Файл: Исследование особенностей политики содействия конкуренции в регионе.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы конкуренции в регионе
1.1 Научный подход к понятию « региональная конкуренция»
1.2 Развитие конкуренции на региональных рынках для обеспечения экономической безопасности региона
Глава 2 Политика содействия региональной конкуренции
2.1. Ограничение конкуренции органами власти
2.2. Оценка состояния конкуренции региона на примере Ростовской области
Согласно Федеральному закону «О защите конкуренции», признаками ограниченной конкуренции являются:
1. Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;
2. Рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;
3. Отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;
4. Определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;
5. Иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации[23].
Основываясь на теории организационных полей, можно выделить пять основных признаков товарных рынков с ограниченной конкуренцией:
1. Осуществление конкурентных действий происходит между совокупностями фирм, имеющих сходную организационную форму и занимающих соответствующие рыночные ниши;
2. Наличие социальных контактов: участники рынка включены в переплетающиеся деловые сети, в рамках которых они наблюдают за действиями конкурентов и взаимодействуют друг с другом;
3. Установление согласованного порядка посредством вырабатывания конвенциональных и поддерживаемых правил;
4. Наличие властной иерархии;
5. Ведение символической конкурентной борьбы.
2.2. Оценка состояния конкуренции региона на примере Ростовской области
Одним из ключевых направлений государственной антимонопольной и конкурентной политики является развитие сферы малого и среднего предпринимательства в Ростовской области.
Сфере малого и среднего предпринимательства в России уделяется особое внимание и имеет особую актуальность. Вопросы развития МСП являются повесткой заседания Государственного совета России в 2015 г., а именно повышение эффективности государственной поддержки МСП, расширение доступа предпринимателей к кредитным ресурсам, решение проблем, связанных с кадровым обеспечением, налоговым и правовым регулированием, в том числе трудовых отношений, проведением проверок со стороны контрольно-надзорных органов.
Вместе с этим, институциональная среда МСП представлена рядом нормативно-правовых актов, среди которых Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства», также Распоряжение Правительства №1083-р от 02.06.2016 г. «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года», а также законами субъектов Российской федерации и региональными стратегиями. Также среда представлена рядом органов власти в функции которых входят вопросы развития и регулирования сферы МСП, организации обеспечивающие инфраструктуру предпринимательства.
Цель Стратегии – развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов инновационного развития страны и улучшения отраслевой структуры экономики.
В случае успешной реализации Стратегии к 2030 г. удастся увеличить долю МСП в ВВП страны в два раза (с 20 до 40%), оборот МСП в 2,5 раза, производительность труда в 2 раза, долю занятых в сфере МСП до 35%.
Развитая сфера МСП: создает новые рабочие места; обеспечивает самозанятость населения; стимулирует рост инновационности экономики; повышает конкурентоспособность предприятий; смягчает влияние экономических кризисов; обеспечивает диверсификацию отраслевой структуры экономики.
Таблица 1.
Численность МСП в России, тыс.
Размер |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
ИП |
3443 |
3774 |
4100 |
2742 |
2653 |
4119 |
1594 |
3550 |
3558 |
2929,4 |
Малые |
1137,4 |
1347,7 |
1600 |
1644,3 |
1836,4 |
2003 |
2063 |
2103 |
2110 |
|
Средние |
14,2 |
25,2 |
15,9 |
13,8 |
13,7 |
13,7 |
13,7 |
Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о резком сокращении ИП в 2013 году (на 60%) и недостижимости этого уровня на сегодняшний день.
Численность занятых в МСП в России 18 млн. человек (24% экономически активного населения). Доля в ВВП около 21%.
В сопоставлении со странами Европейского союза можно отметить отставание МСП от среднеевропейских показателей. Доля занятых в МСП -60-70%, доля в ВВП на уровне 50-60%.
Исходя из указанных данных в таблице 2 можно сделать вывод о том, что сфера торговли занимает наибольший вес для ИП и малых предприятий. В сфере среднего предпринимательства примерно сопоставимые сферы промышленного производства и торговли.
Таблица 2.
Отраслевой разрез МСП в России, в %.
Отрасль |
ИП |
Малые (включая микро) |
Средние |
Сельское хозяйство |
5,3 |
7,7 |
16,8 |
Промышленное производство |
4,5 |
26,1 |
28,4 |
Строительство |
3 |
24,3 |
11,6 |
Торговля |
54 |
70,3 |
26,4 |
Транспорт и связь |
12,4 |
12,5 |
4,7 |
Операции с недвижимостью, аренда и услуги |
11,7 |
41 |
9,6 |
Прочие услуги |
9,2 |
18,1 |
2,4 |
По результатам 2016 года, согласно данным Росстата, доля обрабатывающей промышленности в структуре малого бизнеса, например, в Ростовской области — менее 9%, а в Краснодарском крае — менее семи. А количество занятых в малом бизнесе в Ростовской области составляет 15,3%, в Краснодарском крае — 15,8%, в целом же по ЮФО это лишь 13,5%.
