Файл: Основные функции в системе менеджмента(Сущность и функции системы менеджмента организацией).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и функции системы менеджмента организацией
1.1. Понятие и сущность управления
1.2. Функции менеджмента и их характеристика
1.3. Эффективность осуществления функций управления
2. Анализ основных функций менеджмента на примере компании «Мария-Ра»
2.1. Общая организационная характеристика и система управления компании «Мария-Ра»
2.2. Анализ и планирование в системе управления компании «Мария-Ра»
2.4. Мотивация как функция управления в компании «Мария-Ра»
Введение
В любой сфере деятельности существует процесс управления, с помощью которого управляемый объект подвержен определенному изменению. Каждый субъект управления, стремится достичь оптимального результата от использования управляемого объекта. Качественное изменение управляемого объекта зависит от успешности внедряемой системы методов управления, которые способны перенести объект управления на более совершенный уровень и тем самым достичь совершенных результатов. Поэтому, важным составляющим является определение методов управления для конкретного объекта и внедрение этих методов с учетом постоянно меняющейся среды объекта, как внешней, так и внутренней.
На одном из объектов происходит постоянное увеличение экономических показателей, удовлетворенность персонала зашкаливает, на основании собранных опросников, а внешняя среда с удовольствием следит за вашим успехом. На другом объекте экономические показатели падают, а удовлетворенность персонала своей работой на низком уровне не говоря уже о постоянных жалобах внешней среды. Как только происходит смена руководства, и внедрение определенных методов управления для действующего объекта, происходит постепенное улучшение всех показателей. Грамотный менеджмент - это и есть объяснение данному случаю.
Зная основы менеджмента можно создать эффективные условия на любом управляемом объекте. Примеров эффективных менеджеров для подтверждения данной гипотезы предостаточно. В большинстве случаях проблема неэффективного управления скрывает в себе неумение и не желание, а иногда попросту пренебрежение основами менеджмента.
Управленческая деятельность носит в себе характер системности, которая в силу обстоятельств должна адаптироваться к различным условиям, проявлениям внешней и внутренней среды. И в связи с постоянно меняющимися условиями руководящему составу необходимо быть информированными и уметь принимать взвешенные решения в различных обстоятельствах.
Объектом исследования работы является: компания «Мария-Ра». Предмет исследования – функции управления на примере данной организации.
Цель работы: Изучить деятельность торговой сети «Мария-Ра» на примере нескольких магазинов по основным функциям управления.
Предмет исследования:
- Проанализировать теоретические основы функций управления.
- Рассмотреть историю и основные аспекты деятельности предприятия.
- Собрать информацию по деятельности компании «Мария-Ра».
- Выявить особенности реализации функций управления на примере данной компании.
- Разработать рекомендации по эффективному управлению для компании «Мария-Ра».
Основными источниками для написания работы служат: Арутюнян Д.И., Ахметшин Э.М., Васильев В.Л., Грипич К.С., Ворошина Е.В., Жукова Е.О., Захарова Е.В., Зябриков В.В., Мирошниченко А.А., Никулин А.А.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. Сущность и функции системы менеджмента организацией
1.1. Понятие и сущность управления
Определим понятие управление из различных источников:
Управление определяется как направление движением кого/чего-нибудь, руководство действиями кого-нибудь [3, С. 154].
Наука трактует понятие управление как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Также представляет управление синонимом слову менеджмент [6, С. 855].
В других источниках управление определяется как целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления [16, С. 264].
Также ученые представляют менеджмент и управление синонимами, но определяют управление, как более широкое понятие, чем менеджмент. Термин управление применяется к разным видам человеческой деятельности, например: управление автомобилем, управление биологическими системами и т.д. Также они понимают управление схожим с менеджментом по методам, функциям и процессам управления [7, С. 9].
Рассмотрев понятие управление, представленных из различных источников, можно увидеть сходство этих значений. Также различные источники объединяют понятие менеджмент и управление. Можно объединить понятие менеджмент и управление и сформулировать определение на основе изложенного материала.
Управление (менеджмент) - это целенаправленное действие, процесс, который направлен на достижение целей организации, с учетом оптимального использования имеющихся ресурсов на основе внедряемых методов, функций, принципов, структуры.
Чтобы понять сущность управления необходимо ответить на вопрос:
- Для чего необходимо управлять.
Можно рассмотреть множество причин для чего необходимо управлять, например: для самореализации, для заработка и т.д. Но в данной работе необходимо выделить более важную причину управления.
Любая функционирующее предприятие, независимо от масштабов деятельности приносит доход государству в виде налогов и решает одну из важных социальных задач, безработицу. Распределение полученных средств осуществляется на поддержание, укрепления госучреждений и зарплату госслужащих. А это безопасность, медицина, образование, культура нашей с вами страны. Чем больше эффективно функционирующих предприятий, тем надежней и стабильней процветает общество всей страны. Так что управление важный элемент в любой системе. Эффективное управление необходимо для надежности и стабильности процветания общества всей страны.
Сущность управления связанна в первую очередь в поддержании объекта управления на высоком положительном уровне, на уровне где управляемая система стабильно функционирует и модернизируется исходя из условий внешней и внутренней среды.
