Файл: Исследование особенностей политики содействия конкуренции в регионе.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы конкуренции в регионе
1.1 Научный подход к понятию « региональная конкуренция»
1.2 Развитие конкуренции на региональных рынках для обеспечения экономической безопасности региона
Глава 2 Политика содействия региональной конкуренции
2.1. Ограничение конкуренции органами власти
2.2. Оценка состояния конкуренции региона на примере Ростовской области
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. Вот уже 25 лет российская экономика развивается на принципах рыночных отношений, неотъемлемой и основополагающей частью которых является конкуренция. Она создаёт условия, требующие от фирмы, которая стремится к повышению эффективности своей финансово-хозяйственной деятельности, увеличения доли рынка и удлинения жизненного цикла, чёткого позиционирования себя на рынке, объективного восприятия своего положения относительно конкурентов и возможность осуществлять планирование и прогнозирование с высокой долей вероятности в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах.
Развитие конкуренции на уровне регионов России на сегодняшний день является особо актуальным направлением государственной антимонопольной и конкурентной политики.
Степень научной разработанности. Вопросы конкурентного анализа являются традиционными для многих зарубежных ученых. Например, заслуженным авторитетом пользуются работы И. Ансоффа, Р. Уотермена, Ф. Котлера, П. Друкера и других.
В последние годы наблюдается возросшее внимание отечественных ученых к данной проблеме, в частности очень интересны работы Е.П. Голубкова, Ю.П. Коробова, Э.А. Уткина, Р.А. Фатхутдинова, В.С. Тукача и других.
Цель курсовой работы: исследование особенностей политики содействия конкуренции в регионе.
Задачи курсовой работы:
-раскрыть научный подход к понятию «конкуренция»;
-представить классификацию видов конкуренции в рамках теорий конкуренции;
-выявить особенности ограничения конкуренции органами власти;
-оценить состояние конкуренции региона на примере Ростовской области;
- представить практические вопросы внедрения «Стандарта развития конкуренции» в субъектах Российской Федерации.
Предмет исследования: особенности политики содействия конкуренции в регионе.
Объект исследования: регионы РФ.
В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ документов и статистических данных; а также наблюдение, сравнение.
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников.
В главе 1 «Теоретические основы конкурентного анализа» раскрыты научные подходы к понятию «конкуренция», «региональная конкуренция», а также представлена классификация видов конкуренции.
Глава 2 «Политика содействия региональной конкуренции» описывает ограничение конкуренции органами власти, оценку состояния конкуренции региона на примере Ростовской области, а также представлен анализ практических вопросов внедрения «Стандарта развития конкуренции» в субъектах Российской Федерации
В заключении приводятся выводы, основанные на результатах исследования.
Глава 1. Теоретические основы конкуренции в регионе
1.1 Научный подход к понятию « региональная конкуренция»
Главной характеристикой нынешнего экономического развития России является экономический рост. В годы реформ отечественные экономисты были вынуждены больше говорить об экономическом кризисе, о самых острых проблемах, возникших при переходе к рыночному типу экономической системы[1].
Сегодня Россия переживает существенно отличный период. В интересах обеспечения долгосрочного экономического роста необходимы согласованные действия государственных органов и хозяйствующих субъектов. С экономическим ростом зарождается надежда на улучшение экономической ситуации в стране, повышением уровня жизни.
Устойчивость экономического роста страны определяется рядом условий и предпосылок.
Исключительно важной предпосылкой для экономического роста является развитие конкуренции и конкурентоспособности российских производителей.
Механизм экономического роста не может возникнуть спонтанно.
Во- первых, это требует особой социокультурной среды, «атмосферы обновления и восстановления», характеризующейся консенсусом элиты, ведущих социальных групп и широких масс о целях развития и способах их достижения. Это, в частности, предполагает четкие характеристики перспектив: каковы будут выгоды экономического роста для конкретных социальных групп и общества в целом, какова цена роста и кто будет платить эту цену.
Во- вторых, необходим предмет экономического роста. Не обходимо сосредоточить внимание на ключевых институтах и структурах экономики и общества, на расширенном воспроизводстве и качественном обновлении. Их перспективы жизни, статусные возможности, стратегические интересы должны быть закрыты для расширения национального богатства и производительного капитала, а не их перераспределения.
В-третьих, необходимы конкретные и достаточно мощные движущие силы восстановления экономики. Переход к новому качеству невозможен без формирования особого промышленного и экономического порядка - группы взаимосвязанных производств и экономических институтов, которые образуют системную целостность и обладают не только потенциалом роста, но и достаточной «критической массой» для качественной трансформация экономики.
Экономический рост никогда не бывает единым - он всегда сопровождается структурной разбивкой, ростом дифференциации и напряженности между отдельными сегментами экономики, перераспределением ресурсов из отсталых секторов экономики, социальных групп, территорий в интенсивно развивающийся образ жизни. Рыночная экономика немыслима без реализации принципа конкуренции.
Конкуренция – конкурентная борьба (соперничество) между различными субъектами на рынке труда, за более выгодные условия существования , дохода и реализации товаров. По отношению друг к другу, все субъекты рыночной экономики, являются конкурентами[2].
Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - процесс экономического сотрудничества, отношений и борьбы между компаниями на рынке, с тем чтобы обеспечить наилучшие возможности для сбыта своей продукции, чтобы удовлетворить различные потребности клиентов и максимизации прибыли.
