Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации ООО «СТЭП».pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации
1.1. Понятие внешней среды организации и ее элементы
1.2. Характеристика внутренней среды организации
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «СТЭП»
2.1. Краткая характеристика предприятия
Анализ таблицы показывает, что в целом наибольшее количество факто-
ров влияния приходится на макроэкономические факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность ООО «СТЭП». Все остальные группы факторов хотя и присутствуют, однако, по своему количеству отстают от экономических факторов.
Таблица 3
PEST-анализ ООО «СТЭП»
Р — политические факторы |
Е - экономические факторы |
1 Увеличение рисков при операциях с зарубежными контрагентами ввиду нестабильности мировых валют |
1 Высокая ставка процента по кредитам банков 2 Относительно высокий уровень инфляции 3 Неравномерная структура распределения доходов потребителей, как в области, так и в целом по РФ, что снижает уровень конкурентоспособности фирмы в пользу неорганизованной торговли 4 Дефицит кадров на рынке труда, что приводит к увеличению стоимости рабочей силы |
S — социальные факторы |
Т— технологические факторы |
1 Относительно низкая платежеспособность населения 2 Отсутствие специалистов требуемого направления и уровня подготовки для работы на фирме |
1 Низкие темпы распространения технологий торговли в РФ и в данной сети 2 Слабое использование безналичных средств оплаты покупок, а также систем лояльности в сети |
Проведём анализ конкурентов предприятия. Основными конкурентами
ООО «СТЭП» в сетевом сегменте являются: сеть «Авоська», сеть «Стик»; сеть «Кэш энд Кэрри»; сеть «Прима»; сеть «Fresh Market». Следует отметить, что сеть «Кэш энд Кэрри» отлично зарекомендовал себя на рынке, имеет большие преимущества по многим показателям, а так же имеет больше торговых точек, чем остальные супермаркеты.
Особенностью конкуренции на амурском рынке продовольственных товаров является то, что данный рынок является географически удалённым как от центральных областей РФ, так и от основных транспортных магистралей мирового рынка, в результате чего в структуре цены привозных товаров значительно вырастает транспортная составляющая.
Рассмотрим основных конкурентов ООО «СТЭП» в сравнении на рынке Амурской области, на основании данных периодической печати и сети Интернет (таблица 4).
Таблица 4
Оценка показателей конкурентоспособности фирм
с учетом весовых коэффициентов
Показатель |
Уд- % |
«СТЭП» |
«Авоська» |
«Стик» |
«Кэш энд Кэрри» |
«Прима» |
«Fresh Market» |
||||||
балл |
балл с учетом веса |
балл |
балл с учетом веса |
балл |
балл с учетом веса |
балл |
балл с учетом веса |
балл |
балл с учетом веса |
балл |
балл с учетом веса |
||
Цена товара |
10 |
4 |
0,4 |
5 |
0,5 |
5 |
0,5 |
5 |
0,5 |
5 |
0,5 |
5 |
0,5 |
Качество товара |
25 |
5 |
1,25 |
5 |
1,25 |
5 |
1,25 |
5 |
1,25 |
5 |
1,25 |
5 |
1,25 |
Ассортимент |
15 |
3 |
0,45 |
4 |
0,6 |
5 |
0,75 |
5 |
0,75 |
5 |
0,75 |
5 |
0,75 |
Репутация на |
15 |
3 |
0,45 |
4 |
0,6 |
4 |
0,6 |
5 |
0,75 |
4 |
0,6 |
5 |
0,75 |
Система сбыта и закупки |
15 |
3 |
0,75 |
3 |
0,45 |
5 |
0,75 |
5 |
0,75 |
4 |
0,6 |
5 |
0,75 |
Обслуживание |
20 |
4 |
0,8 |
3 |
0,6 |
4 |
0,8 |
5 |
1 |
4 |
0,8 |
5 |
1 |
Итого |
100 |
- |
3,8 |
- |
4 |
- |
4,65 |
- |
5 |
- |
4,5 |
- |
4,25 |
Как видно из данной таблицы, ООО «СТЭП» имеет высокие показатели по качеству товара, а также по менеджменту. Среди низких показателей можно выделить репутацию на рынке, сравнительно узкий ассортимент реализуемых товаров, а так же система сбыта и закупки.
Проведём сравнение конкурентных преимуществ ООО «СТЭП» перед сетью «Кэш энд кэрри», так как последняя является наиболее крупным игроком на местном рынке, а также имеет наиболее высокий показатель среди конкурентов предприятия (таблица 5).
Таблица 5
Сравнение конкурентных преимуществ сети ООО «СТЭП» и
«Кэш энд кэрри»
Как видно из данной таблицы, сеть «Кэш энд Кэрри» гораздо сильнее в ассортименте, а также имеет более высокую репутацию на рынке и систему менеджмента. Причинами такого положения дел является то, что сеть «Кэш энд кэрри» в своей деятельности ориентируется на более крупные магазины, чем ООО «СТЭП» в своей сети «Наш универсам», что даёт ей больше возможностей по наращиванию ассортимента реализуемых товаров. Более высокая репутация на рынке у сети «Кэш энд кэрри» обуславливается тем. что данная сеть проводит более агрессивную политику продвижения на рынке, что позволяет ей перехватывать клиентов у других сетей, несмотря на сравнимый с ниш уровень цены. Уровень менеджмента сети «Кэш энд кэрри» оценивается выше, основной причиной чего является активное взаимодействие сети с предприятиями, реализующими сопутствующие товары, что позволяет повысить отдачу магазинов.
