Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В начале 90-х годов 20 века, после распада Советского союза, в России стало формироваться новое гражданское общество. Слом коммунистического режима привел к развитию капитализма в нашей стране, что повлекло за собой существенные изменения экономической и правовой системы государства. В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации, которая провозгласила свободу предпринимательской деятельности, как основу капитализма. С этого момента, практически все товары и виды услуг от государства перешли в руки предпринимателей. На экономической арене страны стали появляться всевозможные фирмы производства товаров, оказания услуг и их реализации, что привело к конкуренции среди них и к свободе выбора в среде покупателей. В связи с этим, появилась острая необходимость заново налаживать механизм спроса и предложения. Если, при коммунистическом режиме, производителем товаров, объектом оказания услуг и их реализации было только государство, а покупателями и пользователями – только граждане СССР, то не было необходимости в информировании одних и тех же товаров и услуг, которые из года в год создавались по принятому ГОСТу, не меняя своего вида и качества. Граждане были лишены выбора и новизны. Картина полностью поменялась с приходом капитализма: появились новые товары, разные виды одного и того же товара, созданные по разным технологиям, новые производители и т.д. Расширился и круг покупателей – от своих граждан, до иностранных. Предпринимателям нужно было как-то заявить о себе, о своих товарах и услугах, чтобы выдержать конкуренцию и удержаться на мировом рынке, а покупателям – не потеряться в многообразии товаров и услуг. Так появилась необходимость в информации о товаре и услугах – в рекламе.

Реклама в России существует уже более 20 лет, но все равно общество считает это явление новым. Ведь на самом деле, 20 лет для истории государства – это очень небольшой срок. Поэтому рекламу можно считать молодой экономической отраслью. А любая молодая отрасль нуждается в усовершенствовании. Именно актуальностью проблемы правового регулирования рекламы, недостаточной проработкой данного вопроса на законодательном уровне обусловлен выбор темы курсовой работы.

Объектом исследования выступает рекламная деятельность в России.

Предмет исследования - правовое регулирование рекламы.

Цель исследования – определить основные аспекты правового регулирования рекламы в России.

Задачи исследования:


- раскрыть понятие рекламы, изучить ее основные признаки;

- рассмотреть общие и специальные требования, предъявляемые к рекламе;

- изучить меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

Таким образом, рекламная деятельность очень укрепилась в России с приходом капитализма. Из года в год, данной экономической отрасли уделяется все больше внимания: усовершенствуется законодательная база, регулирующая данную отрасль; издаются книги, учебные пособия; развивается рекламное мастерство. Так что же такое реклама в широком смысле этого понятия, в чем заключаются ее основные признаки, какие требование к ней предъявляет правовая сфера и как регулирует выполнение этих требований, что наступает за недобросовестное отношение к рекламной деятельности, - все это будет рассмотрено в данной работе.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТКА РЕКЛАМЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

1.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА, КАК ИСТОЧНИК ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрение данного вопроса целесообразнее начать с небольшого экскурса в историю – какие законы регулировали рекламную деятельность в самом начале, когда она только пришла в Россию, в начале 90-х годов. Первым и, вплоть до 1994 года, единственным законом, регулирующим рекламную деятельность на тот момент, был закон РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (или закон о конкуренции). Основная задача данного закона заключалась в запрете недобросовестной рекламы. Под недобросовестной рекламой понималось распространение дискредитирующей информации о конкуренте и его продукции. Другими словами, реклама одного производителя не должна была содержать какую-либо информацию о товарах или услугах других производителей: запрещались разного рода сравнения своего товара с другим, критика товаров и услуг других фирм и т.д. Реклама не должна была идти в противоречие основного принципа конкуренции – терпимости и толерантности конкурентов друг к другу. Надо отметить, что закон РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» закон уже давно утратил свою силу, однако, основной постулат развития рекламной деятельности в России – не вредить рекламой своим конкурентам – действует и по сей день.


С укоренением и развитием рекламной деятельности выяснилось, что одного закона, регламентирующего рекламную деятельность в России, не достаточно, так как недобросовестной рекламой можно навредить не только своим конкурентам, но и потребителям, путем недостоверной информации, унижения чести и достоинства человека и т.д. В связи с этим, специальное правовое регулирование рекламной деятельности началось с указа Президента РФ от 10 июня 1994 года № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы». Следом за данным указом, в июле 1995 года, от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести им вред, был принят федеральный закон «О рекламе». Этим законом регулировались особые правоотношения субъектов рекламной деятельности для сбалансированности их интересов с интересами государства, общества и отдельных потребителей. Надо отметить, что данный закон стал более действенным в сфере правового регулирования рекламной деятельности, чем предыдущие законодательные акты. Во-первых, закон «О рекламе» восполнял пробелы механизма противодействия недобросовестной конкуренции в уже существующих правовых актах; во-вторых, отдельный закон «О рекламе» позволил упорядочить те сферы рекламной деятельности, которые не могли быть урегулированы непосредственно в конкурентном законе и требовали специального регулирования в рамках рекламного законодательства. Закон «О рекламе» 1995 года был в действие более десяти лет. Однако, развитие рекламной отрасли в России просило изменений и в области законодательства.

