Файл: Воспитание культуры межнационального общения».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 787

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Обновление современного российского образования сопровождается интенсивным поиском путей совершенствования педагогического процесса во всех звеньях образовательной системы. Не составляет исключения в этом плане и школьное образование. Среди многих проблем содержания школьного образования особое место в настоящее время занимают вопросы, связанные с формированием культуры межнационального общения.

Проблема воспитания культуры межнациональных отношений приобретает доминирующее значение среди многих проблем, имеющих место в современной государственной политике. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента от 19 декабря 2012 г. №1666 отмечается, что «в настоящее время «сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма»: учащаются проявления дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике; имеет место недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества (распространяются негативные стереотипы в отношении некоторых народов)»[1].

В нормативных документах и декларациях как международного, так и государственного уровня, подчеркивается значимость и необходимость создания условий (педагогических, социальных и политических) для формирования толерантности («Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Всеобщая декларация прав человека», «Декларация прав ребенка», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Декларация принципов толерантности», Конвенция ООН «О правах ребенка», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», Закон Российской Федерации «Об образовании» и др.).

Реализация процесса воспитания культуры межнационального общения у подрастающего поколения через интегративный подход, на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, через усвоение национальных культур может быть наиболее эффективным в том случае, когда ребенок полностью включен в учебную ситуацию, когда его личная деятельность направлена, прямо или косвенно, на выработку тех установок, навыков и знаний, которые составляют культуру межнационального общения, адекватную данной возрастной группе. Другими словами, в число основных педагогических задач педагогов входит выработка заинтересованности детей в той деятельности, которую они осуществляют. Обеспечить это может и должна соответствующая педагогическая методология.


Степень разработанности. Проблеме воспитания культуры межнационального общения посвящено большое количество исследований, среди которых работы З.Т. Гасанова, А.Н. Жолудова, Т.Ю. Бурмистровой, Л.Н. Гумилёва, Л.Н. Коган, Л.З. Немировской, И.И. Серовой, К.И. Султанбаевой, Г.Н. Волковым, Р.Т. Гардановым, В.Г. Крысько, B.C. Мухиной, М.Г. Тайчинова и др. авторы на обширном аналитическом и эмпирическом материале подчеркивают важность проблемы формирования культуры межнационального общения на современном этапе.

В педагогике исследователями (А.Г. Асмолов, М. И. Богомолова, Г.Н. Волков, Л. М. Захарова, Н. Н. Матросова, Р. З. Хайруллин и др.) были разработаны исходные методологические основания и накоплен значительный теоретико-экспериментальный материал, позволяющий определить направления психолого-педагогической работы по воспитанию культуры межнационального общения у подрастающего поколения.

Анализ имеющихся исследований позволил выделить ряд противоречий между: провозглашением ценностей толерантности и национального равноправия в современном обществе и слабой разработкой педагогических механизмов их развития у детей школьного возраста; требованиями ФГОС в области социально-коммуникативного развития к организации педагогического процесса, обеспечивающего формирование основ понимающего, принимающего и уважительного отношения к иным национальным культурам, и отсутствием концептуально обоснованных программ и технологий интернационального воспитания детей в современном поликультурном образовательном пространстве.

Данные противоречия определили проблему данного исследования: необходимость выявления путей воспитания культуры межнационального общения у школьников.

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность воспитания культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: воспитание культуры межнационального общения у подрастающего поколения.

Предмет исследования — процесс воспитания культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему воспитания культуры межнационального общения в психолого-педагогической литературе;

2. Проследить генезис проблемы воспитание культуры межнационального общения школьников;

3. Определить уровень культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста, осуществить анализ и интерпретацию полученных результатов;


4. Разработать содержание работы по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников.

Методы исследования:

– теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и справочной литературы, сравнение, обобщение, систематизация;

– практические: анкетирование, беседа, диагностика.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов при разработке комплекса мер, направленных на воспитание культуры межнационального общения у школьников в практике образовательной организации.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

1.1. Проблема воспитания культуры межнационального общения в психолого-педагогической литературе

Культура общения как личностное образование в процессе социализации человека проходит множество уровней, каждый из которых характеризуется определенными знаниями и навыками в области коммуникации, степенью проявления толерантности к чужому мнению, что позволяет судить о выраженности данного качества у отдельной личности и коллектива в целом.

Общение между людьми является необходимым условием формирования и развития личности, усвоения ею духовных ценностей, осмысленной деятельности.

