Файл: Правовой режим движимых и недвижимых бесхозных вещей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно п.3 ст. 225 ГК РФ: «бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности».[22]

В предыдущей главе был затронут вопрос о силе приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ). Было дано понятие, что под собой подразумевает данное правовое явление: любое лицо, не являющееся собственником, но владеющее бесхозным недвижимым имуществом (земельным участком, сооружением, зданием, жилым или нежилым помещением и т.д.) добросовестно, открыто и непрерывно в течение 15 лет приобретает право собственности на данное недвижимое имущество. Из данного определения следует: чтобы доказать право собственности в силу приобретательной давности, нужно предоставить доказательства соблюдения прописанных условий:

  1. добросовестность пользования: сюда можно включить оплату платежей за пользование недвижимым имуществом (налоги, коммунальные платежи), содержание недвижимого имущества в надлежащем состоянии (ремонт, порядок и т.д.);
  2. открытость: владелец недвижимого имущества открыто выращивает посевы, если речь идет о земельном участке, не скрывает факта владения данным имуществом ни перед кем;
  3. непрерывность владения в течение 15 лет: владелец должен содержать недвижимое имущество, пользоваться им, неси за него ответственность в течение 15 лет непрерывно. Доказать это можно оплатой коммунальных платежей за каждый месяц, налогов за каждый год, свидетельскими показаниями проживания в доме, например. Надо добавить, что пункт 3 статьи 234 ГК РФ дат право владельцу присоединить к своим годам владения годы владения того, чьим правоприемником он является. Например, земельным участком пользовался отец нынешнего владельца в течение семи лет, потом отец умер, правоприемником стал его сын. Чтобы получить право собственности в силу приобретательной давности на данный земельный участок, сыну нужно владеть им непрерывно в течение еще восьми лет.

Если владелец соблюдал все эти три условия на протяжении 15 лет и имеет доказательства их соблюдения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании его собственником используемого недвижимого имущества в силу приобретательной давности. Ели суд удовлетворит иск о признании собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности, то владелец должен пройти государственную регистрацию, после чего он будет считаться законным собственником недвижимого имущества.

Статья 234, пункт 2 ГК РФ дает право владельцам бесхозного недвижимого имущества, до оформления его в собственность в силу приобретательной давности, защищать его от третьих лиц, не являющихся его собственниками и владельцами в силу иного предусмотренного законом или договором основания.

Как было сказано чуть выше, правом приобритательной давности имеет право воспользоваться лицо, которое не является фактическим собственником имущества, но является его владельцем, открытым и добросовестным в течение непрерывных пятнадцати лет, и это недвижимое имущество не оформлено в собственность муниципалитета. Ведь п. 3 ст. 225 ГК РФ дает муниципалитету право оформить в свою собственность поставленную на учет бесхозную недвижимую вещь, по истечение года с момента постановки ее на такой учет. Но решение о признании бесхозной недвижимой вещи муниципальной собственностью принимает суд. Если суд признал бесхозную недвижимую вещь муниципальной собственностью, то, после того, ни собственник, который по тем или иным причинам оставил эту вещь, ни владелец в силу приобретательной давности уже не смогут получить ее в свою собственность без согласия на то муниципального органа. Но надо отметить, что в современной России очень много бесхозного недвижимого имущества, которое даже не стоит на регистрационном учете. Но, даже если оно поставлено на регистрационный учет, не так-то просто добиться муниципалитету права собственности на данное имущество. Муниципалитету нужно для начала провести все необходимые процедуры по поиску собственника данного бесхозного недвижимого имущества, его наследников и т.д. А то, порой, вызывает массу сложностей, в связи с чем и затягивается процесс оформления бесхозного недвижимого имущества в муниципальную собственность. Почему данная процедур придает такое большое значение поиску наследников? Это связано с тем, что в гражданском законодательстве есть положения о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства – ст. 1155 ГК РФ, где, в пункте 1 указано, что: «по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали».[23] Как видно из статьи, чтобы восстановить пропущенный срок для принятия наследства, должны соблюдаться определенные условия:


  1. наследник не знал и не мог знать о наследстве;
  2. иные уважительные причины (именно этот пункт дает право затягивать судебные разбирательства по восстановлению пропущенного срока для принятия наследства, так как закон не дает четкого понятия уважительных причин, а значит, подвести к данной категории можно очень многое);
  3. обращение наследника в суд в течение 6 месяцев со дня открытия наследства или прекращения причин, которые помешали вовремя оформить наследство.

