Файл: Индивидуальное предпринимательство (Нормативное регулирование индивидуального предпринимательства).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
1.2 Нормативное регулирование индивидуального предпринимательства
1.3 Государственная поддержка и проблемы индивидуального предпринимательства в Республике Хакасия
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
2.1 Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
По решению суда может быть приостановлена:
- Предпринимательская деятельность полностью или частично. Например, нарушение юридическим лицом правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, влечет либо наложение штрафа с конфискацией веществ, инструментов или оборудования или без таковой, либо административное приостановление деятельности с конфискацией этого имущества или без таковой. При этом преследуется цель пресечения всей цепочки неправомерной деятельности: производства, переработки, изготовления, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, хранения, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения веществ, инструментов, оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
Частично предпринимательская деятельность юридического лица приостанавливается, например, при временном прекращении деятельности филиалов и других структурных подразделений юридического лица.
- Эксплуатация отдельных объектов (агрегатов, зданий, сооружений).
Предусматривается также приостановление деятельности некоммерческих организаций (например, образовательных учреждений) при наличии соответствующего правонарушения.
Итак, право на осуществление предпринимательской деятельности, будучи основанным на Конституции РФ (ст. ст. 8, 34), имеет конституционные гарантии:
- Политические все равны перед законом (ст. 19 Конституции РФ) независимо от убеждений, принадлежности к общественным объединениям (например, политическим партиям). Разделение властей (ст. 10 Конституции) на законодательную, исполнительную и судебную призвано гарантировать компетентное регулирование общественных отношений, судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти. К сожалению, следует отметить, что высокий уровень коррупции в органах исполнительной власти, в том числе в процессе осуществляемого ими контроля за предпринимательской деятельностью, свидетельствует о недостаточности контроля за деятельностью самих органов исполнительной власти и их должностных лиц.
- Экономические предприниматели могут вести деятельность на основе различных форм собственности, каждая из которых признается и защищается равным образом (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Гарантируются единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции.
- Юридические каждому гарантируется защита его прав и свобод, действует презумпция невиновности лица, привлеченного к уголовной ответственности. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. ст. 46, 49 Конституции РФ).
1.2 Нормативное регулирование индивидуального предпринимательства
На уровне Союза ССР были приняты, в частности, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 07 апреля 1989 года «Об аренде и арендных отношениях в СССР», Закон СССР от 04 июня 1990 года «О предприятиях в СССР», Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, Закон СССР от 02 апреля 1991 года «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР». В данных актах получили законодательное закрепление: право собственности граждан на любое имущество потребительского и производственного назначения, кроме отдельных видов имущества, которые в соответствии с законодательством не могут принадлежать гражданину; право собственности юридических лиц, право собственности государства; право на равную защиту всех собственников[9].
Субъектами предпринимательства признавались: любой гражданин СССР, не ограниченный в правах, в порядке, определяемом законодательными актами Союза ССР и республик; любой иностранный гражданин или лицо без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Союза ССР и республик; группа граждан (партнеров) - коллектив предпринимателей. Признавались частное (т.е. индивидуальное) и коллективное предпринимательство, осуществляемые указанными выше субъектами на основе собственности граждан, а также имущества, полученного и используемого на законном основании. Предпринимательство граждан может осуществляться как без применения, так и с применением наемного труда, как без образования, так и с образованием юридического лица; государство признает любые формы предпринимательства, осуществляемые в рамках закона, общественно полезной деятельностью и обеспечивает их правовые гарантии и поддержку. Физическим лицам - предпринимателям на законном основании было предоставлено право осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами Союза ССР и республик, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами.
Закон СССР от 02 апреля 1991 года «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» (ст. 5 - 11)[10] устанавливал также:
- права предпринимателя (в т.ч. на приобретение имущества государственных и иных предприятий, участие своим имуществом в деятельности иных хозяйствующих субъектов, наем и увольнение работников, установление форм, систем и размеров оплаты труда, других видов доходов работников, распоряжение чистой прибылью (доходом), получение неограниченного размером личного дохода и др.);
- обязанности и ответственность предпринимателя (в т.ч. оформлять трудовые отношения с работниками путем заключения договоров, оплачивать труд работников, вносить отчисления по страхованию лиц, работающих по найму, обеспечивать надлежащие условия труда, соблюдать права потребителей и др.);
- правила государственной регистрации граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и основания прекращения предпринимательской деятельности;
- правила налогообложения прибыли от предпринимательской деятельности и личного дохода предпринимателя;
- основные принципы государственной поддержки и защиты прав предпринимателей.