Для поддержания объекта управления на высоком уровне необходимо задействовать функции в управлении, которые были представлены с зарождением менеджмента как науки. И в эффективно действующих организациях их применение является обязательным условием для успешного ведения бизнес процессов.
1.2. Функции менеджмента и их характеристика
В работе менеджера существуют строго обозначенные функции, с помощью которых менеджер координирует весь рабочий процесс управляемого объекта.
Один из авторов в сфере менеджмента выделял пять функций [2, С. 29]:
- Предвидение
- Организация
- Распорядительство
- Координация
- Контроль
С другой точки зрения к функциям в менеджменте относили [6, С. 855]:
- Планирование
- Организация
- Координация
- Стимулирование
- Регулирование
- Контроль
Также авторы выделяют такие функции, как [10, С. 1306-1307]:
- Планирование
- Организация
- Мотивация
- Контроль
В литературе представлена также позиция по выделению пяти функций в менеджменте [8, С. 116]:
- Планирование
- Организация
- Мотивация
- Координация
- Контроль, учет, анализ
В современной учебной литературе функции менеджмента представлены также и в виде четырех функций [7, С. 9-10]:
- Планирование
- Организация
- Мотивация
- Контроль
В каждом из представленных источников есть совпадения функций, но и есть дополнительные функции. Определим понятие этих функций.
Распорядительство - во многих источниках, значение этого слова трактуется одинаково. Распорядительство - условное название распорядительных, командных методов управления, основанных на приказах, распоряжениях руководителей [11, С. 987].
В связи с тем, что множество организаций используют способ устной передачи информации, команды. Необходимым действием является включение в список данной функции. Основанием для включения в список функции распорядительства является то, что многими участниками процесса управления, по-разному воспринимается переданная информация. Существуют разные способы передачи информации: письменно, устно, электронной почтой. Информация должна носить однозначный характер. Быть ясной, четкой и по возможности - короткой.
Координация и регулирование в функциях управления должны носить обязательный характер. Координация представлена одной из центральных функций в процессе управления. Она обеспечивает согласованность всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций между ними) [6, С. 855].
Регулирование как функция управления - вид деятельности менеджера по устранению выявленных отклонений от нормального режима работы организации. Данная функция тесно связанна с координацией и является центральной функцией в управлении [20, С. 309].
Функции менеджмента можно представить в виде следующей модели представленной на рисунке 1.
Каждая из представленных функций носит ключевой характер и является обязательным средством, с помощью которого менеджер сможет достичь своей главной цели - максимизация прибыли и минимизация расходов.
Анализ - метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования [5, С. 27].
С помощью данной функции менеджер проводит сбор необходимой информации. Каждый день, мы сталкиваемся с большим объемом различной информации, которая поступает из различных источников. Но, в обязательном порядке информация должна носить определенные требования такие как:
- Актуальность
- Полнота
- Достоверность
- Ясность.
Рисунок 1. Функции управления (объединённые)
Без этих требований, поступившая информация будет иметь минимальную значимость и решения, которые принимаются, будут носить формат удачи, а это не допустима для процесса управления. [15, С. 1257].
Сбор необходимой информации происходит исходя из поставленных целей. К примеру, человек желает открыть свою фирму. Первый этап заключается в сборе необходимой информации о потребительском рынке и возможностях фирмы на данном рынке. При сборе информации используют различные способы:
- Интервью
- Опрос
- Сбор материала из средств массовой информации (журналы, статьи и т.д.)
- Сравнение различных действующих фирм
В дальнейшем используется обработка поступившей информации, которая обрабатывается различными способами. Если фирма использует анализ конкурентных преимуществ, то можно воспользоваться SWOT - анализом. Если фирма анализирует потенциальных потребителей, то в данном случае можно использовать различные способы сегментации рынка. Если фирма анализирует спрос и создание известности своему продукту, то появляется возможность использовать модель 4P и т.д.
Планирование - оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей деятельность, связанная с постановкой задач, целей и действий в будущем [16, С. 265].
Планирование и анализ во многих источниках определяется одним словом - планирование, потому как анализ входит в процесс планирование и тесно связан с ним но, в данной научной работе необходимо разделить эти понятия для того, что процесс анализа носил обязательный и выделенный, четкий характер.
Планирование - это процесс разработки планов организации, т.е. такой этап управления, на котором определяются:
а) цели деятельности организации;
б) ресурсы, необходимые для достижения этих целей;
в) способы достижения поставленных целей. [11, С. 987]
Обязательным этапом в процессе планирования является фиксация поставленных целей и задач, конкретные шаги по достижению целей (проект, модель, план).
Планирование является отправной точкой в рабочем процессе любого предприятия.
Вернемся, к примеру, по открытию фирмы. В процессе планирования, субъект управления обязан составить план по открытию и процессу развития своей фирмы, определить масштаб деятельности.
Организация - процесс, деятельность по созданию или усовершенствованию взаимосвязей между частями и элементами с целью внесения упорядоченности в процессы и повышения их эффективности [5].
Организация определяется как вторая функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для её нормального функционирования - (персоналом, материалом, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.). Организовывать - это значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установление взаимосвязей между различными видами работ [14, С. 185].