Файл: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Словом, многие раз так нос ученые характеризовали еще оно еще сон государство, как бар оно раб ток организацию правопорядка еще оно еще сон (порядка), усматривали бар оно раб ток в том бар оно раб ток его суть оно как раз нос и главное раз так нос назначение. Но еще оно еще сон это только еще оно еще сон один из оно как раз нос признаков данного оно как раз нос феномена.

В буржуазную бар оно раб ток эпоху широкое но еще оно кот еще распространение получило раз так нос определение государства, раз так нос как совокупности еще оно еще сон (союза) людей, еще оно еще сон территории, занимаемой бар оно раб ток этими людьми, но еще оно кот еще и власти. но еще оно кот еще Известный государствовед еще оно еще сон П. Дюги бар оно раб ток выделяет четыре но еще оно кот еще элемента государства: оно как раз нос

1) совокупность но еще оно кот еще человеческих индивидов;

2) определенную оно как раз нос территорию;

3) суверенную оно как раз нос власть;

4) правительство.

«Под именем еще оно еще сон государства,— писал раз так нос Г. Ф. еще оно еще сон Шершеневич,— понимается раз так нос союз людей, но еще оно кот еще осевших в еще оно еще сон известных границах еще оно еще сон и подчиненных оно как раз нос одной власти»[22].

Рассматриваемое определение бар оно раб ток государства, верно бар оно раб ток отражающее некоторые оно как раз нос черты (признаки) оно как раз нос государства, послужило бар оно раб ток поводом для бар оно раб ток различных упрощений. но еще оно кот еще Ссылаясь на бар оно раб ток него, одни раз так нос авторы отождествляли бар оно раб ток государство со раз так нос страной, другие раз так нос - с но еще оно кот еще обществом, третьи бар оно раб ток - с бар оно раб ток кругом лиц, еще оно еще сон осуществляющих власть раз так нос (правительством).

В. И. еще оно еще сон Ленин критиковал но еще оно кот еще это определение но еще оно кот еще за то, еще оно еще сон что многие бар оно раб ток его сторонники оно как раз нос в ряду бар оно раб ток отличительных признаков раз так нос государства называли бар оно раб ток принудительную власть: оно как раз нос «Принудительная власть бар оно раб ток есть во бар оно раб ток всяком человеческом еще оно еще сон общежитии, и оно как раз нос в родовом оно как раз нос устройстве, и раз так нос в семье, оно как раз нос но государства бар оно раб ток тут не еще оно еще сон было»[23].

Не согласны оно как раз нос с приведенным раз так нос понятием и оно как раз нос сторонники психологической но еще оно кот еще теории права. еще оно еще сон «Государство не но еще оно кот еще совокупность людей оно как раз нос определенного рода,— еще оно еще сон утверждал Ф.Ф. оно как раз нос Кокошкин,— а еще оно еще сон отношения между оно как раз нос ними, форма раз так нос общежития, известная бар оно раб ток психическая связь но еще оно кот еще между ними». бар оно раб ток Однако «форма раз так нос общежития», форма еще оно еще сон организации общества оно как раз нос — тоже бар оно раб ток лишь один но еще оно кот еще из признаков, раз так нос но не оно как раз нос все государство[24].


Трудности выработки еще оно еще сон дефиниции анализируемого бар оно раб ток сложного и раз так нос изменяющегося явления оно как раз нос породили в бар оно раб ток те годы но еще оно кот еще неверие в раз так нос возможность ее еще оно еще сон формулирования вообще. бар оно раб ток М. Вебер, раз так нос в частности, но еще оно кот еще писал: «Ведь оно как раз нос государство нельзя но еще оно кот еще социологически определить, но еще оно кот еще исходя из но еще оно кот еще содержания его но еще оно кот еще деятельности. Почти раз так нос нет таких оно как раз нос задач, выполнение еще оно еще сон которых политический раз так нос союз не еще оно еще сон брал бы но еще оно кот еще в свои еще оно еще сон руки то раз так нос здесь, то бар оно раб ток там; с бар оно раб ток другой стороны, раз так нос нет такой еще оно еще сон задачи, о раз так нос которой можно оно как раз нос было бы еще оно еще сон сказать, что раз так нос она во раз так нос всякое время но еще оно кот еще полностью, то но еще оно кот еще есть исключительно, оно как раз нос присуща тем еще оно еще сон союзам, которые но еще оно кот еще называют "политическими", но еще оно кот еще то есть оно как раз нос в наши бар оно раб ток дни — раз так нос государствам или раз так нос союзам, которые раз так нос исторически предшествовали раз так нос современному государству»[25].

Не один раз так нос раз обращались бар оно раб ток к определению раз так нос государства К. еще оно еще сон Маркс и еще оно еще сон Ф. Энгельс. раз так нос Они считали, еще оно еще сон что это раз так нос «та форма, но еще оно кот еще в которой раз так нос индивиды, принадлежащие оно как раз нос к господствующему еще оно еще сон классу, осуществляют но еще оно кот еще свои общие оно как раз нос интересы и бар оно раб ток в которой еще оно еще сон все гражданское но еще оно кот еще общество данной бар оно раб ток эпохи находит еще оно еще сон свое сосредоточение» оно как раз нос Много лет оно как раз нос спустя Ф. еще оно еще сон Энгельс сформулировал но еще оно кот еще краткое, но, но еще оно кот еще пожалуй, самое бар оно раб ток конфронтационное определение, еще оно еще сон согласно которому еще оно еще сон «государство есть оно как раз нос не что оно как раз нос иное, как бар оно раб ток машина для бар оно раб ток подавления одного еще оно еще сон класса другим». бар оно раб ток В. И. бар оно раб ток Ленин внес оно как раз нос в приведенное но еще оно кот еще определение некоторые бар оно раб ток изменения. Он но еще оно кот еще писал: «Государство— но еще оно кот еще это - раз так нос есть машина но еще оно кот еще для поддержания но еще оно кот еще господства одного раз так нос класса над оно как раз нос другим»[26].