Культура общения, регулируя человеческие взаимоотношения и соотнося их с общественными требованиями, обеспечивает формирование в личности необходимых нравственных качеств и обуславливает стратегию поведения в социуме. Разновидностью общения является «межнациональное общение», с помощью которого личность реализует национальные отношения. Через понимание данного феномена можно уяснить сущность понятия «культуры межнационального общения».


С точки зрения Ф.С. Бабейко, межнациональное общение — это «обусловленная общественной потребностью активная деятельность этносов и наций по взаимопознанию и проявлению своего отношения к национальной стороне взаимоотношений»[2]. Данное определение является не в полной мере исчерпывающим и отражает, в основном, общую характеристику взаимодействия групп людей, не конкретизируя национальный аспект в общении.

По словам Л.М. Дробижевой, «сущность межнационального общения состоит в процессе сотрудничества множества индивидов, являющихся носителями национальных, классовых, и общечеловеческих универсальных интересов. Ее специфические особенности и своеобразие заключаются в способности актуализировать отношения между нациями, выявлять их скрытые стороны, то есть переводить их из неявного в явное. Оно может рассматриваться как составной элемент межнациональных отношений на межличностном уровне, подчиненный аналогичным закономерностям»[3].

Этот подход, важный с методологической точки зрения, дает возможность понять, что представители различных национальностей в процессе общения реализуют одновременно личностные и межнациональные отношения в системе социального взаимодействия. Однако данный подход, с учетом интерпретации общения как сотрудничества, не предполагает взаимодействия представителей различных национальностей, испытывающих неприязнь друг к другу.

На основании вышеуказанных подходов представляется возможным предположить, что межнациональное общение — это способ выражения отношений между представителями различных этносов, проявляющийся в межличностном общении, повседневной совместной деятельности, обусловленный потребностью в приобретении и накоплении социального опыта, а также приобщении его к культурным ценностям других национальностей.

Исходя из этого, можно предположить, что межнациональное общение может выступить как средство реализации межнациональных отношений на межличностном и социальном уровне, направленное на формирование культуры отношений между индивидуумами, способностей решать возникающие межэтнические конфликты мирными, гуманными, диалоговыми методами.

Р.Г. Абдулатипов в своем исследовании замечает, что «культура межнационального общения, обнаруживаясь необходимым атрибутом любой сферы межнациональных отношений, по природе своей есть феномен духовной жизни общества, в специфической форме отражающий морально-политическое, нравственное существо национальных отношений»[4].


Т.Ю. Бурмистрова и О.А. Дмитриев обусловливают культуру межнационального общения как «совокупность мировоззренческих, идейно-политических, нравственных, эстетических ценностей социализма, функционирующих, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе непосредственного и косвенного (опосредованного) общения»[5].

Н.С. Загорская рассматривает культуру межнационального общения как «систему, функционирование и развитие которой обеспечивает определенное социально-нравственное качество процесса взаимодействия субъектов межнационального общения. Содержание культуры межнационального общения как социального явления определяется через соотнесение ее объективных (нравственные ценности) и субъективных (социокультурные потребности и интересы) характеристик»[6].

Согласно, Н.Г. Марковой, «культура межнационального общения — совокупность специальных знаний, качеств личности, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах»[7].

В исследованиях Б.Х. Золотовой культура межэтнического общения представлена «системой характерных для наций, личности и общества в целом идей и представлений, способов, форм и видов специфической культурной деятельности, осуществляемой в целях углубления процесса взаимодействия и взаимовлияния людей различных национальностей»[8]. На взгляд данного автора, содержание культуры межэтнического общения определяет ее роль обществе в качестве социального регулятора поведения индивида и его взаимоотношений с представителями других этносов во всех сферах социальной жизни.

Н.Н. Назаренко, опираясь на определение, данное В.Г. Крысько, считает, что «культура межнационального общения — это способ деятельности, характеризующийся определенным уровнем готовности к продуктивному взаимодействию с представителями различных национальных групп»[9].

Социологический аспект изучения культуры межнационального общения представлен также диссертационным исследованием А.Н. Некрасовой, считавшей, что изучаемый социальный феномен является «… особым типом культуры представителей различных национальностей, характеризующийся этнокультурным взаимодействием, которое проявляется в национальном самосознании, демократизации общества, этнокультурной компетентности личности, такте и стремлению к межнациональному согласию во всех сферах общения»[10].