Среди основополагающих нормативно-правовых актов РСФСР, а позднее Российской Федерации, регулировавших отношения в сфере предпринимательства в этот период, следует назвать прежде всего Законы от 24 декабря 1990 года «О собственности в РСФСР», от 25 декабря 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности», от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и другие, а также законы об отдельных видах налогов, принятые в 1991 - 1992 гг. От законодательства Союза ССР российское законодательство начала 90-х годов невыгодно отличалось низким уровнем юридической техники, игнорированием ряда основополагающих доктринальных положений, наличием противоречивых, неоправданных и экономически не обеспеченных норм. Вместе с тем оно достаточно быстро сформировало понятие, что юридическое лицо и физическое лицо - это два разных субъекта права, каждый из которых обладает обособленным имуществом, самостоятельно участвует в гражданском обороте от своего имени и на свой риск, несет самостоятельную имущественную ответственность. Поэтому предпринимательская деятельность гражданина «путем создания юридического лица» невозможна в принципе. Что же касается предпринимательской деятельности физического лица (индивидуальной предпринимательской деятельности), то она может осуществляться гражданином только непосредственно, без образования юридического лица, от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.
Данный вывод подтверждается и нормами современного законодательства. Так, в содержание правоспособности граждан ст. 18 Гражданского кодекса РФ включено право заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью…[11]
Таким образом, ГК РФ различает:
- предпринимательскую деятельность гражданина, т.е. деятельность, которую данный гражданин осуществляет непосредственно без образования юридического лица;
- создание гражданином юридического лица, т.е. имеющий самостоятельное правовое значение волевой акт, влекущий юридические последствия, но не относящийся к предпринимательской деятельности гражданина.
Введением в действие с 01 января 1992 года Закона РСФСР от 07 декабря 1991 года «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации»[12], который в настоящее время отменен. В нем определялся порядок государственной регистрации и уплаты регистрационного сбора для физических лиц, изъявивших желание заниматься «предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательными актами Российской Федерации, без образования юридического лица». Такие физические лица подлежали государственной регистрации уже в качестве предпринимателей, а не субъектов индивидуальной трудовой деятельности (ст. 1). Согласно ст. 4 этого Закона, физические лица, в т.ч. участники полного товарищества, могли осуществлять те виды деятельности, которые были указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя. Устанавливалось также, что до приведения законодательных актов России в соответствие с указанным Законом они применяются в части, ему не противоречащей. Граждане, осуществлявшие свою деятельность на основе прежнего законодательства, были обязаны пройти государственную регистрацию в порядке, указанном в Законе РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации», до 01 января 1993 года.
Несовершенство российских законов, коллизии между ними и законодательством Союза ССР, действовавшим в первой половине 90-х гг. на территории России, трудности в правоприменительной практике не способствовали возникновению значительного количества индивидуальных предпринимателей: их правовое положение оставалось неопределенным.
Право заниматься предпринимательской деятельностью установлено Конституций Российской Федерации, в статье 34 которой сказано, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»[13].
В настоящее время предпринимательская деятельность гражданина регулируется ст. 23 Гражданского кодекса РФ, где указано: «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения»[14]. Следовательно, каждый гражданин в Российской Федерации имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Гражданский кодекс РФ содержит множество норм, регулирующих индивидуальное предпринимательство. Начиная с самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества индивидуальных предпринимателей и заканчивая предпринимательскими договорами - все это представлено в ГК РФ. В некоторых случаях статьи ГК РФ содержат принципиально различные нормы для индивидуальных предпринимателей и лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401 устанавливает различные основания ответственности, ст. 322 - различные нормы о солидарных обязательствах и др.). Статья 1201 ГК РФ определяет право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Такое право определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности[15].
В мае 2013 года введен в действие Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»[16], который определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.
Следует отметить, что особенности статуса индивидуального предпринимателя по сравнению с общегражданской правоспособностью гражданина выражаются в следующем: