Файл: Исследование особенностей политики содействия конкуренции в регионе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы. Вот уже 25 лет российская экономика развивается на принципах рыночных отношений, неотъемлемой и основополагающей частью которых является конкуренция. Она создаёт условия, требующие от фирмы, которая стремится к повышению эффективности своей финансово-хозяйственной деятельности, увеличения доли рынка и удлинения жизненного цикла, чёткого позиционирования себя на рынке, объективного восприятия своего положения относительно конкурентов и возможность осуществлять планирование и прогнозирование с высокой долей вероятности в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах.

Развитие конкуренции на уровне регионов России на сегодняшний день является особо актуальным направлением государственной антимонопольной и конкурентной политики.

Степень научной разработанности. Вопросы конкурентного анализа являются традиционными для многих зарубежных ученых. Например, заслуженным авторитетом пользуются работы И. Ансоффа, Р. Уотермена, Ф. Котлера, П. Друкера и других.

В последние годы наблюдается возросшее внимание отечественных ученых к данной проблеме, в частности очень интересны работы Е.П. Голубкова, Ю.П. Коробова, Э.А. Уткина, Р.А. Фатхутдинова, В.С. Тукача и других.

Цель курсовой работы: исследование особенностей политики содействия конкуренции в регионе.

Задачи курсовой работы:

-раскрыть научный подход к понятию «конкуренция»;

-представить классификацию видов конкуренции в рамках теорий конкуренции;

-выявить особенности ограничения конкуренции органами власти;

-оценить состояние конкуренции региона на примере Ростовской области;

- представить практические вопросы внедрения «Стандарта развития конкуренции» в субъектах Российской Федерации.

Предмет исследования: особенности политики содействия конкуренции в регионе.

Объект исследования: регионы РФ.

В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ документов и статистических данных; а также наблюдение, сравнение.

Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников.

В главе 1 «Теоретические основы конкурентного анализа» раскрыты научные подходы к понятию «конкуренция», «региональная конкуренция», а также представлена классификация видов конкуренции.

Глава 2 «Политика содействия региональной конкуренции» описывает  ограничение  конкуренции органами власти, оценку состояния конкуренции региона на примере Ростовской области, а также представлен анализ практических вопросов внедрения «Стандарта развития конкуренции» в субъектах Российской Федерации


В заключении приводятся выводы, основанные на результатах исследования.

Глава 1. Теоретические основы конкуренции в регионе

1.1 Научный подход к понятию « региональная конкуренция»

Главной характеристикой нынешнего экономического развития России является экономический рост. В годы реформ отечественные экономисты были вынуждены больше говорить об экономическом кризисе, о самых острых проблемах, возникших при переходе к рыночному типу экономической системы[1].

Сегодня Россия переживает существенно отличный период. В интересах обеспечения долгосрочного экономического роста необходимы согласованные действия государственных органов и хозяйствующих субъектов. С экономическим ростом зарождается надежда на улучшение экономической ситуации в стране, повышением уровня жизни.

Устойчивость экономического роста страны определяется рядом условий и предпосылок.

Исключительно важной предпосылкой для экономического роста является развитие конкуренции и конкурентоспособности российских производителей.

Механизм экономического роста не может возникнуть спонтанно.

Во- первых, это требует особой социокультурной среды, «атмосферы обновления и восстановления», характеризующейся консенсусом элиты, ведущих социальных групп и широких масс о целях развития и способах их достижения. Это, в частности, предполагает четкие характеристики перспектив: каковы будут выгоды экономического роста для конкретных социальных групп и общества в целом, какова цена роста и кто будет платить эту цену.

Во- вторых, необходим предмет экономического роста. Не обходимо сосредоточить внимание на ключевых институтах и структурах экономики и общества, на расширенном воспроизводстве и качественном обновлении. Их перспективы жизни, статусные возможности, стратегические интересы должны быть закрыты для расширения национального богатства и производительного капитала, а не их перераспределения.

В-третьих, необходимы конкретные и достаточно мощные движущие силы восстановления экономики. Переход к новому качеству невозможен без формирования особого промышленного и экономического порядка - группы взаимосвязанных производств и экономических институтов, которые образуют системную целостность и обладают не только потенциалом роста, но и достаточной «критической массой» для качественной трансформация экономики.


Экономический рост никогда не бывает единым - он всегда сопровождается структурной разбивкой, ростом дифференциации и напряженности между отдельными сегментами экономики, перераспределением ресурсов из отсталых секторов экономики, социальных групп, территорий в интенсивно развивающийся образ жизни. Рыночная экономика немыслима без реализации принципа конкуренции.

Конкуренция – конкурентная борьба (соперничество) между различными субъектами на рынке труда, за более выгодные условия существования , дохода и реализации товаров. По отношению друг к другу, все субъекты рыночной экономики, являются конкурентами[2].

Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - процесс экономического сотрудничества, отношений и борьбы между компаниями на рынке, с тем чтобы обеспечить наилучшие возможности для сбыта своей продукции, чтобы удовлетворить различные потребности клиентов и максимизации прибыли.

В условиях рыночной экономики, конкурентная борьба, является важным фактором между потребителем и производителем. Таким образом, если на рынок продаж поступает много товаров, чем должно быть, то продавцы будут бороться за покупателей, снижая при этом цены[3].

