Файл: Построение организационных структур.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Целью написания данной курсовой работы, является стремление подробно разобраться с таким понятием как структура управления, рассмотреть наиболее часто встречающиеся виды структур, их особенности и целевое назначение. Что в свою очередь даст нам понимание, в каких случаях, и в каких условиях тот или иной вид структуры подходят для использования определенной компанией, для обеспечения поставленных задач.

Ниже будут рассмотрены следующие виды управленческих структур:

  • Линейная
  • Функциональная
  • Линейно-функциональная;
  • Линейно-штабная;
  • Дивизиональная;
  • Бригадная;
  • Матричная.

Также будет приведен сравнительный анализ по каждой структуре, выявлены их положительные стороны и недостатки.

Общие сведения

Прежде всего для начала предлагаю разобраться, что же такое структура управления, из каких основных элементов она состоит, чтобы лучше понять её практическую значимость.

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого [3]. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т. е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления [1]. Все виды связей поддерживают необходимое единство и координацию действий отдельных звеньев структуры, а это в свою очередь обеспечивает непрерывность управленческого процесса. В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками, которого распределены функции и задачи управления, а, следовательно, – права и ответственность за их выполнение [2].


Таким образом, структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению [1]. Поэтому ее можно рассматривать как обратную сторону характеристики механизма функционирования (как процесса реализации структурных связей системы управления). Связь структуры с ключевыми понятиями управления — его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями — свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации. Именно поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачам.

Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать [1].

С практической точки зрения это говорит нам о том, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, чаще всего обречены на провал, если условия работы отличаются. Весомое значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией, и уровнем культуры — с другой.

Линейная структура управления

Линейная структура управления является простейшей бюрократической структурой. Ее сущность состоит в том, что управляющие воздействия на объект может оказывать только одно лицо – руководитель, получающий официальную информацию только от непосредственно ему подчиненных лиц. Он принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность [9].


При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.

Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя [3]. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника [4].

При такой структуре управления, все функции управления и подчинения находятся в руках у руководителя, что создает прямое воздействие на подчиненных.

Этот тип организационной структуры управления может успешно применяется для функционирования небольших предприятий с неотложным производством при отсутствии у них разветвленных связей с поставщиками, и потребителями.

Управленческая структура используется в управлении производственными участками, отделами, небольшими цехами.

Принцип построения и специализации управленческого процесса по линейной структуре управления, приведён на рис.1

Рисунок 1. «Линейная структура управления организацией»

Ниже, в таблице 1, будут представлены основные достоинства и недостатки линейной структуры управления.

Таблица 1

Достоинства и недостатки линейной структуры управления

Достоинства

Недостатки

Единство и четкость распорядительства

Высокие требования к руководителю

Согласованность действий исполнителей

Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений

Четкая система взаимосвязей между руководством и подчиненными

Затруднительные связи между инстанциями

Быстрота реакции в ответ на прямые указания

Концентрация власти у руководителя

Простота управления

Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения

Простой контроль[3].


Рассмотрев структуру построения линейной системы управления, можно заметить, что данная структура обладает простотой и эффективностью при применении ей на небольших предприятиях. Она обеспечивает единство и согласованность действий на предприятии, позволяет быстро реагировать на поставленные указанная, позволяет выстроить четкую систему взаимосвязей между руководством и подчинённым, обладает простотой в управлении, упрощает ведение контроля.

Функциональная структура управления

Функциональная структура управления является широко распространённой, она встречается на многих предприятиях. Её появлению послужил неизбежный результат усложнения управленческого процесса.

Особенность функциональной структуры заключается в том, что при сохранении единоначалия по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления [5].

Весь процесс построения функциональной структуры сводится к группированию сотрудников предприятия по их функциональным задачам, которые они выполняют. Конкретные характеристики и особенности деятельности того или иного подразделения (блока) соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всего предприятия. Традиционные функциональные подразделения предприятия – это отделы производства, маркетинга, финансов, персонала. Это широкие области деятельности, или функции, которые имеются на каждом предприятии для обеспечения достижения его целей [6].

Принцип построения и специализации управленческого процесса по функциональной структуре управления, приведён на рис.2

Рисунок 2. «Функциональная структура управления организацией»

Ниже, в таблице 2, будут представлены основные достоинства и недостатки функциональной структуры управления.

Таблица 2

Достоинства и недостатки функциональной структуры управления

Достоинства

Недостатки

Высокая компетентность специалистов , отвечающих за выполнение конкретных функций

Трудности поддержания постоянных взаимосвязей между функциональными службами

Снижение риска ошибочных решений

Длительная процедура принятия решений

Исключение дублирования в выполнении управленческих функций

Снижение персональной ответственности за конечный результат

Освобождение линейных руководителей от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению[10]

Сложность контроля за ходом процесса в целом и по отдельным проектам


Делая вывод о функциональной структуре управления, можно сказать, что она подходит для предприятий, выполняющих постоянно повторяющиеся задачи, выпускающих один вид продукции, а также для предприятий, которые реализуют сложные и длительные инновационные задачи, не требующие оперативного принятия решений. Она позволяет эффективно распоряжаться человеческими ресурсами организации, способствует снижению риска ошибочных решений, высвобождает линейных руководителей от решения специальных вопросов, расширяя их возможности по оперативному управлению.

Линейно-функциональная структура управления

Рассмотрим виды структур управления, наиболее часто используемые организациями. Ознакомление с их структурными схемами, достоинствами и недостатками позволяет проследить динамику перехода от одного вида к другому и определить наиболее благоприятные условия их применения в организациях [7]. В течение многих десятилетий организации создавали так называемые формальные структуры управления, которые получили название иерархических, или бюрократических [8]. Иерархический тип структуры имеет много разновидностей, однако самой распространенной является линейно-функциональная организация управления, до сих пор широко используемая во всем мире

Структуры управления многих современных предприятиях, особенно крупных и сверхкрупных, были основаны на принципах управления, сформулированными еще в начале XX в.

. Основу линейно-функциональных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и пр.)[3]. По каждой из них формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающих организацию сверху донизу [1].

Принцип построения и специализации управленческого процесса по функциональной структуре управления, приведён на рис.3

Рисунок 3. «Линейно-функциональная структура управления организацией»

Результаты работы каждой службы аппарата управления организацией оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Например, работа служб, управляющих производством, характеризуется показателями выполнения графика выпуска продукции, затрат ресурсов, производительности труда, использования оборудования и площадей; работу служб по ремонту оборудования оценивают показателями времени простоев и затрат на проведение ремонтных работ и т. д. [1]. Соответственно строится и система материального поощрения, ориентированная прежде всего на достижение высоких показателей каждой службы, при этом конечный результат в целом становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.