Файл: Индивидуальное предпринимательство (Нормативное регулирование индивидуального предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • этот статус приобретается в результате государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
  • к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, актов Президента РФ и Правительства РФ или существа правоотношения;
  • индивидуальные предприниматели, согласно Трудовому кодексу РФ, имеют право нанимать работников. В ГК РФ учреждение и статус индивидуального предпринимателя не ставятся в зависимость от того, будет или не будет он «применять наемный труд»;
  • в отличие от граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, имущественные споры между индивидуальными предпринимателями либо между ними и юридическими лицами подведомственны арбитражным судам;
  • индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан по решению суда несостоятельным (банкротом);
  • требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание;
  • на индивидуальных предпринимателей возлагаются некоторые дополнительные обременения, обусловленные повышенной нагрузкой с их
  • стороны на услуги, оказываемые на одинаковых условиях всем гражданам[17].

Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[18] установил новый порядок регистрации индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем, А.М. Васильев отмечает, что одной 23 статьи ГК РФ недостаточно для обеспечения должного правового регулирования индивидуального предпринимательства в РФ, а также затруднительно определить правовой статус индивидуальных предпринимателей[19].

Широкое участие в хозяйственной практике индивидуальных предпринимателей требует наличия в законодательстве,

  • во-первых, четко определенных общих положений, единых для всех предпринимателей независимо от сферы их деятельности;
  • во-вторых, специальных положений, определяющих правовой статус индивидуального предпринимателя в конкретной сфере деятельности.

На сегодняшний день законодательство, регламентирующее деятельность индивидуального предпринимателя, по существу, еще находится в стадии формирования и содержит ряд норм, требующих уточнения, а иногда и изменения. В связи с массовостью участия граждан в предпринимательской деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей возникает необходимость обособления законодательного регулирования деятельности данного субъекта в отдельном законе[20]. Считаю необходимым принятие закона «Об индивидуальном предпринимательстве в Российской Федерации», который должен быть направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободу предпринимательской деятельности и формирование системы государственных гарантий для индивидуального предпринимательства. В законе необходимо в РФ установить перечень гражданских прав и обязанностей индивидуального предпринимателя. Гражданин, фактически занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, не приобретает в связи с занятием такой деятельностью статуса предпринимателя.

1.3 Государственная поддержка и проблемы индивидуального предпринимательства в Республике Хакасия

В Республике Хакасия, как и в других субъектах Российской Федерации, развивается индивидуальное предпринимательство. Это находит отражение в нормативно-правовых актах. В Республике Хакасия на законодательном уровне проводится поддержка граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, и такая государственная политика считается приоритетной. Достигнутый к настоящему времени уровень развития субъектов малого и среднего предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса - предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активного населения. Складывается ситуация, при которой развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, возможно лишь при активной целенаправленной поддержке.


Так, в целях реализации государственной поддержки в области развития малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия, в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[21] Правительство Республики Хакасия утвердило долгосрочную республиканскую целевую программу «Государственная программа Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2017-2021 гг.)»[22].

Программа отражает те проблемы, на которые в первую очередь нужно обратить внимание Правительства Республики Хакасия, чтобы завершить создание инфраструктуры малого предпринимательства в Хакасии и превратить сферу малого и среднего предпринимательства в республике в важный элемент экономической и социальной политики. Такими проблемами являются:

  • неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки;
  • недостаточный объем инвестиций в основной капитал, ограниченность возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Хакасия осуществлять обновление основных средств;
  • в районах Республики Хакасия количество субъектов малого и среднего предпринимательства на тысячу человек населения в среднем на 40% меньше, чем в городах;
  • недостаточный уровень информационной и методической поддержки предпринимательства в целом;
  • нехватка квалифицированных знаний у предпринимателей.

