Файл: Стратегии поведения рукаводителей в условиях конфликтной деятельности.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие, структура и виды конфликтов в организации
1.2 Особенности выбора рациональной стратегии руководителями при управлении конфликтами
1.3 Проблемы и перспективы стратегического управления конфликтами руководителями организаций
ВВЕДЕНИЕ
Конфликт явление,играющееособуюрольвжизничеловека,егоразвитии,самореализации,отношенияхсокружающими,работе.Длятого,чтобыизбежатьнегативныхпоследствийконфликтов,необходимоуметьправильнымобразомрешатьвозникающиеразногласия,выбираявернуюстратегиюповедения.Вподобныхслучаяхнеобходимонепростоуменьшитьнегативноевоздействиеконфликтовнадеятельностьпредприятия,ноидобитьсяположительногорезультата.Конфликтыспособныраскрытьимеющиесяворганизациипроблемы,выявитьальтернативныеспособыразрешенияданныхпроблем.Вэтомизаключаетсяактуальностьвыбраннойтемы.
Существованиеиразвитиелюбойорганизациисвязаноспостояннымвозникновениемиразрешениемпротиворечийвборьберазличныхсилкаквнутри,такивнеорганизации.Иногдапротиворечияпринимаютострыйхарактерипереходятвконфликт.Руководительпринимаетучастиеврешенииконфликтовмеждуработниками,неущемляяинтересыниоднойизсторон,инеоказываяущербадлякомпаниивцелом.Считается,чтоконфликтпомогаетувидетьразнообразиеточекзрения,большеечислопроблем,альтернативихрешения.Выявлениепричинконфликтов,объективныхрешениеиразработкамер,препятствующихихвозникновениювбудущем,позволятснизитьвероятностьразвитияконфликтаиеговлияниенарезультатыработыперсонала.
Для того, чтобы избежать негативных последствий, необходимо уметь правильным образом решать возникающие разногласия, выбирая верную стратегию поведения. В подобных случаях необходимо не просто уменьшить негативное воздействие конфликтов на предприятие, но и добиться положительного результата. Конфликты способны раскрыть имеющиеся в организации проблемы, выявить альтернативные способы разрешения данных проблем.
Руководители,которыезанимаютсярешениемконфликтов,обязанырешатьихобъективно,глядянанихсосвоейточкизрения,учитывающейинтересыобеихконфликтующихсторон.Выявлениепричинконфликтовнарабочемместеозначаетвыявлениетого,чтонеустраиваетработника,атакжетого,чтоиликто,возможно,ущемляетеголичныеипрофессиональныеинтересы, что требует от руководителя выбора правильной стратегии управления конфликтной деятельностью. В этом и заключается актуальность выбранной темы.
Объект работы: конфликтная деятельность в организации парк-отель «Орловский».
Предмет работы: стратегия руководителя при управлении конфликтной деятельностьюв организации парк-отель «Орловский».
Цель работы: совершенствование стратегии руководителя при управлении конфликтной деятельностьюв организации парк-отель «Орловский».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить понятие, структуру и виды конфликтов в организации;
- Исследовать особенности выбора рациональной стратегии руководителями при управлении конфликтами;
- Рассмотреть проблемы и перспективы стратегического управлении конфликтами руководителями организаций;
- Дать общую характеристику парк-отеля «Орловский»;
- Провести анализ и разработать меры по совершенствованию стратегии поведения руководителей в условиях конфликтной деятельности в компаниипарк-отель «Орловский».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие, структура и виды конфликтов в организации
Конфликт—этонормальноепроявлениесоциальныхсвязейиотношениймеждулюдьми,способвзаимодействияпристолкновениинесовместимыхпозицийиинтересов,противоборствовзаимосвязанных,нопреследующихсвоиопределенныецелидвухсторон.
Конфликтом в организации называется проблемная ситуация, которая возникает в процессе выполнения работниками своих трудовых обязанностей в результате конкурентной борьбы, авторитарного управления, производственных противоречий и т.д.[1]
Нарисунке1приведенасхема,показывающаяструктуруконфликта.
