Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости – региональный гендерный аспект.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения государственной социальной политики в сфере занятости
1.1. Сущность и цели государственной социальной политики занятости
1.2. Задачи государственной социальной политики занятости
Глава 2. Анализ занятости: региональный, гендерный аспект
2.1. Занятость населения Московской области
2.2. Занятость населения: гендерный аспект
Глава 3. Региональный и гендерный аспект государственной социальной политики в сфере занятости
3.1. Региональные особенности реализации государственной социальной политики занятости
3.2. Особенности реализации государственной социальной политики занятости в отношении женщин
Введение
Труд в процессе занятости создает главное богатство общества, гарантирует его современное формирование, вносит вклад в социальный прогресс мирового сообщества. В противовес занятости – безработица отрицательно воздействует на жизненный уровень человека, его семьи; считается дестабилизирующим фактором, ведущим к застою, деградации отдельных регионов, социальным потрясениям в обществе.
Сегодня, в условиях глобализации, вопрос занятости и безработицы является проблемой номер один для всего мира. Занятость населения – это одна из главных задач государственной политики регулирования рынка труда в условиях растущей и изменяющейся экономики. Занятость населения – это источник заработной платы, которая была и остается для многих главным источником дохода, а поднятие дохода значит повышение совокупного спроса, что влечет за собой повышение национального дохода.
Политика занятости обязана организовываться с учетом возможности трудиться различных категорий населения. Наиболее пристальное внимание надлежит уделить группе риска, т.е. занятости женщин, молодых людей, инвалидов, и т.д., стабильности получении ими доходов, исключению дискриминации в данных вопросах. Последнее относится также к мигрантам, людям другой расы, цвета кожи, религии, политических взглядов и социального происхождения. Потому такую политику, как условно самостоятельную можно исполнять лишь при тесном содействии, координации экономической и социальной политики по обеспечиванию полной, продуктивной и свободно избираемой занятости.
С точки зрения укрепления эффективности государственного регулирования рынка труда весомым представляется анализ и контроль деятельности государственных органов, направленный на стабилизацию экономики и помощь полной занятости населения.
Предмет – региональный и гендерный аспект занятость населения.
Объект – государственная социальная политика в сфере занятости.
Целью исследования является изучение государственной социальной политики в сфере занятости: регионального и гендерного аспекта.
Задачи исследования:
1) изучить сущность и цели государственной социальной политики занятости;
2) рассмотреть задачи государственной социальной политики занятости;
3) описать формы и направления государственной социальной политики занятости;
4) проанализировать занятость населения Московской области;
5) проанализировать занятость населения: гендерный аспект;
6) изучить региональные особенности реализации государственной социальной политики занятости;
7) рассмотреть особенности реализации государственной социальной политики занятости в отношении женщин.
При написании курсовой работы были применены такие методы как изучение экономической литературы по теме исследования, были использованы аналитические и сравнительные методы.
Теоретические и практические знания, полученные в процессе исследования, могут пригодиться в будущей профессиональной деятельности. Работу также можно использовать для преподавания.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Глава 1. Теоретические основы изучения государственной социальной политики в сфере занятости
1.1. Сущность и цели государственной социальной политики занятости
Трудовые отношения являются процессом взаимодействия работника и его работодателя, закрепленным трудовым соглашением, регулируемым трудовым правом. В России трудовые отношения регулируются:
-Конституцией РФ от 12 декабря 1993 года;
- Трудовым Кодексом РФ от 30 декабря 2001 года[1];
- Законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года.
Конституция Российской Федерации гласит: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»[2].
Права граждан для обеспечения занятостью хранятся во втором разделе Закона «О Занятости Населения в Российской Федерации»[3]:
-на занятость;
- на бесплатную профессиональную подготовку;
- на переквалификацию;
- на обращение в суд о незаконной деятельности органов службы занятости, их чиновников. Подходящая работа, соответствующая специальности, квалификации гражданина, принимающего во внимание его профессиональную подготовку, последнее место работы, здоровья, доступность рабочего места (транспорт) рассматриваются как основные аспекты при поиске вакансий.
Занятость как социально-экономическое явление можно определить как общественно-полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок).[4]
Организационные и правовые формы занятости: бесплатная профессиональная подготовка, переквалификация, профессиональное развитие; направление на работу молодых специалистов и квалифицированных рабочих; квотирование рабочих мест для социальных и незащищенных слоев населения; поиск службой занятости безработным подходящего выбора работы и направлений.
Понятие «занятость» нужно отличать в широком и узком смысле. В широком понятие занятость - процесс, включающий независимую занятость и посредством органам занятости, и в узком смысле деятельность соответствующих правительственных органов, дающих помощь граждан в поисках работы и занятости на нем, профессионального развития.
Ко всем вопросам относительно правового регулирования отношений в сфере занятости и занятости населения нашего государства, посвящен Закон «О Занятости Населения в Российской Федерации»[5]. Этот закон определяет юридические, экономические и организационные основания деятельности государства в сфере занятости граждан. Однако в нем нет конкретных мер ответственности работодателя за его несоблюдением. Также в нем есть неточные определения, в частности правовой статус всех участников правоотношения в помощи занятости населения заявлен неопределенно.
Закон гласит, что граждане имеют право выбрать место работы, прямо обратившись к работодателю. Также можно получить бесплатное посредничество органов службы занятости, помощь других организаций по содействию в трудоустройстве населения[6].
Граждане имеют право бесплатно консультироваться, получать бесплатно информацию и услуги, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг[7].
Безработным гражданам предоставляется право бесплатно получать услуги по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости.
Все граждане имеют право самостоятельно находить себе работу и трудоустраиваться за пределами территории Российской Федерации.
Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.[8]
Под влиянием все той же глобализации, а также роста технологичности современной экономики, в социально-трудовой сфере набирают силу и совершенно иные процессы. Единый мировой рынок труда становится все более сегментированным, механизмы регулирования социально- трудовых отношений приобретают все более «мозаичный» характер, а условия найма ухудшаются для значительной части работающих[9].
Оказывается, что ранее эффективные механизмы, в том числе, регулирования социально-трудовых отношений, все в меньшей степени способны решать не только социальные, но также и экономические задачи. Огромной проблемой становится рост незанятости, прежде всего молодежи. Причем выясняется, что даже проблема «работающих бедных», актуализировавшаяся в последние десятилетия, меркнет перед проблемой незанятости молодежи, пусть даже и относительно обеспеченной в развитых странах, но совсем необеспеченной в развивающихся. Молодежи, которая не работает, имеет не так много шансов получить работу и, что особенно опасно, не прикладывает каких-либо усилий к поиску работы[10]. И эта проблема лежит уже в плоскости социально-политической, требующей принятия серьезных действий, последствия незанятости слабо изучены.
Практически все страны в период мирового экономического кризиса сталкиваются с необходимостью увеличения присутствия государства с целью поддержания экономики, выработки и реализации специальных программ занятости. Причем связано это уже не столько с обострением международной конкуренции, сколько с необходимостью противостоять серьезному падению производства, а, следовательно, ухудшению материального положения значительных групп населения[11].
Особенно актуальным такой подход представляется для России, ставшей частью глобального мира, далеко не всегда способной пользоваться возможными преимуществами, но испытывающей на себе все связанные с вхождением в мировое разделение труда проблемы.
Главные направления политики нашего государства на помощь в реализации прав граждан на занятость зафиксированы в Статье 5 Закона о занятости[12], среди которых, в частности следующие:
- развитие рабочей силы, увеличение ее подвижности;
-предоставление идентичных возможностей гражданам Российской Федерации, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических предпочтений и отношения к религии для правильной реализации и добровольного и свободного выбора рода деятельности труда[13];
- создание условий, обеспечивающих довольно достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержка трудовой и деловой активности граждан, которые находятся в пределах законности, оказание помощи развитию их способностей к производительной, творческой деятельности;
- введение действий, которые способствуют занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- предотвращение массовых сокращений и долгой (это - больше чем один год) безработицы;
- поддержка работодателей, которые создают новые рабочие вакансии, в первую очередь, для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- ассоциация усилий участников рынка труда и последовательности их действий при реализации действий, направленных на помощь занятости населения;
- координация деятельности государственных органов, профсоюзов, других представительных органов рабочих и работодателей в развитии и реализации мер, обеспечивающих занятость населения[14];
- международное сотрудничество в решении проблем занятости и занятости населения, а также вопросов связанных с работой граждан Российской Федерации из территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдении международных трудовых норм[15].
Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице[16].
Основной целью государственной политики занятости становится формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости.[17]
Задача любого социального государства, − прежде всего, обеспечить своим гражданам следующие условия: