Файл: Исследование особенностей политики содействия конкуренции в регионе.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы конкуренции в регионе
1.1 Научный подход к понятию « региональная конкуренция»
1.2 Развитие конкуренции на региональных рынках для обеспечения экономической безопасности региона
Глава 2 Политика содействия региональной конкуренции
2.1. Ограничение конкуренции органами власти
2.2. Оценка состояния конкуренции региона на примере Ростовской области
Эта специфика накладывает отпечаток и на различное методологическое и организационное понимание деятельности по обеспечению экономической безопасности регионов. В то же время, важнейшими универсальными атрибутами экономической безопасности являются устойчивость/стабильность и развитие/ экономический рост.
Понимая экономическую безопасность региона как "...способность его экономики поэтапно улучшать качество жизни населения... противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов... обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность"[13]отметим наиболее значимые аспекты региональной экономической безопасности:
-поддержание и развитие инфраструктуры региона «Национальная безопасность России: актуальные аспекты» (экономической, социальной, информационной и т.д.);
-обеспечение достаточного уровня самообеспечения региона (удовлетворение потребностей жителей в важнейших видах продукции);
- обеспечение комфортных условий и справедливых возможностей для развития бизнеса, в т.ч. внутрирегионального.
Одним из таких факторов, способствующих социально-экономическому развитию региона, и, как следствие, выступающим одним из элементов его экономической безопасности, является формирование и развитие конкурентной среды на потребительских региональных рынках, где производство и потребление продукции которых локализовано, как правило, внутри региона.
Конкуренция – непременное условие развития рыночных отношений, повышения эффективности производства, удовлетворения запросов потребителей. Развитие конкуренции направляет производителей на снижение издержек и улучшение качества производимой продукции, внедрение новых технологий и эффективных способов производства, является одним из условий экономического роста[14].
Связь между конкуренцией и экономическим ростом сложно эмпирически доказуема, несмотря на многочисленные попытки выявить эту зависимость. Но "даже если не во всех случаях удается эмпирически подтвердить гипотезу о пользе конкуренции и соответственно о вреде ограничений конкуренции, исследователи раз за разом получают подтверждения преимуществ конкуренции"[15].
Неразвитость конкуренции имеет и иные измерения, особенно в долгосрочной перспективе. Это обусловлено не только проблемами экономического характера (например, высокими неконкурентными ценами), но и проблемами другого плана. Например, неудовлетворенностью иных потребностей, таких как предпринимательская самореализация; возможность выбора альтернативной деятельности и т.д. Развитие конкуренции –это воздействие на стимулы участников рынков.
Конкуренция не строит новых заводов, не открывает новых компаний, не разрабатывает рекомендаций: как именно следует вести бизнес, какие инновации внедрять и когда, как добиваться снижения издержек. Однако именно она заставляет людей делать все вышеперечисленное[16].
Низкий уровень внутрирегиональной конкуренции часто сопряжен с неблагоприятными условиями ведения бизнеса, высоким уровнем монополизации рынков, значительным объемом государственного сектора, наличием барьеров, создаваемых как «... со стороны органов власти и местного самоуправления, так и хозяйствующих субъектов, обладающих рыночной властью и определяющих правила игры».
Развитие внутрирегиональной конкуренции стабилизирует экономику региона, делает ее менее зависимой от воздействия неблагоприятных факторов, повышает экономический рейтинг региона в целом.
Развитие конкуренции в регионе – важнейший приоритет государственной экономической политики. Это проявляется не только «...во встраивании конкуренции во многие базовые программы по развитию экономики... и повышению степени интенсивности конкуренции на отраслевом и региональном уровнях»[17], но и зафиксирован на нормативном уровне, примером чему является принятый в 2015 году «Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации».
Стандарт развития конкуренции предусматривает проведение ежегодного мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг региона.
Детальные результаты такого мониторинга являются, прежде всего, информационно- аналитической основой разработки и реализации органами власти дорожных карт развития конкуренции на территории.
Но агрегированные результаты могут служить «Национальная безопасность России: актуальные аспекты» обобщенной оценкой развития конкуренции на региональном рынке
. Не вдаваясь в теоретические и методические аспекты различных трактовок конкуренции и способов ее измерения, отметим лишь, что «...существует множество подходов к такому измерению, но каждый подход предназначен для ответа на конкретный вопрос, решения конкретных задач...»[18].
На рисунке 1 предложена обобщенная схема агрегирования оценок конкуренции на потребительском рынке региона.
Рис. 1 Схема агрегирования оценок состояния конкуренции на потребительских рынках региона
Показатели конкуренции представлены в виде двух групп.
Первая группа - показатели, отражающие условия конкуренции, находящиеся под влиянием возможного регулирующего воздействия со стороны органов власти. Например, к ним могут быть отнесены: показатели барьеров входа в отрасль; доступа к инфраструктуре и ресурсам; уровень экономической, институциональной, информационной поддержки бизнеса.
Вторая группа – результирующие показатели, характеризующие состояние конкурентной среды и восприятие конкуренции со стороны фирм - производителей и конечных потребителей.
К таким показателям можно отнести:
а) показатели среды – равенство условий доступа к ресурсам и рынкам;
б) результаты для бизнеса – экономическая целесообразность деятельности; устойчивость конкурентной позиции фирмы;
в) результаты для населения –тенденции изменения цен на товары и услуги, улучшение качества товаров и услуг, расширение выбора товаров и услуг[19].
Операционализация вышеприведенных показателей и методы получения и обработки соответствующих данных здесь не рассматриваются. Отметим только, что источником информации могут выступать данные статистических органов, антимонопольных служб, органов защиты прав потребителей, предпринимательских сообществ, а также опросы предпринимателей и потребителей.
Агрегирование данных опробовано на основе следующих методов:
— на этапе опроса участников рынка
– факторный анализ (выделение латентного фактора на основе
анализа массивов данных отдельно по потребителям, отдельно
–по фирмам -производителям);
— на этапе построения матрицы сопоставления оценок конкуренции двумя сторонами рынка
–построение гистограмм распределения значений латентных факторов, выявленных на предыдущем этапе;
— на этапах построения шкал по отраслям и региону
–взвешенная оценка с учетом коэффициентов значимости, определенных экспертным путем[20].
Развитие конкуренции является необходимым (но не остаточным) условием для:
а) формирования относительной экономической независимости важнейших подсистем социально-экономической системы региона, что позволит региону успешно функционировать и участвовать в межрегиональных связях;
б) стабильности и устойчивости региональной экономики; в) создания благоприятного бизнес- климата. И как следствие, развитие конкуренции служит важным элементом экономической безопасности
Вывод по главе.
Таким образом, можно сделать вывод, что конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночной экономики, тип взаимоотношений производителей относительно установления цен и объема предложения товаров на рынке.
В результате, экономическая конкуренция с поиском новых форм методов производства, использование новейших технологий, методов организации и управления производством, законом или договором, а не наоборот, и приведет к увеличению прибыли.
Развитие конкуренции значительно повышает степень жесткости бюджетных ограничений предприятий. Бюджетные ограничения заключаются в том, что денежные расходы предприятия строго ограничены денежными средствами, которые принадлежат им, и текущим денежным доходом.
Глава 2 Политика содействия региональной конкуренции
2.1. Ограничение конкуренции органами власти
Рассмотрим ограничение конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями (далее - органы власти, иные организации).
Нормы антимонопольного законодательства устанавливают требования, направленные не только хозяйствующим субъектам, но и органам власти, иным организациям, допускающим в своей деятельности антиконкурентные проявления. Форма таких проявлений может быть индивидуальной или коллективной (согласованной)[21].
Индивидуальные антиконкурентные проявления в деятельности органов власти, иных организаций выражаются в принятии актов и (или) совершении действий, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Статьей 7 Закона о конкуренции установлен примерный перечень антиконкурентных актов (действий) органов власти, иных организаций. Направленность актов (действий) подобного рода различна и может быть связана с введением ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, установлением незаконных требований к процессу осуществления предпринимательской деятельности, необоснованным предоставлением льгот отдельным хозяйствующим субъектам[22]. Такие акты (действия) органов власти, иных организаций являются неправомерными и признаются недействительными по решению суда. Исключение составляют согласованные с антимонопольным органом решения о предоставлении льгот и преимуществ хозяйствующим субъектам.
Закон о конкуренции запрещает также наделять органы власти, иные организации полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Кроме того, установлен запрет на совмещение функций органов власти, иных организаций с функциями хозяйствующих субъектов*(703), наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Коллективные формы антиконкурентной деятельности органов власти, иных организаций выражаются в заключении в любой форме соглашений органами власти, иными организациями между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Примерный перечень таких соглашений установлен ст. 8 Закона о конкуренции. В частности, они приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), разделу рынка по различным основаниям, ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов. Соглашения подобного рода не соответствуют нормам антимонопольного законодательства и признаются недействительными по решению суда.
Нормы ст. 9 Закона о конкуренции регламентируют антимонопольные требования к проведению конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления*(704). Нарушение установленных требований является основанием для признания судом конкурса недействительным.
При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства Федеральная антимонопольная служба (ее территориальные управления) возбуждают дела, по результатам рассмотрения которых принимают решения и выдают предписания*(705). Предписания адресованы хозяйствующим субъектам или органам власти, иным организациям и обязательны для исполнения. Следует обратить внимание, что антимонопольный орган не вправе выдавать предписания об отмене или изменении противоречащих антимонопольному законодательству актов законодательных органов власти субъектов РФ. Такие акты признаются недействительными на основании решения суда.
Решения или предписания могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня принятия или выдачи решения или предписания. Подача заявления приостанавливает исполнение решения и предписания антимонопольного органа о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, об изменении условий или о расторжении договоров и иных сделок, о заключении договоров с хозяйствующими субъектами на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.