Обе формулировки бар оно раб ток были широко бар оно раб ток распространены и оно как раз нос в науке, бар оно раб ток и в но еще оно кот еще официальной пропаганде. раз так нос Однако они раз так нос применимы только бар оно раб ток к таким но еще оно кот еще государствам, в оно как раз нос которых возникает оно как раз нос высокая классовая но еще оно кот еще напряженность и раз так нос политическое противоборство раз так нос грозит разрушением раз так нос общества. Иначе бар оно раб ток говоря, эти но еще оно кот еще определения подходят оно как раз нос к тираническим еще оно еще сон и диктаторским но еще оно кот еще государствам. Выводя бар оно раб ток на первый бар оно раб ток план их еще оно еще сон насильственную сторону, но еще оно кот еще эти определения но еще оно кот еще мешают увидеть бар оно раб ток в государстве раз так нос ценные феномены бар оно раб ток цивилизации, культуры раз так нос и социального бар оно раб ток порядка.

С точки оно как раз нос зрения современных оно как раз нос представлений, государство раз так нос должно выступать бар оно раб ток как властная но еще оно кот еще система, организующая но еще оно кот еще общество в оно как раз нос интересах человека. раз так нос И, как но еще оно кот еще и всякая еще оно еще сон система, государство но еще оно кот еще должно быть но еще оно кот еще целостным: как еще оно еще сон во властно-организационном еще оно еще сон плане, так раз так нос в территориальном. но еще оно кот еще Традиционно государство оно как раз нос рассматривается как но еще оно кот еще общность людей, еще оно еще сон в основе оно как раз нос которой лежат раз так нос территория, народ бар оно раб ток и государственная еще оно еще сон власть.

В узком еще оно еще сон смысле термин оно как раз нос "государство" служит бар оно раб ток для обозначения оно как раз нос аппарата управления, оно как раз нос выделившегося из бар оно раб ток общества и оно как раз нос стоящего над но еще оно кот еще ним Данное бар оно раб ток определение подчеркивает но еще оно кот еще структурный характер оно как раз нос организации государства, но еще оно кот еще то есть но еще оно кот еще наличие системы еще оно еще сон государственных органов, бар оно раб ток посредством которых еще оно еще сон осуществляется управление раз так нос обществом.

В широком раз так нос смысле государство оно как раз нос можно рассматривать, но еще оно кот еще как ассоциацию, бар оно раб ток члены которой но еще оно кот еще объединяются в бар оно раб ток единое политическое оно как раз нос сообщество публично но еще оно кот еще властными структурами еще оно еще сон и отношениями бар оно раб ток публично властного раз так нос характера. Данное еще оно еще сон определение характеризует еще оно еще сон государство как еще оно еще сон политически организованное но еще оно кот еще общество и еще оно еще сон тем самым раз так нос подчеркивает, что но еще оно кот еще государство как раз так нос таковое не оно как раз нос может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство – это объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений[27].


Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — это качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы, это суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны[28].

В современной учебной литературе государство обычно определяется, как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства, и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Государственный суверенитет (фр. souveraineté — верховная власть) — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим, и только им самим. Государство без суверенитета является не государством, а колонией либо составной частью другого государства. Носителем суверенитета (сувереном) может быть или народ, осуществляющий свою суверенную власть через выборное представительство и главу государства (президента республики или монарха в конституционных монархиях) или монарх-самодержец в силу «божественного права и завоевания».


Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Оно было введено французским юристом XVI в. Жаном Бодэном и первоначально сохраняло связь с феодальным правом, обозначая прежде всего власть верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно его определению, суверенитет - это абсолютная и незыблемая власть монарха в государстве. Однако Вестфальский мир 1648 года признал суверенные права за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства[29].В 1933 году на конференции в Монтевидео (Уругвай) была разработана концепция суверенитета. Согласно ей, государство для признания суверенным должно обладать следующими признаками:наличие определенной территории; проживающее на этой территории более или менее постоянное население; наличие эффективно действующего правительства; суверенитет должен быть подтвержден другими государствами[30].

В последнее время, однако, все громче говорится о «размывании» понятия национального суверенитета, связанном с процессом глобализации и усиления взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»).В современной политологии термин (государственный) суверенитет употребляется почти как синоним слова «независимость».Необходимо отметить, что с государственным суверенитетом не следует смешивать понятие народного суверенитета, предполагающее, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве. Доктрина народного суверенитета возникла в XVIII в. в противоположность средневековой доктрине «божественного права», предполагавшей носителем суверенитета монарха, получившего свою власть непосредственно от Бога; в настоящее время она является практически общепринятой, при этом не только в демократических государствах, но и в государствах с тоталитарной формой правления, также апеллирующих для своей легитимации к «воле народа»[31].В конце ХХ и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализции и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» и т. п. национального суверенитета. В политической науке в определенной мере осознается, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия «суверенитет» как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии». Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение.