Файл: Нотариат в Российской Федерации (развернуто).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования данной курсовой работы определена динамичным реформированием законодательства о нотариате. За 24 года существования небюджетного нотариата в России изменения вносились не менее 32 раз, что говорит об особом внимании законодателя к нотариату.

Деятельность нотариата выражается одном из важнейших регуляторов жизни гражданского общества. Нотариус – лицо, являющееся удостоверителем и свидетелем наиболее значимых в гражданском обществе юридических фактов и действий, затрагивая интересы множества людей и организаций.

От качества работы нотариальных органов зависит нормальное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Значение нотариата особенно возрастает в условиях формирования рыночных отношений применительно к интересам предпринимателей, связанных с оформлением и регистрацией договоров, созданием различных форм собственности и сделок с ней.

Указанные обстоятельства обуславливают актуальность и практическую значимость темы исследования данной курсовой работы.

Целью исследования данной курсовой работы является изучение понятия нотариата в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать характеристику правовой природы нотариата в РФ;

- проанализировать становление и развитие нотариата в РФ;

- дать характеристику функциям нотариата;

- определить классификацию функций нотариата;

Объектом исследования выступает нотариат как комплексный организационный и правовой институт государства и гражданского общества, как элемент российской правовой системы.

Предмет исследования составляют нормы действующего законодательства, регламентирующие организацию и деятельность органов нотариата в Российской Федерации.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, библиографию и приложение.

Глава 1. Правовая природа нотариата в РФ, его цели и задачи

1.1 Правовая природа нотариата в РФ


Важнейшая задача познания – получение знания, отвечающего критерию истинности. Такое знание есть проникновение в сущность, природу исследуемого предмета. Категория сущности является глубинной философской категорией и для юриспруденции.

Статья 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее Основы) определяет, что нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, а также указывает на других лиц, имеющих право на совершение нотариальных действий. Законодательно понятие нотариата не раскрывается, акцентируется общая цель нотариальной деятельности – обеспечение защиты прав и законных интересов посредством совершения нотариальных действий и выполнение нотариусом публичной функции от имени государства.

Проблема определения понятия нотариата и его правовой природы доктринально решается по-разному. В целом, в литературе принято говорить о нескольких основных значениях термина нотариат. Во-первых, понятие нотариата раскрывается через систему органов и лиц, наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий. Во-вторых, понятие нотариата связывается с отраслью законодательства, нормами которой регулируется организация нотариата и нотариальная деятельность. В-третьих, нотариат – это учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников[1].

В доктрине выработано множество определений, отражающих представления о данном правовом институте, высказываются различные точки зрения относительно понятия нотариата, однако единого мнения о природе нотариата так и не выработано. В литературе отмечается, что нотариат – понятие многозначное, его можно рассматривать в различных аспектах[2].

Например, процессуалисты, относящие нотариат к предмету гражданско-процессуального права, определяют его как «систему органов и должностных лиц, на которых возложено выполнение предусмотренных законом действий в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты и охраны прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц»[3]. Данная позиция связана с идеей широкого понимания предмета гражданского процесса, выдвинутой Н. Б. Зейдером. На основе данной идеи базируются также представления о нотариальном процессе, который «по своему объему и значимости не уступает административному и судебному процессам»[4].


Нотариат также принято соотносить с понятием превентивного правосудия[5]. Е. Б. Тарбагаева отмечает связь между нотариатом и процессуальными институтами (доказательствами, предметом доказывания, распределением обязанностей по доказыванию, исполнением судебных актов) и материально-правовыми институтами (бесспорное взыскание, форма сделки)[6].

Нотариат рассматривается как институт гражданского общества[7] и специфический правоохранительный орган[8].

В литературе отмечается, что нотариат призван охранять субъективные права и законные интересы. Однако вопрос о том, относится ли нотариат к правоохранительной системе, остается спорным. Ответ не так прост, скорее нужно определиться относится ли нотариат к правоохранительным органам. Сложность данного вопроса заключается в противоречивости мнений о том, что можно включить в понятие правоохранительных органов, какие функции они выполняют. Отсутствие легальной дефиниции данного понятия привело к существованию различных, порой противоположных точек зрения по данному вопросу, а именно наличию так называемого «широкого» подхода к пониманию правоохранительной деятельности, отнесение к ней практически любой деятельности, преследующей цель как абстрактной правоохраны, так и конкретных усилий по обеспечению в первую очередь прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

«Правоохранительная деятельность – это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, борьбе с преступностью и другими правонарушениями, оказанию гражданам в случае необходимости квалифицированной юридической помощи и обеспечению доступа к правосудию»[9]. В рамках такого подхода нотариат относят к правоохранительным органам.

К признакам, на основе которых можно отнести тот или иной орган к правоохранительным, относятся:

1. Правоохранительные органы – это государственные органы, специально созданные законом. В законе определяются цели, задачи, структура и компетенция этих органов[10]. Несмотря на то, что нотариат не является государственным органом, он выполняет возложенные на него государством функции охраны прав и законных интересов субъектов гражданского оборота, приняв от государства часть его власти для осуществления возложенных на него Основами задач. Как установил Конституционный суд РФ, это не противоречит Конституции РФ.


2. Правоохранительные органы создаются для выполнения конкретной правоохранительной функции[11]. Такая функция правоохранительных органов, как предупреждение преступлений и правонарушений – эта функция реализуется всеми правоохранительными органами. Нотариат выполняет конкретную функцию, которая не может быть возложена на какой-либо другой правоохранительный орган, а является функцией нотариальной. Нотариальная функция заключается в оказании юридической помощи путем совершения предусмотренных законодательными актами Российской Федерации нотариальных действий от имени государства. Посредством нотариата государство обеспечивает гражданам конституционное право на квалифицированную юридическую помощь по смыслу статьи 48 Конституции. Ни одно из закрепленных в Конституции Российской Федерации прав не может эффективно осуществляться без права на получение квалифицированной юридической помощи, которое в науке конституционного права рассматривается как юридическая гарантия всех прав и свобод.

3. Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним, с соблюдением определенных в законе процедур[12]. Вся деятельность нотариуса облачена в процедурную форму, нотариус руководствуется в своей деятельности законом, подобно судье является независимым и беспристрастным представителем закона. Именно в нотариальной деятельности формализм самоценен, отступление от процедуры недопустимо.

4. Правоохранительные органы при осуществлении своей деятельности вправе применять к лицам меры юридического воздействия в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка[13]. Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны прав и свобод личности, охраны общества, его материальных и духовных ценностей, охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применять к лицам меры юридического воздействия.

Таким образом, в рамках «широкого» подхода к пониманию правоохранительной деятельности, нотариат имеет признаки правоохранительного органа и выполняет конкретную (нотариальную) функцию соответствующую его положению в системе правоохранительных органов.


1.2 Становление и развитие нотариата в РФ

В законопроекте «О нотариате и нотариальной деятельности» № 398234-6 (далее законопроект)[14], внесенном в Государственную Думу Федерального Собрания РФ председателем Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству П. В. Крашенинниковым 2 декабря 2013 года в статье 3 предлагается определение нотариальной деятельности как оказываемой на профессиональной основе лицами, имеющими статус нотариуса, квалифицированной юридической помощи, состоящей в совершении нотариальных действий, а также в совершении иных действий в случаях, предусмотренных законом. В законопроекте указывается на то, что нотариальная деятельность осуществляется от имени Российской Федерации в интересах физических и юридических лиц, а также в публичных интересах и не является предпринимательской деятельностью.

Вряд ли предложенное законодателем определение раскрывает все ключевые свойства нотариата, но справедливо относит данную юридическую деятельность к обеспечению конституционного права на квалифицированную юридическую помощь гражданам (статья 48 Конституции). Данная формулировка корреспондирует параграфу 1 Закона Германии «О нотариате», который относит нотариусов к независимым носителям публичной должности в области «vorsorgende Rechtspflege». Данный термин невозможно дословно перевести так, чтобы он объективно совпадал со своим русским эквивалентом по объему смыслов, поэтому в литературе можно встретить такие переводы для «vorsorgende Rechtspflege», как «оказание юридической помощи»[15], «превентивная правовая охрана»[16], «превентивная правоохранительная деятельность»[17], «превентивное юридическое обслуживание»[18].

В связи с вступлением отечественного нотариата в Международный союз Латинского нотариата (далее МСЛН), принято соотносить данный институт с моделью латинского (небюджетного, свободного) нотариата[19]. Выбор такой модели для построения нотариата в России еще во времена правления Александра II был обусловлен как принадлежностью нашей страны к романо-германской системе права, так и политической и экономической составляющей. В 1993 году с принятием Основ нотариат вернулся к дореволюционному вектору своего развития в направлении нотариата латинского типа. «Нотариат латинского (или свободного) типа сформировался в странах, испытавших влияние римского права. В связи с этим организация и деятельность нотариата в таких странах имеет общую правовую основу. Моделью для нотариата латинского типа стал французский нотариат, что обусловило формулирование общих (системных) признаков, характерных для национального нотариата»[20].