Целью Программы является содействие развитию экономического потенциала Республики Хакасия через создание благоприятных условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Задачи Программы:

  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся разработкой, внедрением и реализацией инновационной продукции;
  • содействие модернизации основных фондов, участвующих в производстве товаров (работ, услуг), субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • поддержка внешнеэкономической и межрегиональной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • совершенствование механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Хакасия, а также повышение квалификации кадров;
  • поддержка мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

Отбор приоритетных направлений поддержки малого предпринимательства в республике осуществлен на основе анализа и прогнозов состояния экономики Республики Хакасия, предложений общественных объединений предпринимателей, предложений Общественной палаты Республики Хакасия.

Приоритетными направлениями поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия являются:

  • промышленное производство;
  • инновационная деятельность;
  • экспортно-ориентированная деятельность;
  • туризм;
  • предоставление бытовых услуг населению;
  • предоставление транспортных услуг;
  • молодежное предпринимательство (до 30 лет);
  • здравоохранение, образование;
  • участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях регионального, межрегионального и международного значения;
  • сфера ремесел и народных промыслов;
  • субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность на территории малых сел Республики Хакасия.

На основании Постановления Правительства Республики Хакасия[23] в целях координации и эффективного взаимодействия федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, общественных организаций по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия Правительство Республики Хакасия создает координационный совет.

На основании Программы разработаны и приняты прогнозные показатели республиканского бюджета Хакасии на 2017-2019 годы. В соответствии с данными показателями предполагается следующее количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения:

2018 год - 33 единицы;

2019 год - 34 единицы.

При этом объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку, нарастающим итогом с 2016 года должны составить:

2018 год – 41159 тыс. рублей;

2019 год – 56119 тыс. рублей.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия, в республике на 1 января 2017 года действует 7071 малых предприятий, в т. ч микропредприятия, 49 средних предприятий, а также 15616 индивидуальных предпринимателей[24], что составляет 39.9 единиц в расчете на 1 тыс. человек населения (прогнозный показатель для 2017 года – 32 ед.


Значительную часть в структуре малого и среднего предпринимательства составляют индивидуальные предприниматели (по количественному показателю) – 68,7% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Их деятельность, как правило, сосредоточена в сфере торговли и бытовых услуг. Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной (Рис.1.).

Рисунок 1. Структура малых предприятий по видам экономической деятельности

Как и во многих других регионах России, индивидуальные и малые предприятия Хакасии сталкиваются в настоящее время с рядом основных проблем.

Одна из них - недостаточная материально-техническая и финансовая ресурсная база. Не все желающие открыть свое предприятие обладают достаточным для этого количеством собственных средств. Надежда возлагается в большинстве случаев на кредитные ресурсы. Но и они не так многочисленны и к тому же трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

Следующая проблема состоит в несовершенстве правовой базы, регули­рующей сферу индивидуального предпринимательства в Республике Хакасия, поскольку на сегодняшний день нет единой законодательной основы деятельности индивидуальных предприятий.

Не решена в настоящее время и проблема кадров. Обучение и под­готовка кадров для бизнеса идет не столь эффективно, как того требует положение. В последние годы, безусловно, разрабатывалось значитель­ное количество проектов и принималось немало мер по поддержке индивидуального и предпринимательства государством, однако их реализации в регионах иногда препятствуют определенные трудности. Так, отличительной особенностью бизнеса в Хакасии является неразвитость инфраструктуры поддержки бизнеса.

Для решения проблем, препятствующих в последние два года росту предпринимательской активности, необходимо в период нескольких лет:

  • проводить отбор, тестирование и обучение по программам подготов­ки предпринимателей;
  • оказывать помощь в регистрации в качестве индивидуального пред­принимателя или юридического лица;
  • предоставлять на конкурсных условиях вновь зарегистрированным или действующим менее одного года субъектам малого и среднего бизнеса субсидии на создание собственного дела;
  • производить микрокредитование через систему кредитных коопера­тивов, региональных и муниципальных фондов поддержки предпри­нимательства;
  • обеспечивать коммерческое кредитование через гарантийный фонд субъекта Российской Федерации;
  • субсидировать процентную ставку по кредитным договорам, договорам лизинговых платежей; иные формы субсидирования малого и среднего предпринимательства.