В условиях рыночной экономики, конкурентная борьба, является важным фактором между потребителем и производителем. Таким образом, если на рынок продаж поступает много товаров, чем должно быть, то продавцы будут бороться за покупателей, снижая при этом цены[3].
Если на рынке продаж будет мало товаров, чем готовы приобрести покупатели, то покупатели будут соперничать между собой за продавца, содействуя этим увеличению стоимости.
Развитие конкуренции идет вместе с развитием товарно - денежных отношений. Формирование конкуренции, проходит совместно с развитием товарно – денежных взаимоотношений.
При самых разных подходах и трактовках рынка ключевым является вопрос взаимодействия его субъектов, который в более узком понимании сводится к проблеме конкуренции и факторах, ее ограничивающих.
Само понятие «конкуренция» используется во многих экономических работах, и каждый автор трактует его по-своему. Так, Э.Чемберлен утверждает, что большинство цен включают в себя элементы монополии, сочетающиеся различным образом с конкуренцией, и что очень часто это приводит к установлению таких цен равновесия, которые не уравновешивают предложение и спрос[4].
Й. Шумпетер определяет конкуренцию как борьбу старого и нового с инновациями, А. Маршалл – как состязание одного человека с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо. По мнению В. Радаева, конкуренция – это действие двух и более участников рынка, нацеленные на получение одного и того же ограниченного ресурса[5].
Согласно работам В.А. Беспалько, ограниченная конкуренция есть реализация конкурентных процессов в детерминированной системе норм запретительного, ограничительного и стимулирующего характера, а также обычаев делового оборота[6]. Р.В. Рыбальченко выделяет два типа ограниченной конкуренции: хищническая и продуктивная. Хищническая конкуренция представляет собой хищническое поведение на рынке в результате отсутствия результативной системы барьеров[7].
Продуктивная конкуренция – это конкурентные действия, способствующие росу количественных и качественных социально-экономических показателей развития промышленных предприятий, отраслей, комплексов при одновременном росте конкурентоспособности отечественной промышленной продукции и увеличении ее потребления на внутреннем и международном рынках[8].
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночной экономики, тип взаимоотношений производителей относительно установления цен и объема предложения товаров на рынке.
Конкуренция является одним из наиболее эффективных и эффективных способов стимулирования деловой активности, овладения достижениями научно- технического прогресса, повышения качества продукции, удовлетворения меняющихся потребностей потребителей. Отсутствие конкуренции неизбежно приводит к застойным явлениям.
Развитие конкуренции значительно повышает степень жесткости бюджетных ограничений предприятий. Бюджетные ограничения заключаются в том, что денежные расходы предприятия строго ограничены денежными средствами, которые принадлежат им, и текущим денежным доходом. На российских предприятиях строгие бюджетные ограничения возникли только после их приватизации, в результате чего они не могут увеличить свои расходы за счет субсидий, льготных кредитов, списаний долгов и т.д.
Конкуренция ставит всех участников экономической жизни в абсолютно равную позицию. Сила конкуренции направляет мотив личной выгоды таким образом, что она автоматически и невольно способствует наилучшему удовлетворению общественных интересов[9].
Цель экономики и экономической политики государства (региона) - повысить благосостояние народа.
Средством ее достижения является конкуренция. «Наиболее эффективным средством достижения процветания, -подчеркнул Л. Эрхард, - является конкуренция, которая позволяет всем людям использовать экономический прогресс, особенно в их роли потребителей»[10].
..Конкуренция уничтожает все привилегии, которые не являются прямым результатом труда.
Задача властей - обеспечить условия для функционирования конкурентных рыночных механизмов.
Общество заинтересовано в наиболее рациональном использовании ограниченных экономических ресурсов.
В нынешних конкурентных условиях фирмы вынуждены использовать наиболее оптимальное сочетание ресурсов для производства этого объема продукции. Неспособность отдельных фирм реализовать наиболее рационально используемые производственные факторы и оптимизировать их сочетание означает, в конечном счете, их устранение от рынка другими конкурентами. Конкуренция обеспечивает широкое и интенсивное развитие экономики и стимулирует накопление индивидуального и социального капитала.
1.2 Развитие конкуренции на региональных рынках для обеспечения экономической безопасности региона
Необходимым условием экономической безопасности России является экономическая безопасность регионов. Последнее предполагает, как относительную независимость и по многим Всероссийская научно-практическая конференция аспектам самодостаточность экономик регионов, так и синергию их взаимодействия. Обеспечение экономической безопасности регионов является важной составляющей экономической безопасности страны и зоной ответственности региональных властей: "...причины многих угроз экономической безопасности заложены на региональном уровне..."[11], и «...все более очевидным становится тот факт, что интересы национальной безопасности государства требуют достижения и поддержания устойчивого и безопасного развития всех регионов страны...»[12].
Регионы, являясь подсистемами национальной экономики, участвуют в комплексном развитии страны. Но в то же время с учетом собственной структуры и потенциала выполняют относительно самостоятельную функцию саморазвития в части удовлетворения экономических и иных интересов населения региона.
Характер и уровень реализации этой функции может существенно различаться от региона к региону, что в контексте экономической безопасности всей страны обусловливает их взаимосвязь и взаимозависимость. Экономическое развитие каждого региона имеет свою специфику, что обусловливает особенности обеспечения экономической безопасности регионов.