Файл: Индивидуальное предпринимательство (Нормативное регулирование индивидуального предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговые органы на основании Административного регламента[31] также имеют право предоставлять:

  • сведения, содержащиеся в ЕГРИП о конкретном индивидуальном предпринимателе;
  • копии документов, содержащихся в ЕГРИП;
  • справки о соответствии и несоответствии сведений о персональных данных;
  • сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя.

Сведения предоставляются в электронном виде с использованием Интернет-технологий или Интернет - сервиса

Государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя либо записи о первом представлении в соответствии с Законом о государственной регистрации документов об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01 января 2004 года, является основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) и используется в качестве номера регистрационного дела этого предпринимателя.

ОГРНИП должен указываться:

  • во всех записях в Государственном реестре, относящихся к данному предпринимателю;
  • в документах, подтверждающих внесение соответствующих записей в Государственный реестр;
  • во всех документах этого физического лица, связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, наряду с его фамилией, именем и отчеством;
  • в сведениях о государственной регистрации, публикуемых регистрирующим органом.

Индивидуальному предпринимателю, как и юридическому лицу, разрешено вносить изменения в регистрационные данные. Для этого в регистрирующий орган подается комплект документов в соответствии с Законом о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[32]:

  • заявление по установленной форме;
  • копия документа о изменении ранее внесенных средств;
  • справка о наличии или об отсутствии судимости у физического лица как индивидуального предпринимателя
  • если деятельность связана с детьми, то необходимо решение комиссии по делам несовершеннолетних о допуске к работе с ними.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

С момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин наравне с коммерческими организациями признается самостоятельным участником предпринимательской деятельности, а значит, считается самостоятельным плательщиком налогов, сборов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации. Причем в обязанности налогоплательщика входит не только исчисление и уплата налогов и сборов, но и представление соответствующей отчетности - налоговых деклараций, под которыми понимаются письменные заявления или заявления, составленные в электронной форме и переданные по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, коммерсанта об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При этом по общему правилу налоговые декларации представляются индивидуальным предпринимателем по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.


С 2008 года все налогоплательщики, в том числе и индивидуальные предприниматели, в обязательном порядке представляют в свою налоговую инспекцию по месту жительства сведения о среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год[33] не позднее 20-го января текущего года. Такие сведения подают все бизнесмены, даже те, которые не имеют наемных работников.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ одновременно с государственной регистрацией индивидуальный предприниматель ставится на налоговый учет, о чем сообщается в Уведомлении по форме №2-3 Учет (Приложение 2). Коммерсант в части уплаты налогов так же, как и коммерческие фирмы, может уплачивать налоги либо в соответствии с общей системой налогообложения, либо в соответствии с такими специальными налоговыми режимами, как:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
  • патентная система налогообложения.

Ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей предусмотрена ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[34]:

  • при несвоевременном предоставлении сведений или документов на государственную регистрацию, на внесение изменений, на ликвидацию влечет штраф 5000 рублей;
  • при не предоставлении или предоставлении недостоверных сведений – штраф 5000-10000 рублей;
  • если же в документах, предоставленных для государственной регистрации повторно снова будут обнаружены ложные сведения, то должностные лица, подписавшие данный документ будут дисквалифицированы на срок 1-3 года.

В соответствии со ст. 23.61 КоАП РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.25 Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях индивидуальных предпринимателей вправе:

  1. руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, его заместители;
  2. руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Если гражданин совершит сделку купли-продажи, выполнит работу без регистрации в качестве предпринимателя, то это еще не означает, что такая деятельность будет считаться незаконной лишь в силу отсутствия регистрации. Гражданин в этом случае не будет иметь статуса предпринимателя, в связи с чем его действиям закон не предоставит защиту, предусмотренную для предпринимателей.

Если же гражданин пожелает избежать, например, повышенной ответственности и умышленно будет уклоняться от государственной регистрации при осуществлении предпринимательской деятельности, то в соответствии с п. 4 ст. 23 ГК РФ[35] суд будет вправе применить к совершенным гражданином сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Это некоторые гражданско-правовые последствия осуществления предпринимательской деятельности без регистрации.

2.2. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

Прекращение гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется не произвольно. Чтобы оно приобрело значение юридического факта, влекущего прекращение соответствующих прав и обязанностей физического лица, должен быть совершен правопрекращающий административный акт государственной регистрации, осуществляемый посредством внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Государственная регистрация при прекращении гражданином предпринимательской деятельности подчиняется рассмотренным выше общим правилам ст. 1, 2, 8, 9, 11 Закона о государственной регистрации и специальным нормам, установленным в ст. 22.3.

В случае прекращения гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (т.е. в случае государственной регистрации этого факта) п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ[36] устанавливает обязанность налогового органа снять такого налогоплательщика с учета на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Порядок снятия с налогового учета устанавливается Правительством РФ.


Статья 22.3 Закона «О государственной регистрации» называет шесть обстоятельств субъективного и объективного характера, при наличии которых регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Такое решение принимается в связи:

  • с принятием самим предпринимателем решения о прекращении данной деятельности;
  • со смертью индивидуального предпринимателя;
  • с принятием судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом);
  • с прекращением предпринимательской деятельности в принудительном порядке по решению суда;
  • со вступлением в силу приговора суда, которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;
  • с аннулированием документа, подтверждающего право предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа.

Данный перечень обстоятельств, влекущих принятие решения о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Независимо от того, какое из перечисленных обстоятельств влечет принятие соответствующего решения, государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган необходимых для регистрации документов. Что же касается состава документов, представляемых в регистрирующий орган, то он различается в зависимости от специфики конкретного обстоятельства, обусловившего принятие решения о государственной регистрации. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемого в регистрирующий орган подписанного заявителем заявления о государственной регистрации. Заявление представляется (непосредственно или по почте) в регистрирующий орган по месту жительства предпринимателя, который решил прекратить свою деятельность. В рассматриваемом случае представление документов для государственной регистрации осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. 9 Закона о государственной регистрации. Регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации и вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в указанный Реестр. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать заявителю или направить в его адрес почтовым отправлением документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Таким документом является свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.


Государственная регистрация при прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертью данного лица осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица. Смерть гражданина с точки зрения гражданского права - это один из актов гражданского состояния, который подлежит государственной регистрации по правилам ФЗ от 15 ноября 1997 года «Об актах гражданского состояния»[37]. Основаниями для регистрации смерти гражданина являются: документ установленной формы о смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом; решение суда об установлении факта смерти или об объявлении умершим, вступившее в законную силу; документ, выданный компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона о реабилитации жертв политических репрессий[38]. Государственная регистрация смерти гражданина производится органом записи актов гражданского состояния по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти, обнаружения тела умершего или нахождения организации, выдавшей документ о смерти. Заявление о смерти в орган загса должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего. Орган загса, который осуществил государственную регистрацию смерти гражданина, оформляет и выдает свидетельство о смерти.

Пунктом 7 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений установлено, что основанием для внесения в Государственный реестр записи о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в рассматриваемом случае являются сведения о смерти или признании судом умершим физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, представляемые в порядке, установленном п. 3 ст. 85 НК РФ[39]. Данные нормы НК РФ предусматривают, в частности, обязанность органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, сообщать о фактах смерти граждан в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации таких фактов. В случае смерти индивидуального предпринимателя его государственная регистрация в таком качестве утрачивает силу с момента смерти.