Основными региональными поставщиками ООО «СТЭП» являются: ПАО «Амурский партизан»; ПАО «Мясокомбинат» г.Благовещенск; ПАО «Молокозавод» г. Благовещенск; ООО «Арт-маркет»; ООО «Ирбис» и ряд других. Структура поставщиков в объеме поставок в 2017 г. представлена на
рисунке 2.
Рисунок 2. Структура поставщиков ООО «СТЭП»
в доле объёма за 2017 г.
В связи с тем, что данное предприятие имеет не широкий ассортимент,
доли поставщиков в структуре невелики, что позволяет диверсифицировать поставки товаров, а также снизить возможные риски на поставки. Максимальная доля приходится на ООО «Арт-Маркет», которое поставляет в сеть ООО «СТЭП» спиртные напитки.
Предприятие имеет маркетинговых посредников. При этом, поставщики,
по договорённости с ООО «СТЭП» имеют возможность осуществлять мероприятия по продвижению своей продукции на площадях магазинов сети – как посредством организации точек представления продукции, так и предоставления собственных рекламных материалов.
PEST-анализ даёт качественную оценку внешней среды, то для количественной оценки применим EFAS-анализ. Значимость фактора определена экспертным путём (таблица 6).
Таблица 6
EFAS-анализ ООО «СТЭП»
Выявленные внешние стратегические факторы |
Вес (значимость) |
Оценка |
Взвешенная оценка |
1 |
2 |
3 |
4 |
Возможности |
|||
1 Постоянное увеличение объёмов рынка товаров первой необходимости |
0,18 |
3 |
0,54 |
2 Повышение спроса на товары первой необходимости |
0,15 |
3 |
0,45 |
3 Высокий уровень доверия к компании со стороны покупателей |
0,10 |
4 |
0,40 |
Итого по возможностям |
- |
- |
1,39 |
Продолжение таблицы 6
1 |
2 |
3 |
4 |
Угрозы |
|||
1 Увеличение конкуренции со стороны других сетей |
0,20 |
2 |
0,40 |
2 Усиление требований к качеству товаров со стороны покупателей |
0,25 |
2 |
0,50 |
3 Усиление дефицита финансовых ресурсов |
0,12 |
3 |
0,36 |
Итого по угрозам |
- |
- |
1,26 |
ИТОГО |
- |
0,13 |
Из таблицы 6 можно отметить, что в целом количественная оценка внешних факторов деятельности предприятия положительна для ООО «СТЭП», однако, её значение (0,13 ед.) невелико, что указывает на необходимость совершенствования деятельности фирмы в части укрепления её конкурентоспособности.
На основании проведённого исследования можно сделать вывод о том, что ООО «СТЭП» имеет в распоряжении инструменты и механизмы, которые позволяют ему парировать любую угрозу на рынке, а также реализовывать необходимые мероприятия при открывающихся возможностях.
Основными факторами влияния текущего момента на предприятии являются факторы экономического характера, как наиболее многочисленные. При этом общая количественная оценка стратегических факторов указывает на то, что у предприятия возможности превышают угрозы, что свидетельствует о выгодности занимаемой на рынке позиции.
Анализ внутренней среды предприятия начнём с маркетинговой деятельности. Рассмотрим динамику общих объёмов затрат на маркетинговую деятельность в ООО «СТЭП» (рисунок 3).
2015 2016 2017
Рисунок 3. Общий объём затрат ООО «СТЭП»
на маркетинговую деятельность в 2015-2017 гг.
Как видно из данного рисунка, наблюдается разнонаправленное изменение объёмов затрат на маркетинг на предприятии. Если в 2016 г. затраты
снизились на 543 тыс.руб. (- 15,2 %), то в 2017 г. их размер существенно
увеличился - до 4 127 тыс.руб. Увеличение составило 1 109 тыс. руб. или 36,7 %. Причиной данного увеличения стал комплекс из нескольких факторов: увеличение покупательной способности населения; увеличение уровня конкуренции на рынке; повышение требований к товарам со стороны покупателей.
Структура затрат на маркетинг по итогам 2017 г. представлена на
рис. 4. Проанализировав данный рисунок можно сделать вывод о том, что
наибольшие затраты предприятие в части маркетинговой деятельности несёт на рекламу, доля которой составляет 56,1 % от общего объёма затрат. Кроме этого, значительные объёмы затрат приходятся на заработную плату работников, занимающихся маркетинговой деятельностью - 21%, ещё 3 % приходится на затраты по организации деятельности работников маркетинга, а также на развитие товара - 10,7 %.
Рисунок 4. Структура затрат на маркетинг ООО «СТЭП»
в 2017 г.
Прочие затраты невелики в доле, максимальной из них являются затраты на маркетинговые исследования, составившие в 2017 г. 4,6 % от общего бюджета маркетинга фирмы. Ещё 2,1 % в структуре затрат на маркетинг приходится на продвижение товара, а 1,5 % - на организацию продаж. Наименьшая доля затрат - 0,9 % по итогам 2017 года пришлась на проектирование упаковки товаров.
Проведём анализ персонала предприятия. Структура персонала по уровню образования представлена на рисунке 5.
Рисунок 5. Структура персонала по уровню образования ООО «СТЭП» в 2017 г.