Если не будет соблюдено хотя бы одно условие, восстановить срок принятия наследства не получится. Интересный пример приведен в статье «Кто опаздывает, тот рискует» в Российской газете, где Верховный суд отказал сыну в восстановлении срока принятия наследства только из-за того, что было нарушено одно условие восстановления срока для принятия наследства: сын не обратился в суд с иском о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства в течение шести месяцев, с того момента, как отпали причины, по которым был пропущен первоначальный срок принятия наследства.[24] Данный пример приведен для того, чтобы показать на примере, насколько практика по восстановлению сроков для принятия наследства очень скурпулезная. Поэтому, во избежание дальнейших судебных тяжб, законодательство и обязывает муниципалитеты тщательнее искать и проверять наследников бесхозного недвижимого имущества перед тем, как оформить его в муниципальную собственность. С одной стороны, такая осторожность нужна, так как многие наследники могут на самом деле не знать о наследстве, поэтому такая тщательность защищает их права оформить это наследство в собственность в дальнейшем. Например, не все дети и внуки, проживающие в городах, знают о земельных долях сельскохозяйственного назначения в какой-нибудь вымирающей деревне, где некогда жили их родители, бабушки и дедушки и получили эти доли в собственность во время расформирования колхозов. А с другой стороны, такая законодательная сдержанность создает почву к тому, что число бесхозных недвижимых вещей растет, так как наследники могут и не объявиться, а муниципалитету оформить все эти бесхозные вещи себе в собственность, на основании вышеизложенного, довольно сложно и затратно.

Надо отметить, что оформление бесхозного недвижимого имущества в муниципальную собственность имеет свое преимущество. Поступление в муниципальную собственность по решению суда бесхозного недвижимого имущества не только позволяет сохранить его от разрушения и разграбления, но и дает возможность использовать это имущество в соответствии с действующими законодательными нормами, что в свою очередь, служит источником пополнения местного бюджета. Это выражается и в виде арендных платежей за недвижимое имущество, налогов и сборов, поступающих от предпринимательской деятельности, осуществляемой с использованием объектов, поступивших в муниципальную собственность, это может быть продажа недвижимого имущества либо иные другие сделки с ним, предусмотренные действующим законодательством.


Таким образом, в настоящее время перед законодательством стоит сложная задача по урегулированию вопроса о правовом статусе бесхозных вещей, которых, после развала Советского Союза, стало довольно много. На мой взгляд, чтобы решить или хотя бы уменьшить данную проблему, нужно упрощать процедуру по оформлению бесхозных вещей в собственность – будь то частая собственность, муниципальная или государственная, так как в настоящее время есть проблемы и сложности оформить бесхозное имущество в собственность.

К сожалению, при оформлении бесхозного недвижимого имущества в муниципальную собственность, много судебных решений с отказом признать бесхозное имущество муниципальной собственностью. Причина судебной осторожности в этом, на мой взгляд, кроется в наличии права у наследников восстановить пропущенные сроки принятия наследства. В итоге получается так, что наследники тянут время, не желая принимать обремененное наследство, или вовсе не знают о нем, а муниципалитеты тратят годы, чтобы решить вопрос с наследниками, а бесхозное имущество в это время рушиться или зарастает. Все это говорит только о том, что в законодательстве существует недоработка касательного этого вопроса.

Много недвижимого бесхозного имущества, которое находится в статусе неучтенного. Особенно это касается имущества, которое находится за пределами больших городов и, по сути, никому не нужно. Это и сотни гектаров плодородных земель сельскохозяйственного назначения, поросшие бурьяном; это и разрушенные заводские комплексы, тепличные, амбарные; это и частные жилые дома и нежилые пристройки и т.д. Это не только негативно сказывается на экономике страны, так все это могло бы приносить доход, но и портит общую картину страны. Если сравнить государство с домом или квартирой, то повсеместно брошенные вещи, разрушенные, заросшие паутиной и грязью, которые могли бы нормально функционировать и приносить пользу, создают впечатление о нерадивом хозяине, который не может привести в порядок собственное жилье. Такое же впечатление создается и о государстве, где много брошенных и разрушенных бесхозных вещей, за которые нужно браться, чтобы найти им собственников и, тем самым, запустить механизм их функционирования на благо родины.