В общем виде, основными нарушениями антимонопольного законодательства являются: монополистическая деятельность; недобросовестная конкуренция; антиконкурентные акты и действия органов власти; другие нарушения.
При этом следует обратить внимание на то, что порядком 50% всех устраненных нарушений приходится на сферу антиконкурентных действий органов власти.
В 2016 году в Ростовской области был проведен мониторинг состояния развития конкурентной среды в Ростовской области (в рамках реализации Стандарта развития конкуренции в регионах России).
Одним из основных негативных факторов, препятствующих развитию конкуренции, являются административные барьеры (ограничения ведения предпринимательской деятельности и входа на рынок новых участников, создаваемые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными аналогичными правами), снижающие стимулы входа на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки. Такой точки зрения придерживаются 43,8 % респондентов.
Результаты мониторинга показали, что в МСП нет единого и слаженного мнения, на что в первую очередь должна быть направлена работа по развитию конкуренции в Ростовской области. Большинство ответов субъектов предпринимательской деятельности о приоритетности направлений работы по развитию конкуренции получено по следующим направлениям:
— контроль работы естественных монополий, таких как водоснабжение, электро- и теплоснабжение, ж/д и авиатранспорт (15,4 % опрошенных);
— контроль за ростом цен (15,2 %);
— обеспечение условий, чтобы одна компания не полностью диктовала условия на рынке (14,9 %);
— создание условий для увеличения хозяйствующих субъектов на рынках Ростовской области (12,9 %);
— повышение открытости процедур региональных и муниципальных конкурсов и закупок (12,3 %);
— помощь начинающим предпринимателям (9,6 %).
С точки зрения развития конкуренции субъектам предпринимательской деятельности наименее значимыми, недейственными направлениями были названы:
— сокращение муниципальных предприятий, оказывающих услуги населению, за счет появления новых коммерческих предприятий (3,2 %);
— обеспечение добросовестной конкуренции (3,0 %);
— обеспечение того, чтобы все желающие заняться бизнесом могли получить эту возможность (2,9 %);
— юридическая защита предпринимателей (2,6 %);
— обеспечение качества продукции (2,4 %);
— создание системы информирования населения о работе различных компаний, защите прав потребителей и состоянии конкуренции (2,3 %);
— ведение учета обращений граждан, связанных с проблемами развития конкуренции (2,1 %).
Вариант «Другое» выбрали лишь 1,2 % респондентов из числа субъектов предпринимательской деятельности
2.3. Практические вопросы внедрения «Стандарта развития конкуренции» в субъектах Российской Федерации
Начиная с 2015 года российские регионы осуществляют реализацию положений Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее — Стандарт).
Он утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. No 1738-р.
Стандарт является одним из ключевых инструментов для формирования и реализации конкурентной политик и на региональном уровне. Он представляет собой пошаговую инструкцию для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части выработки механизмов реализации данной политики.
Деятельность по содействию развитию конкуренции на основе Стандарта является одним из направлений для оценки эффективности деятельности глав регионов и региональных органов исполнительной власти.
Представим полномочия участников внедрения Стандарта:
-ФАС РФ. ммьтт содействии субъектам РФ ФАС России-содействие субъектам РФ по внедрению Стандарта, методическая и аналитическая поддержка в части проведения мониторинга и анализа состояния конкуренции, ежегодный доклад с учетом докладов регионов.
—Минэкономразвития=России-содействие субъектам РФ по внедрению Стандарта (консультативная помощь регионам по мере поступления соответствующих обращений по вопросам внедрения).
— АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»- содействие внедрению Стандарта.
— Аналитический центр при Правительстве РФ – анализ докладов о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров и услуг субъектов РФ, информационно – организационная поддержка внедрения Стандарта
В 2017 году регионы во второй раз отчитались по результатам реализации данного направления, предоставив сведения о реализации положений Стандарта в Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации (далее—Аналитический центр), Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Минэкономразвития России и ФАС России.
Рис. 2 Количество субъектов РФ, выполнивших требования Стандарта
В 2015 год Перечень разрабатывался с учетом старой редакции приложения к Стандарта, которое включало в себя следующие социально значимые рынки:
— рынок услуг дошкольного образования;
— рынок медицинских услуг;
— рынок розничной торговли;
— рынок услуг ЖКХ;
— рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом;
— рынок услуг широкополосного доступа в информационно
— телекоммуникационную сеть "Интернет".
Согласно новой редакции Стандарта обязательный перечень дополнен следующими социально значимыми рынками:
— рынок услуг дополнительного образования детей;
— рынок услуг детского отдыха и оздоровления;
— рынок услуг психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
— рынок услуг в сфере культуры;
— рынок услуг социального обслуживания населения.
На март 2016 года перечни разработаны и утверждены в 65 субъектах Российской Федерации.
Представим организационное впечатление «Соглашение между Правительством Ульяновской области, Ульяновским УФАС России и Советом муниципальных образований о внедрении в Стандарта развития конкуренции.