Рисунок1.Структураконфликта[2]
Объектконфликтаможнообозначитькакобъективнуюпричинуконфликта,назревавшуюзадолгодовозникновенияконфликтаиявляющуюсятемпротиворечием,из-закотороговозникаетпротивоборствомеждусторонамиконфликта.
Стороныконфликтаназываютоппонентами.Оппонентыявляютсяучастникамиконфликта,которые,несмотрянасоперничествомеждусобойврамкахконфликта,невсегдаимеютвражескиеотношения.Онимогутобладатьразнымстатусомворганизации,разнымуровнемвлияниянарезультатспора.Зачастуювкачествеоднойстороныконфликтавыступаетначальство,адругой–подчиненный.Взависимостиотсущностиобъектаконфликта,бывает,чтоданноепреимуществоввидестатусаворганизациинивелируется.
Инцидентпредставляетсобойдействие,из-закотороговозникаетконфликт,раскрывающееналичиепротиворечий.Послеинцидентапроисходитпереходконфликтавоткрытуюформу.Инымисловами,егоможносчитатьповодом.Частоинцидентнеимеетничегообщегособъектомконфликта.
Предметконфликтаявляетсявнутреннейпричиной,толкающейчеловеканаконфронтацию.Увсехоппонентов,участвующихвконфликте,кромеобъективныхобстоятельств,существуютискрытыепричиныучаствоватьконфликте.[3]
Итак,конфликтынапредприятияхможнорассматриватьсоднойстороныкакследствиепротиворечийегоиндивидуумов,сдругой-какнеобходимуючастьгармонииразвитияпредприятия.Вовремяулаженныеконфликтыпозволяютразрядитьобстановку,вернутьчленовпредприятиякрабочемупроцессу,повыситьавторитетруководителя,непозволитьконфликтувмешатьсяврабочийпроцесспредприятияи,вконечномитоге,решитьтепроблемыизадачи,которыестоятпередколлективом.[4]
Покоммуникативнойнаправленностиконфликтыклассифицируютсяна:
-
- Горизонтальные–оппонентыодинаковогосоциальногоуровня,статуса;
- Вертикальные–разногласияпроисходитмеждусотрудникамиразногоиерархическогоуровня;
- Смешанные.[5]
Причиныконфликтовворганизациискрываютсякаквиндивидуальныхособенностяхкаждойличности,такивсвойствахразвитияорганизациивпроцессеосуществлениясвоейдеятельностииособенностяхпостроенияотношенийвнутринеё.Нетпредприятийитрудовыхколлективов,вкоторыхникогданевозникалибыконфликты.Какправило,чемэнергичнеетемпыработыкомпании,тембольшестановитсяуровеньконфликтностиворганизации.Поэтомуособенноважнопонимать,скакимименнотипомконфликтаорганизацияимеетдело,пониматьистокивозникновенияконфликта,чтобывовремяегопредотвратитьилиразрешить.
Попредметуконфликта:
- Реальныепротиворечия(четкосформулированапричинаипредметконфликта);
- Нереальныепротиворечия(неяснопрослеживаетсяпредметконфликта).
Как уже было отмечено, по последствиям для организации конфликты могут быть:
-
-
- позитивные (данный вид конфликтов ведет к положительным характеристикам развития компании);
- негативные (разрушительные конфликты).
-
Рассмотримподробнеенегативныеипозитивныепоследствияконфликтовворганизации.
Негативнымипоследствиямиконфликтаявляются:
- Разрушение традиций общения. При этом происходит перемена взаимоотношений между оппонентами, а дальнейшее контактирование становится напряженным.
- Снижение сплоченности персонала, ухудшение качества совместной деятельности.
