Файл: Виды, формы, системы и методика расчета оплаты труда (Правовые основы организации учета оплаты труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтеры ежедневно испытывают необходимость обращаться к правовым и нормативным материалам. Все начисления должны производиться на основании законодательства. Бухгалтер хорошо должен разбираться во всех участках, касающихся выплат заработной платы. Это необходимо для того, чтобы избежать ошибок в работе по начислению и выплате заработной платы сотрудникам. Не существует ни одного вида оплаты, при котором не требовалось бы обращаться к нормам ТК, ГК и так далее. С течением времени многие законодательные акты претерпевают изменения, например ТК РФ, который заменил действующий акт российского законодательства. Бухгалтеру приходится осуществлять деятельность за сотрудника и кадровой службы, и специалиста по учету труда, и кассира и многих других.

Целью выполнения работы являлось изучение системы учета труда и его оплаты.

Для поставленной цели выполнения данной работы необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие заработной платы, выяснить ее систему;

- понять специфику бухгалтерского учета;

- провести анализ организации;

- провести анализ фонда оплаты труда организации;

- выявить характерные особенности учета заработной платы конкретной организации, выявить недостатки его учета;

- разработать мероприятия по улучшению учета оплаты.

Объектом данного исследования является организация ООО «Арго Плюс», которая занимается производством и оптовой реализацией продукции.

Предметом исследования является учет оплаты труда в организации «Арго Плюс».

Информационной базой послужили различные источники отечественной и зарубежной литературы, положения по бухгалтерскому учету, а также нормативные акты.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Правовые основы организации учета оплаты труда


Нормативное регулирование деятельности предприятий и организаций призвано обеспечить правильное и единообразное ведение бухгалтерского учета и проведение аудита.

Аудит оплаты труда предполагает проверку организации бухгалтерского учета оплаты труда на предприятии в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и выражение мнения о достоверности информации, представленной в отчетности, о заработной плате.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.[1]

Работающему по трудовому договору гарантируются установленные ФЗ продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск». Помимо этого, Конституция РФ гарантирует вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (МРОТ)

Нормативное регулирование бухгалтерского учета включает:

1) нормативное правовое регулирование - осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах;

2) методическое (нормативно-техническое) регулирование – осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащими-ся в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера.

Что касается нормативно-законодательного регулирования оплаты труда в Российской Федерации, то необходимо отметить, что издается большое количество законодательных актов и других документов феде-рального и регионального уровня по вопросам труда и заработной платы.

В настоящее время в Российской Федерации существует четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета:

Таблица 1

Анализ нормативного регулирования учета расчетов с персоналом по оплате труда

Содержание

№ п/п

Наименование

Первый уровень нормативного регулирования(законодательный)

1

Федеральный закон от 06.12.2018 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Определяет объекты бухгалтерского учета, обязанность и особенности организации ведения бухгалтерского учета, необходимость закрепления способа ведения бухгалтерского учета в учетной политике; устанавливает правила составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета

2

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с учетом  изменений и дополнений);

Регулирует вопросы трудового права в отношении прав и обязанностей во взаимоотношениях работника и работодателя, закрепляет правила по оплате труда, нормированию и охраны труда, трудоустройству, профподготовке и переподготовке, обязательному социальному страхованию, а также в части разрешения трудовых споров.

3

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с учетом  изменений и дополнений);

 Устанавливает обязанность физических лиц, получающих доходы от источников в Российской Федерации, уплачивать налог на доходы физических лиц; регламентирует особенности определения видов облагаемых налогом доходов, налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ налоговым агентом; устанавливает правила учета и исчисления имущественных, социальных и стандартных налоговых вычетов, а также правила исчисления и уплаты налога на прибыль организации.

4

Постановление Правительства РФ № 922; «Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (ред. От 10.12.2019)

Согласно которому расчет среднего заработка работника независимо от режима работы производится исходя из фактически начисленной заработной платы и фактически отработанного времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата 


Продолжение таблицы 1.2.1

Основополагающим законодательным документом является Конституция РФ, в которой содержатся статьи, полностью посвященные труду. В статье 34 сказано: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности».

С 1 января 2018 года МРОТ в России повысился и его размер составляет 9489 рублей. Это предусмотрено ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 N 421-ФЗ Также основным собранием законодательных установлений, связанных с вопросами организации и оплаты труда, является Трудовой Кодекс РФ: принятый Государственной Думой 21 декабря 2001 года. [2]

Ко второму уровню нормативно-правового регулирования трудового законодательства относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, а также стандарты по бухгалтерскому учету таких объектов бухгалтерского учета, как расходы организации и прибыль.

Таблица 2

Анализ нормативного регулирования учета расчетов с персоналом по оплате труда

Второй уровень нормативного регулирования (законодательный)

1

Положение по бухгалтерскому учету утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (ред. От 24.12.2017).

Определяет особенности порядка организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), в соответствии с законодательством РФ.

2

Положения по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств «ПБУ 23/2018»(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.2018 N 20336)

Отчет о движении денежных средств представляет собой обобщение данных о денежных средствах, а также высоколиквидных финансовых вложениях, которые могут быть легко обращены в заранее известную сумму денежных средств и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости (далее - денежные эквиваленты). В отчете о движении денежных средств отражаются платежи организации и поступления в организацию денежных средств и денежных эквивалентов (далее - денежные потоки организации), а также остатки денежных средств и денежных эквивалентов на начало и конец отчетного периода

3

Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 «Доходы организации». Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №32н

 Стандарт включает пять разделов: общие положения, доходы от обычных видов деятельности, прочие поступления, признание доходов, раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

4

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденный Приказом Минфина РФ № 94н (в ред. От 08 ноября 2017 г.)

Указано, что Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации


Третий уровень составляют рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней.

Таблица 3

Анализ нормативного регулирования учета расчетов с персоналом по оплате труда

Третий уровень нормативного регулирования(методический)

1

Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты"

Утвердить согласованные с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.

2

«Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат труда и его оплаты в сельскохозяйственных организациях» утв. Минсельхозом РФ ОТ 22.10.2008

Определяют общий порядок и особенности организации бухгалтерского учета затрат труда и его оплаты в указанных организациях на основе действующей системы нормативного регулирования трудовых отношений и бухгалтерского учета в стране, включая нормативные акты Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (в частности, план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций агропромышленного комплекса и методические рекомендации по его применению, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 13 июня 2001 г. N 654, Методические рекомендации по корреспонденции счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций

3

Постановление Госкомстата РФ от 10.07.1995 N 89 "Об утверждении Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера"

В состав фонда заработной платы включаются начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.

4

Приказ Минсельхоза России от 13.06.2001 N 654 "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению"

Утверждение разработанного Упрбухучетом на основе нового типового Плана счетов и инструкции по его применению, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению", План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса (далее - новый План счетов) и Методические рекомендации по его применению.


Четвертый уровень составляют рабочие документы организации, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах. К документам этого уровня можно отнести приказ об учетной политике, устав организации, рабочий план счетов, график документооборота и другие.

Таблица 4

Анализ нормативного регулирования учета расчетов с персоналом по оплате труда

Четвертый уровень нормативного регулирования

1

Приказ(распоряжение) «Об учетной политике организации»

На основании и в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете». Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)

2

График документооборота

Документ, регламентирующий движение первичных документов организации

Виды заработной платы: основная и дополнительная

Первым дело определимся, что на оплату труда работника стоит смотреть с двух основных точек зрения. Для работника она – смысл работы. Именно для вознаграждения мы устраиваемся на ту или иную работу и ждём эквивалентных денег нашему труду.

Для работодателя заработная плата – способ мотивации человека, устроившегося на должность в его фирму. Он хочет мотивировать его выполнять договорные обязательства. Но при этом стремиться и минимизировать затраты на оплату работнику, ведь деньги он выплачивает почти что свои. То есть для руководителя зарплата – это траты на производство.

А ещё можно посмотреть с точки зрения действующего законодательства. С этой колокольни, это вознаграждение за труд на основе квалификации и обязанностей человека. И к этой же нише относятся другие выплаты, как например, премии или компенсации.

По ТК РФ также можно найти официальное понятие заработной платы, но там мы ничего нового не увидим. А вот в каком виде, по какой форме и каким способом будет выдаваться заработная плата для наёмных работников, решает исключительно руководитель и главбух.

Если же в структуре организации присутствует такая система как профсоюз, то ещё и он может влиять на уровень и вид заработной платы, выдвигая свои требования на основе пожеланий сотрудников. Но решение, конечно будет не за ним и его представителями.

Стоит хоть как-то разграничивать понятия вид зарплаты и формы. Потому что основных видов – два. А вот от них уже идёт деление на различные формы, которых гораздо больше.