Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современная российская государственность, восприняв мировой опыт развития общественных отношений, пошла по пути организации и функционирования государственной власти на основе принципа разделения властей как общепризнанного постулата построения правового демократического государства. Об этом свидетельствует закрепление данного принципа в ст. 10 Конституции РФ, провозгласившей осуществление государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом ни сама Конституция, ни федеральные законы не дают легального определения судебной власти и ее места в системе разделения властей.

Объект исследования – судебная власть в Российской Федерации.

Предмет исследования – организация и полномочия судебной власти в Российской Федерации.

Целью работы стало рассмотреть процесс организации и полномочия судебной власти в Российской Федерации.

Задачи исследования:

- определить сущность понятие и цели судебной власти в Российской Федерации;

- выделить признаки судебной власти;

- исследовать полномочия судебной власти в Российской Федерации.

Курсовая работа по структуре состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие, значение, особенности судебной власти в Российской Федерации

1.1 Судебная система в триаде властей Российской Федерации

В настоящее время основой организации функционирования государственной власти в качестве независимой ветви государственной власти закреплены в РФ на самом высоком – конституционном уровне, что свидетельствует о признании ее значения и потенциала, уникальной роли государства и общества. Конституцией принятой 12 декабря 1993года в статье 10 провозглашено «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Одной из главных целей демократизации современного общества была провозглашена идея создания правового государства, в котором судебная власть, должна стать одним из важнейших элементов структуры государственной власти наряду с законодательной и исполнительной. Без судебной власти правовое государство не может выполнять функции охраны правопорядка, защиты прав и свобода граждан, поэтому признание государством ценности судебной власти, принятие идеи о самостоятельности последней означает, что государство признает необходимость самоограничения власти.


В данном положении устанавливается два основных постулата в системе разделения властей:

1. Равновеликость всех ветвей власти, то есть отсутствие главной и второстепенной ветвей власти;

2. Обособленность одной ветви от другой и отсутствие связей подчиненности между ними в процессе осуществления собственных полномочий.

Принцип разделения властей имеет два аспекта:

Во-первых, эта распределение между органами государства. Ни одну из органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме, поэтому в условиях действия этого принципа ни одна из ветвей власти не способна занять авторитарно-абсолютное положение и опрокинуть право и конституцию;

Во-вторых, разделение властей не абсолютно. Оно в тоже время предполагает единство властей на основе общих политико-правовых принципов и целей гуманного общества. Единство и разделение властей конкретизируется в различных исторических ситуациях и положениях, но при этом обязательное условие: не должно быть сосредоточения властей в руках одного лица или органа, иначе станет невозможным взаимоконтроль властей.

Система разделения властей обеспечивает:

1. Самостоятельность и независимость судебной власти по отношению к другим основным властям – законодательной и исполнительной. Самостоятельность органов судебной власти – организационное обеспечение и гарантия самостоятельности судебной власти;

2. Взаимодействие и согласованное функционирование государственной власти, воплощённой ы различных ее отраслях, их взаимный баланс, служащих главной основой устойчивости, стабильности и динамизма социально, экономической, политической, государственно-правовой системы общества;

3. Функционирования системы «сдержек и противовесов властей» выступают как сами власти по отношению к друг другу, так и специальные предназначения для этого правовые средства и процедуры.

Место суда в системе разделения властей занимает первое место и основным аргументом является: способность судебной власти выносить свои решения, которые другим властям могут и не нравится, так согласно статьи 125 Конституции РФ и Федерального конституционного закона « О Конституционном Суде Российской Федерации» конституционный суд признает не конституционными акты законодательные и исполнительные ветвей власти. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды проверяют законность акты законодательной и исполнительности властей. Характер принятых судами решений и соответственно решения спора о праве или правового конфликта является окончательным. Однако у каждой ветви власти есть своя компетенция, своя сфера деятельности, свой круг вопросов и задач, осуществляемых самостоятельно. При этом сам конституционный суд разъяснил, что «принцип разделения властей» предполагает не только распределения властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимные уравновешивание ветвей, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие. Судебная власть является разновидность государственной властью и составляет единое целое с законодательной и исполнительной властью. Между ними происходят постоянное взаимодействие, но их цель является единой, а именно построение правового государства Российской Федерации.


Взаимоотношение судебной и законодательной власти строится на нормах Конституции и федерального законодательства в последующем направлении:

1. Законодательная власть принимает нормативные и не нормативные правовые акты по которым функционирует судебная власть поскольку определены полномочия, компетенция и структура. Например, Федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде РФ», « Об арбитражных судах РФ», «О военных судах РФ», Федеральные законы « О статусе судей в РФ», «О финансирование судов в РФ», «О присяжных заседателях федеральных судах общей юрисдикции в РФ», «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ», Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовный процессуальный кодекс РФ, Административно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Арбитражный кодекс, кодекс административного судопроизводства РФ. Законодательная власть не вправе лишить полномочий судебной власти.

2. Конституционный, Верховный, Высший суды РФ имеют право законодательной инициативы с целью совершенствования действующего законодательства о судебной системе, так как действующее законодательство отстает от реально сложившихся общественных отношений и не учитывает новых субъективных и объективных факторов, влияющих на процесс осуществления деятельности в различных областях, а в отдельных случаях приводит к коллизии правовых норм, либо создает условия для неисполнения или ненадлежащего исполнения закона, что само по себе является отрицательным результатом. Поэтому судебная власть взаимодействует с законодательной властью и способна способствовать принятию законов, действительно необходимых для его нормального функционирования, для выполнениях тех задач, которые возложены на нее.

3. Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции между органами государственной власти и субъектов, между субъектами государственной власти, между высшими государственными органами субъектов федерации.

4. Конституционный суд по запросам палат федерального собрания, органа в законодательной власти субъектов федерации осуществляет толкование Конституции РФ.

5. При формировании судебного корпуса участвуют законодательные органы согласно статьи 102 и 128 Конституции РФ.

Взаимоотношение судебной власти с исполнительной властью РФ строятся в виде нормоконтроля и конституционного контроля за актами органов исполнительной власти со стороны судов общей юрисдикции, арбитражных и Конституционного Суда РФ, а также по запросам Правительства РФ и органов субъектов федерации осуществляется проверка нормативных актов исполнительной власти.


Взаимоотношение судебной и исполнительной власти строится на нормах Конституции и федерального законодательства в последующих направлениях:

1. Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции между органами государственной власти и субъектов, между субъектами государственной власти, между высшими государственными органами субъектов федерации.

2. Конституционный суд по запросам Правительства осуществляет толкование Конституции РФ.

3. Беспрепятственная возможность обращаться в суду за защитой от любых действий и бездействий органов исполнительной власти и суду право приостанавливать действие органов исполнительной власти до принятия решения.

Таким образом, судебная власть занимает особое место в системе разделения властей, тесно взаимодействуя с законодательной и исполнительной властью. Разделение властей в государственном механизме служит гарантией от диктатуры произвола, обеспечивает баланс властных полномочий. В принципе разделение властей сыграл положительную роль в построении российской государственности, в формировании конституционализма. Тесное взаимодействие всех ветвей власти способствует укреплению законности в России.

Несмотря на то, что разделение властей подразделяют на идеальное и реальное, в России на сегодняшний день реальная модель разделения властей приближается к идеальной и бесспорно, что судебная власть играет здесь огромную роль.

1.2 Понятие и сущность судебной власти в Российской Федерации

Слово власть заимствовано из церковно-славянского языка (см.: [12. С. 74]). Как отмечал В. И. Даль, данным словом принято обозначать в русском языке право, силу и волю над чем-нибудь, свободу действий и распоряжений, начальствование, управление (см.: [1. С. 213, 386]). Словом «власть» в общем смысле обозначают способность и возможность осуществлять свою волю, распоряжаться кем-чем-нибудь, подчинять своей воле, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — авторитета, права, насилия (родительская власть, семейная власть, экономическая власть, политическая власть, государственная власть). Словом властвовать, которое производно от слова «власть», обозначают право первенствовать, начальствовать, покорять собою, подчинять себе, право кого-то над кем-то, право распоряжаться, управлять властно, повелевать, господствовать, владычествовать.


В современном русском языке словом власть зачастую обозначают политическое господство, государственное управление, т. е. право управления государством, право на политическое господство; этим словом обозначают также органы государственной власти: законодательную власть, власть представительных органов; исполнительную власть, органы государственного управления, правительство; власть органов местного самоуправления; судебную власть, органы судебной власти (см.: [6. С. 184]).

Наиболее важной формой власти является политическая власть, т. е. реальная способность данного государства, класса, данной социальной группы, индивида реализовать свою волю в политике и правовых нормах; она характеризуется социальным господством и руководством тех или иных классов.

Составными частями (ветвями) государственной власти в так называемых демократических обществах и странах принято считать законодательную власть по принятию законов, исполнительную власть по осуществлению государственного управления и судебную власть по осуществлению правосудия судами. При этом в самом общем виде судебная власть определяется как правосудие, осуществляемое судами, т. е. специальными государственными органами, во имя установления деяний, нарушающих общественные отношения, защищаемые нормами материального права, а также во имя установления физических или юридических лиц, совершивших эти деяния, чтобы с учетом степени причиненного ими вреда применить к ним меры юридической ответственности.

Исторически сложилось так, что словом «суд» стали называть не только судью, который единолично осуществляет правосудие, но и группу судей (судебный состав). Правосудие проводится судом (судьей или судьями) путем рассмотрения и разрешающих судебных дел о деяниях, нарушивших общественные отношения, защищаемые гражданским, семейным, трудовым, административным, уголовным, конституционным, хозяйственным, транспортным, земельным, лесным либо иным материальным правом. Суды, осуществляющие правосудие, именуют государственными органами правосудия, органами судебной власти, судебными органами, органами судопроизводства. Часто употребляют термин «третья власть», имея при этом в виду судебную власть органов судопроизводства, которые принято называть также юрисдикционными органами или органами юстиции.

Однако следует иметь в виду, что исторически сложилось так, при этом не только в России, что к органам юстиции, юрисдикционным органам относят не только органы судопроизводства (органы правосудия), но и те государственные и даже негосударственные органы и тех должностных и иных лиц, которые наделены правом разрешать дела во внесудебном порядке о нарушении общественных отношений, защищаемых нормами дисциплинарного, административного, трудового, гражданского, семейного, конституционного, земельного, лесного, транспортного, природоохранного и иного законодательства.