 1991-97 г.: Дис. … канд. пед. наук / И.Л. Ленский. — М., 1998. – 174 с.
  18. Маркова Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза : диссертация ... док. пед. наук / Н.Г. Маркова. — Казань, 2010.- 553 с.
  19. Михалев Г.В. Культура межнациональных отношений в пограничных органах Федеральной службы безопасности России: социально философский анализ / Г.В. Михалев. – М.: Академия, 2014. – 176 с.
  20. Назаренко Н.Н. Формирование культуры межнационального общения у будущих учителей в полиэтнической образовательной среде: автореф. дис. канд. пед. наук / Н.Н. Назаренко. — Белгород, 2014.– 26 с.
  21. Новикова И. А. Культура межнационального общения как фактор профессиональной подготовки будущих учителей / И.А. Новикова.– М.: «Проспект», 2013.– 254 с.
  22. Плеханова Е.М. Формирование культуры межнационального общения младших школьников / Е.М. Плеханова, О.Б. Лобанова, Т.В.Казакова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. - №4. – С. 128-140.
  23. Семенова А.Д. Совершенствование этнопедагогизации учебно воспитательного процесса / А.Д. Семенова // Философия образования. – 2012. – № 2. – С.47 – 53.
  24. Хайруллин Р.З. Педагогика и психология межнационального общения / Р.З. Хайруллин. – М.: ЭконИнформ, 2012. – 218 с.