Не только муниципалитеты сталкиваются с трудностями по оформлению бесхозного имущества в собственность, но и физические и юридические лица. Довольно сложная и трудно доказуемая законодательная база по праву приобретательной давности: большой срок непрерывного владения (5 лет – для движимого имущества и 15 лет – для недвижимого имущества), который можно уменьшить почти вдвое, чтобы бесхозное недвижимое имущество быстрее приобрело собственника; ничего не сказано в законодательстве и о доказывании добросовестности и открытости владения, а там, где не прописаны конкретные условия, всегда имеет место разночтение и разнотолкование.


На основании всего вышеизложенного, итог напрашивается только один – упрощать процедуру обращению бесхозного имущества в собственность и совершенствовать законодательную базу по вопросу бесхозных вещей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог по изучению темы «Правового режима бесхозных вещей», стоит отметить, что поставленные перед началом работы задачи были выполнены, а именно: раскрыто понятие бесхозных вещей (подробно рассмотрены признаки, по которым вещи определяются, как бесхозные), приведены категории бесхозных вещей (брошенные вещи, находки, безнадзорные животные, клады), с ссылками на законодательные статьи изучены особенности каждой категории (что они из себя представляют, каковы условия их приобретения в собственность и т.д.).

Большое внимание в данной работе было уделено бесхозным недвижимым вещам. Это связано с тем, что в настоящее время, после развала СССР, бесхозное недвижимое имущество стало одной из главных проблем и нерешенных задач государства и по сей день. Если с приобретением права собственности на бесхозные движимые вещи более-менее существует порядок на законодательном уровне (выделены отдельные статьи по каждой категории движимых вещей, четко обозначены сроки и условия приобретения на них права собственности и порядок его оформления), то с приобретением права собственности на бесхозные недвижимые вещи много сложностей и законодательных недоработок. А поскольку бесхозные недвижимые вещи заметнее и результативнее, именно к ним и должно идти большее внимание со стороны государства. Но, увы, это не так. В данной работе изложены основные проблемы, связанные с правовым режимом бесхозных недвижимых вещей, затронуты к рассуждению причины этих проблемы, а также выдвинуты предложения по их решению.

Все вышеизложенное говорит о несовершенстве государственной политики и законодательства в целом. Порой складывается впечатление, что политики заостряют внимание на мелочах и делают из мухи слона, а то, на что на самом деле нужно обратить внимание, остается в тени, как например общероссийская проблема с многочисленными бесхозными вещами, которая, хотелось бы верить, будет когда-то решена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция РФ – [Электронный ресурс]. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018). Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. И. Ю. Аккуратов. Признание права собственности на бесхозяйное имущество по ГПК АПК РФ // Арбитражный и гражданский процесс. Актуальные вопросы юридической науки и практики № 1. 2005. С. 84
  4. Вещное право. Наследственное право. Личные неимущественные права. // отв. ред. — Е. А. Суханов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 115
  5. Костенко А. А. Сравнительный анализ правового режима бесхозяйного имущества в Российской Федерации и зарубежном законодательстве // Молодой ученый. — 2017. — №22. — С. 203
  6. Лоренц Д.В. Владение имуществом "как своим собственным"// Гражданское право. - 2009. № 2.
  7. Малахова А.А. Наследование как основание возникновения права собственности граждан на жилые помещения// Наследственное право - 2008 - №2.
  8. Николюкин С.В., Уткина И.О. Особенности возникновения и прекращения права собственности на безнадзорных и бесхозяйных животных: коллизии гражданского законодательства // Юрист - 2009 - № 6.
  9. Римское частное право: учебник // В. А. Краснокутский под ред. проф. И. Б. Новицкого, проф. И. С. Перетерского. — М.: Волтерс Клувер, 2010. С.89.
  10. Е. А. Суханов. Учебник: Гражданское право. В 4 т. Т., 2008.
  11. Российская газета. Федеральный выпуск №7622 (159) от 24 июля 2018 г. Статья «Кто опаздывает, тот рискует» [Электронный ресурс].
  12. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. Статут, 2008.
  13. Уруков В.Н. О приобретательной давности // Право и экономика – 2009 - № 7.
  14. А. К. Усейкин. Бесхозяйность недвижимого имущества как основание возникновения права собственности. // Право собственности: основания возникновения. № 2. 2007.
  15. Цыбуленко, З. И. Гражданское право. Краткий юридический словарь. / А. В. Малько [и др.] - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - С. 169.
  16. Шадрина Н.А. К вопросу о понятии и значении приобретательной давности//Вещные права: система, содержание, приобретение: Сб. науч. тр. в честь проф. Б.Л. Хаскельберга / Под ред. Д.О. Тузова. Статут, 2008.