Файл: Индивидуальное предпринимательство (Нормативное регулирование индивидуального предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для достижения большего успеха в области развития малого бизнеса Хакасии необходимо создание зон с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности, включая зоны территориального развития, особые экономические зоны, а также развитие территориально-производственных комплексов, технопарков и бизнес-инкубаторов.

Также важно создание крупнейших инвестиционных проектов, реализуемых благодаря действующим на территории Хакасии и Сибирского федерального округа государственным программам, инвестиционным программам субъектов естественных монополий федерального значения, а также путем использования средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Как и во многих других регионах России, индивидуальные и малые предприятия Хакасии сталкиваются в настоящее время с рядом основных проблем.

Одна из них - недостаточная материально-техническая и финансовая ресурсная база. Не все желающие открыть свое предприятие обладают достаточным для этого количеством собственных средств. Надежда возлагается в большинстве случаев на кредитные ресурсы. Но и они не так многочисленны и к тому же трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

Следующая проблема состоит в несовершенстве правовой базы, регули­рующей сферу индивидуального предпринимательства в Республике Хакасия, поскольку на сегодняшний день нет единой законодательной основы деятельности индивидуальных предприятий.

Не решена в настоящее время и проблема кадров. Обучение и под­готовка кадров для бизнеса идет не столь эффективно, как того требует положение. В последние годы, безусловно, разрабатывалось значитель­ное количество проектов и принималось немало мер по поддержке индивидуального и мало­го предпринимательства государством, однако их реализации в регионах иногда препятствуют определенные трудности. Так, отличительной особенностью бизнеса в Хакасии является неразвитость инфраструктуры поддержки бизнеса.

Для решения проблем, препятствующих в последние два года росту предпринимательской активности, необходимо в период нескольких лет:

  • проводить отбор, тестирование и обучение по программам подготовки предпринимателей;
  • оказывать помощь в регистрации в качестве индивидуального пред­принимателя или юридического лица;
  • предоставлять на конкурсных условиях вновь зарегистрированным или действующим менее одного года субъектам малого и среднего бизнеса субсидии на создание собственного дела;
  • производить микрокредитование через систему кредитных коопера­тивов, региональных и муниципальных фондов поддержки предпри­нимательства;
  • обеспечивать коммерческое кредитование через гарантийный фонд субъекта Российской Федерации;
  • субсидировать процентную ставку по кредитным договорам, договорам лизинговых платежей; иные формы субсидирования малого и среднего предпринимательства.

В целом проблемы предпринимательства в Хакасии имеют тот же вид, что и проблемы бизнеса по всей России. Однако для их эффективного решения недостаточно тех общепринятых методов, что используются во всех остальных регионах. Меры по развитию отдельного региона должны проводиться с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных особенностей.

Для достижения большего успеха в области развития малого бизнеса Хакасии необходимо создание зон с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности, включая зоны территориального развития, особые экономические зоны, а также развитие территориально-производственных комплексов, технопарков и бизнес-инкубаторов.

Также важно создание крупнейших инвестиционных проектов, реализуемых благодаря действующим на территории Хакасии и Сибирского федерального округа государственным программам, инвестиционным программам субъектов естественных монополий федерального значения, а также путем использования средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

2.1 Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

Граждане Российской Федерации, а также законно находящиеся на территории России иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие намерение приступить к индивидуальной предпринимательской деятельности впервые, или после прекращения такой деятельности должны пройти процедуру государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя. В то время как учредители юридического лица обращаются в регистрирующий орган за государственной регистрацией для того, чтобы созданная ими организация приобрела свойства субъекта права, была наделена правоспособностью, физическое лицо уже является субъектом гражданского права с момента рождения. Процедура же государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходима, с одной стороны, для того, чтобы гражданин мог пользоваться гарантиями предпринимательской деятельности, а с другой - для возложения на него вытекающих из такой деятельности обязанностей по налогообложению, соблюдению правил осуществления указанной деятельности. Целями государственной регистрации являются также осуществление государственного контроля за экономической деятельностью, получение статистической информации, обеспечение содержащимися в Государственном реестре сведениями о предпринимателях их контрагентов, других лиц, государственные, муниципальные и иные органы и организации.


Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по общим правилам ст. 1 - 3, 8, 9, 11, 23 - 25 и специальным нормам ст. 22.1 Закона о государственной регистрации[25].

Процедура государственной регистрации носит сугубо формальный характер. Регистрирующий орган не вправе рассматривать вопросы о целесообразности государственной регистрации, соблюдении физическим лицом правовых норм (кроме относящихся непосредственно к регистрации), готовности гражданина к предпринимательству, наличии у него необходимого имущества, образования, профессиональных навыков и т.п. Задача указанного органа заключается в том, чтобы проверить полноту и правильность оформления представляемых для регистрации документов, а также факт оплаты заявителем государственной пошлины в установленном размере. Как уже отмечалось, регистрирующий орган не вправе потребовать от заявителя какие-либо дополнительные документы, кроме тех, которые исчерпывающим образом перечислены в Законе о государственной регистрации.

Согласно ст. 22.1 Закона о государственной регистрации в регистрирующий орган по месту жительства заявителя представляются:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального;
  • копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);
  • копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);
  • копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);
  • копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);
  • копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
  • подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);
  • нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое вкачестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);
  • документ об уплате государственной пошлины. Размер госпошлины устанавливается Налоговым кодексом статьей 333.33 главы «Госпошлина»[26] в сумме 800 рублей при регистрации индивидуального предпринимателя и 20% от данной суммы при повторной выдаче свидетельства.

Отмечу, что подп. «з» п. 1 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации определяет специфику представления документов несовершеннолетними гражданами (в возрасте от 14 до 18 лет), не обладающими полной дееспособностью, а также несовершеннолетними, признанными в законном порядке полностью дееспособными (вступившими в брак до достижения возраста 18 лет либо прошедшими процедуру эмансипации). Однако в данной статье нет нормы, определяющей особенности комплекта документов, которые могли бы представляться в регистрирующий орган совершеннолетними гражданами, ограниченными судом в дееспособности в установленном порядке, с согласия их законных представителей. ГК РФ не запрещает таким лицам заниматься предпринимательской деятельностью. Из содержания же ст. 22.1 в действующей редакции можно сделать два противоречащих друг другу и при этом одинаково не основанных на праве вывода:

а) Закон о государственной регистрации не требует согласия законных представителей лиц, ограниченных судом в дееспособности, на осуществление ими предпринимательской деятельности;

б) Закон о государственной регистрации не допускает участия указанных лиц в предпринимательской деятельности.

Поэтому представляется, что п. 1 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации следовало бы дополнить подпунктом примерно следующего содержания: «Нотариально удостоверенное согласие законного представителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, дееспособность которого ограничена судом по основаниям, установленным ст. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Указанные документы, представляемые в регистрирующий орган, должны быть оформлены в соответствии с требованиями, о которых говорилось выше. При этом верность копии документа, представляемой при указанной государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Данное правило не применяется, если заявитель представляет копию документа в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом расписки в получении представленных документов (она выдается в день получения документов).

В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)»[27] индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение пяти лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры. Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и введении реализации имущества гражданина в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.


Документы в регистрирующий орган по месту жительства физического лица могут быть переданы одним из нижеперечисленных способов:

  1. предоставлением лично физическим лицом, которое регистрируется индивидуальным предпринимателем, или его законным представителем, у которого есть нотарильно заверенная доверенность;
  2. направлением в регистрирующий орган почтовым отправлением;
  3. направлением в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя;
  4. предоставлением в регистрирующий орган через многофункциональный центр.

В соответствии с п.3 ст. 22.1 Закона[28] государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя производится в срок не более трех рабочих дней со дня представления всех необходимых документов в регистрирующий орган. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр[29].

Информация о внесении записи в соответствующий государственный реестр размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети «Интернет» и при этом в течение 5 рабочих дней после государственной регистрации сведения направляется в налоговый орган, пенсионный фонд и фонд социального страхования. На основании данных сведений индивидуальный предприниматель ставится на налоговый учет.

Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать (направить) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме 61003 «Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя» (Приложение 1). Предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП сведений органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления, судам осуществляется на электронных носителях, либо по адресу электронной почты, с использованием Интернет-сервиса, размещенного на сайте Федеральной налоговой службы (при наличии технической возможности), - в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа или в виде справки об отсутствии запрашиваемой информации. Срок предоставления содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений и документов не может составлять более чем пять дней со дня получения соответствующего запроса [30].