Если на рынке продаж будет мало товаров, чем готовы приобрести покупатели, то покупатели будут соперничать между собой за продавца, содействуя этим увеличению стоимости.

Развитие конкуренции идет вместе с развитием товарно - денежных отношений. Формирование конкуренции, проходит совместно с развитием товарно – денежных взаимоотношений.

При самых разных подходах и трактовках рынка ключевым является вопрос взаимодействия его субъектов, который в более узком понимании сводится к проблеме конкуренции и факторах, ее ограничивающих.

Само понятие «конкуренция» используется во многих экономических работах, и каждый автор трактует его по-своему. Так, Э.Чемберлен утверждает, что большинство цен включают в себя элементы монополии, сочетающиеся различным образом с конкуренцией, и что очень часто это приводит к установлению таких цен равновесия, которые не уравновешивают предложение и спрос[4].

Й. Шумпетер определяет конкуренцию как борьбу старого и нового с инновациями, А. Маршалл – как состязание одного человека с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо. По мнению В. Радаева, конкуренция – это действие двух и более участников рынка, нацеленные на получение одного и того же ограниченного ресурса[5].


Согласно работам В.А. Беспалько, ограниченная конкуренция есть реализация конкурентных процессов в детерминированной системе норм запретительного, ограничительного и стимулирующего характера, а также обычаев делового оборота[6]. Р.В. Рыбальченко выделяет два типа ограниченной конкуренции: хищническая и продуктивная. Хищническая конкуренция представляет собой хищническое поведение на рынке в результате отсутствия результативной системы барьеров[7].

Продуктивная конкуренция – это конкурентные действия, способствующие росу количественных и качественных социально-экономических показателей развития промышленных предприятий, отраслей, комплексов при одновременном росте конкурентоспособности отечественной промышленной продукции и увеличении ее потребления на внутреннем и международном рынках[8].

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночной экономики, тип взаимоотношений производителей относительно установления цен и объема предложения товаров на рынке.

Конкуренция является одним из наиболее эффективных и эффективных способов стимулирования деловой активности, овладения достижениями научно- технического прогресса, повышения качества продукции, удовлетворения меняющихся потребностей потребителей. Отсутствие конкуренции неизбежно приводит к застойным явлениям.

Развитие конкуренции значительно повышает степень жесткости бюджетных ограничений предприятий. Бюджетные ограничения заключаются в том, что денежные расходы предприятия строго ограничены денежными средствами, которые принадлежат им, и текущим денежным доходом. На российских предприятиях строгие бюджетные ограничения возникли только после их приватизации, в результате чего они не могут увеличить свои расходы за счет субсидий, льготных кредитов, списаний долгов и т.д.

Конкуренция ставит всех участников экономической жизни в абсолютно равную позицию. Сила конкуренции направляет мотив личной выгоды таким образом, что она автоматически и невольно способствует наилучшему удовлетворению общественных интересов[9].

Цель экономики и экономической политики государства (региона) - повысить благосостояние народа.

Средством ее достижения является конкуренция. «Наиболее эффективным средством достижения процветания, -подчеркнул Л. Эрхард, - является конкуренция, которая позволяет всем людям использовать экономический прогресс, особенно в их роли потребителей»[10].


..Конкуренция уничтожает все привилегии, которые не являются прямым результатом труда.

Задача властей - обеспечить условия для функционирования конкурентных рыночных механизмов.

Общество заинтересовано в наиболее рациональном использовании ограниченных экономических ресурсов.

В нынешних конкурентных условиях фирмы вынуждены использовать наиболее оптимальное сочетание ресурсов для производства этого объема продукции. Неспособность отдельных фирм реализовать наиболее рационально используемые производственные факторы и оптимизировать их сочетание означает, в конечном счете, их устранение от рынка другими конкурентами. Конкуренция обеспечивает широкое и интенсивное развитие экономики и стимулирует накопление индивидуального и социального капитала.

1.2 Развитие конкуренции на региональных рынках для обеспечения экономической безопасности региона

Необходимым условием экономической безопасности России является экономическая безопасность регионов. Последнее предполагает, как относительную независимость и по многим Всероссийская научно-практическая конференция аспектам самодостаточность экономик регионов, так и синергию их взаимодействия. Обеспечение экономической безопасности регионов является важной составляющей экономической безопасности страны и зоной ответственности региональных властей: "...причины многих угроз экономической безопасности заложены на региональном уровне..."[11], и «...все более очевидным становится тот факт, что интересы национальной безопасности государства требуют достижения и поддержания устойчивого и безопасного развития всех регионов страны...»[12].

Регионы, являясь подсистемами национальной экономики, участвуют в комплексном развитии страны. Но в то же время с учетом собственной структуры и потенциала выполняют относительно самостоятельную функцию саморазвития в части удовлетворения экономических и иных интересов населения региона.

Характер и уровень реализации этой функции может существенно различаться от региона к региону, что в контексте экономической безопасности всей страны обусловливает их взаимосвязь и взаимозависимость. Экономическое развитие каждого региона имеет свою специфику, что обусловливает особенности обеспечения экономической безопасности регионов.