С 1 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон), который действует и по сей день. Указанный Закон занимает одно из центральных мест в системе правового регулирования рекламной деятельности в России. Целями данного Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Действующий закон «О рекламе» раскрывает не только внешнюю сторону рекламной деятельности, как основы конкуренции рыночных отношений, а именно: устанавливает понятийный аппарат регулирования отношений в сфере рекламы, определяет статус субъектов регулирования рекламного законодательства, регламентирует порядок контроля за соблюдением рекламного законодательства, но также является специальным, уточняющим законом в области противодействия недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей. Закон излагает подробные требования к рекламе в целях предупреждения, пресечения и применения мер ответственности за использование конкурентами средств рекламы для недобросовестной конкурентной борьбы на рынке соответствующих рекламируемых товаров, работ или услуг.


Помимо Закона о рекламе важнейшими нормативными актами, регулирующими отношения в сфере рекламы в настоящее время, являются: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ); Гражданский кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе». Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом цен, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе». Российский рекламный кодекс Рекламного Совета России, принятый в 2000 году, который содержит правила саморегулирования рекламной сферы, что соответствует ст. 32 закона «О рекламе». Несмотря на то, что нормы кодекса носят рекомендательный характер, на его положения опираются все субъекты рекламной деятельности при установлении случаев ненадлежащей рекламы.

1.2. ПОНЯТИЕ РЕКЛАМЫ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

В научной, учебной, публицистической литературе можно встретить разные определения понятия «реклама». В научных кругах бытует такое мнение, что понятие «реклама» можно рассмотреть как с экономической позиции, так и с юридической. На мой взгляд, это не совсем верное разделение, попробую доказать почему.

В пример экономического понятия рекламы, можно привести определение, данное такими авторами, как Г.А. Свердлык и В.Л. Нечуй-Ветер, которые считают, что под рекламой следует понимать «...предложение, содержащее сведения о товарах и (или) услугах и (или) их производителях (услугодателях)...»[1]. Другими словами, реклама для экономистов – это, прежде всего, предложение ради спроса. Теперь стоит привести пример определения рекламы, содержащееся в Федеральном законе "О рекламе" (ст.3): "Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний»[2]. Из данного определения видно, что реклама в правовом понимании – это, прежде всего, информация. Так чем же отличается предложение от информации? Предложение, в моем понимании, это непосредственно сама просьба купить товар и только просьба. Характеристика товара, его описание и иные действия, направленные на раскрытие качеств товара – это уже информация. Из этого вытекают и разные правовые последствия от применения этих двух понятий. Предложение, практически, не несет в себе никаких юридических последствий, так как это всего лишь просьба купить товар, а покупать или нет – это решение человека, за которое он сам несет ответственность. Однако, когда просьба сопровождается информацией о товаре, то с этого момента наступает юридическая ответственность за доносимую до покупателя информацию о товаре. Информация всегда должна быть достоверной, так недостоверная информация вводит в заблуждение тех, на кого она рассчитана, что сродни мошенничеству, а значит, влечет за собой юридические последствия наказуемого характера. Так что же такое реклама – предложение или все же информация? На мой взгляд, реклама – это информация, а не предложение. Ведь реклама не озвучивает просьбу прийти и купить товар, ее задача охарактеризовать данный товар или услугу, чтобы у покупателя сложилось мнение о товаре, привлечь внимание покупателей, сформировать и поддержать интерес к товару или услуге. Поэтому реклама, на мой взгляд, лежит полностью в правовом поле действия, а не в экономическом. Это правовой объект, который выполняет экономические функции конкуренции и рыночных отношений.


Тогда возникает вопрос – как быть с политической рекламой, ведь в ней есть призыв прийти на выборы, например, проголосовать за того или иного участника и т.д.? Здесь, во-первых, надо отличать два разных понятия – реклама и агитация. Когда идет описание характеристики той или иной партии, программы, кандидата – это реклама, как только описательная речь начинает перетекать в разные лозунги и предложения – это уже агитация. «Агита́ция (лат. agitatio — приведение в движение) — устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политическим или другим действиям».[3] Любое побуждение к действию политического характера – это уже не реклама, а агитация. А цель рекламы – ознакомить с товаром или услугами. Побудить и ознакомить – это разное воздействие на общественные массы.

Нельзя также путать понятие рекламы и пропаганды в сфере политики, философии, литературы и т.д. «Пропага́нда  (лат. propaganda дословно — «подлежащая распространению (вера)», от лат. propago — «распространяю») — в современном политическом дискурсе понимается распространение политических, филоских, религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств воздействия на сознание общества, в том числе намеренно искажённых и вводящих в заблуждение, для формирования общественного мнения».[4] Пропаганда – это не общая информация о товаре или услугах, а продвижение субъективного мнения, гипотез, взглядов и т.д. Чтобы лучше понять, в чем различие этих двух направлений, можно привести незатейливый пример - надо продать книгу. Дать описание книги – ее формат, стоимость, в каких магазинах можно найти, какого жанра, стиля и т.д. – это реклама; высказать свое мнение о книге и распространить его в целях поиска единомышленников, продвигать свои взгляды на книгу и ее содержимое – это уже пропаганда. Ведь цель пропаганды – сформировать круг единомышленников, а цель рекламы уже описывалась неоднократно.

Таким образом, понятие «рекламы» кажется простым и сложным одновременно. Многие понимают, что такое реклама – информация о товаре и услугах, но продолжают путать ее с другими, близко стоящими понятиями, такими как агитация и пропаганда. Однако, у всех трех социально-политических сфер разные цели и задачи. А задача правового регулирования рекламной деятельности – соблюдать эти тонкие грани, чтобы реклама не превращалась в агитацию и пропаганду, а также была достоверной и этичной, т.е. добросовестно выполняла свои цели и задачи.