- Ухудшение социально-психологического климата среди сотрудников предприятия;
- Повышение возможности появления внутри персонала деструктивного лидера, играющего такую роль лишь в случае конфликтной ситуации.[6]
Позитивнымипоследствиямиконфликтаявляются:
- стимулированиеизмененийипрогресса.Таккакновыеидеиворганизациипривносятсяопределеннымилюдьми,которыенеподдерживаютпозициилюдей,стоящихзастарымиидеямиинормами,появлениеновоговорганизацииневозможнобезконфликта;
- болеечеткоевыражениеинтересов,обнародованиереальносуществующихпозицийпозволяетясноувидетьназревающуюпроблемуивовремярешитьеесминимальновозможнымипоследствиями;
- сосредоточениевнимания,интересовиресурсоворганизациидлярешенияпроблемы,чтоприводиткэкономиивременииресурсовкомпании.Довольночастоназревающиеворганизациивопросыневыносятсянаповесткудня,поканевозникнетконфликтнаяситуация,таккакприбесконфликтномфункционированииорганизациируководителииработникизачастуюпредпочитаютобходитьострыевопросы;
- формированиеусторонконфликтачувствасопричастностикдостигнутомурешению,иоблегчениереализацииуказанногорешения;
- стремлениекпродуманностииобоснованностидействийдляболеечеткогоформулированиясвоейпозициииотстаиванияправоты;
- стимулированиевзаимодействиясторонконфликтаиформированиеболееэффективныхрешений,решающихпроблемуилиснижающихзначимостьпроблемы.Какправило,этохарактернодляситуаций,вкоторыхучастникиконфликтапонимаютневыгодностьусугубленияконфликта;
- развитиеусторонконфликтаспособностейксотрудничествуикоммуникативныхнавыков;
- снижениеэмоциональнойнапряженностимеждусотрудниками,четкоеобозначениеихпозиций;
- вовлечениедажепассивныхработниковврешениеобщихпроблеморганизации.Какследствие,происходитличностноеразвитиесотрудников,чтоблагоприятновлияетнадостижениецелейкомпании;
- усилениесплоченностиколлективапривозникновениимежгрупповыхконфликтов.Внешниеконфликтыспособныразрешитьимеющиесявнутренниеконфликты,которыевтакомслучаеуходятнавторойпланиимеютсвойствозабываться.
Такимобразом,управлениеконфликтомпредставляетсобойпроцессвоздействиянаколлективсцельюустранитьпричины,породившиеконфликт,иустановитьвзаимоотношенияучастниковконфликтасогласносложившимсянормам.Стратегияруководителявпроцессеразрешенияконфликтасостоитвсоответствующемуправленииданнымпроцессом,направлениинеизбежныхконфликтныхситуацийвконструктивноерусло.Подобныеконфликтынеобходиморазрешатьсминимальнымипотерямидляпредприятия.
1.2 Особенности выбора рациональной стратегии руководителями при управлении конфликтами
Несмотрянато,чтоконфликтыдостаточномноговариантныимногообразнывсвоемразвитии,разработаныобщепринятыеформызавершенияконфликтов.Схемаразличныхформзавершенияконфликтовпредставленанарисунке2.
Рисунок2.Формызавершенияконфликта[7]
Руководитель предприятия в значительной степени влияет на уровень конфликтов и атмосферу, царящую в коллективе. От его управленческих навыков во многом зависит психологический климат, слаженность и точность работы подразделения. Однако стоит отметить, что на обстановку в коллективе влияет целый спектр факторов, и эффективность работы руководителя является одним из важнейших таких факторов, но не единственным.
В соответствии с рисунком 2,можетбытьвыделенопятьосновныхстратегийруководителейприуправленииконфликтнымиситуациями:избегать,приспосабливаться,идтинакомпромисс,конкурироватьисотрудничать.Следуетотметить,чтонесуществуетединогоправильногоспособаурегулированиявсехконфликтов;напротив,каждаяситуациядолжнаоцениватьсясточкизренияеенаиболееподходящейстратегии.Далее,следуетотметить,чтоконфликтсампосебенеявляетсяниположительным,ниотрицательным,нонейтральным.
Встратегииизбеганиясторонывпервуюочередьигнорируютконфликтилинесправляютсясним.Этопредполагаетнизкуюзаботуосебеинизкуюзаботуодругом,потомучтоконфликтнеможетбытьрешенспомощьюэтойстратегии.Однакоэтоневсегдаплохаястратегия,таккакмногиелюдивудовлетворительныхотношенияхпредпочитаютигнорироватьилиизбегатьопределенныхтем,чтобыподдерживатьгармонию.Однако,когдаизбеганиеявляетсяосновнойстратегией,важныеконфликтыостаютсянерешенными,чтоприводиткнеудовлетворительнымотношениям.