Файл: Особенности управления муниципальным образованием на примере города Тверь.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие характеристики управления муниципальным образованием
1.1. Теоретическая основа управления муниципальным образованием
1.2. Источники финансовой обеспеченности муниципального образования
1.3. Проблемы управления муниципальным образованием
Глава 2. Особенности управления муниципальным образованием на примере города Тверь
2.1. Краткая характеристика муниципального образования
2.2. Анализ управления муниципальным образованием
Глава 3. Способы повышения эффективности деятельности местной власти
- Тверская городская Дума – осуществляет представительную функцию в муниципальном образовании (среди компетенций можно выделить некоторые из них: принятие Устава, внесение изменений и дополнений; утверждение бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов; утверждение стратегии социально-экономического развития; принятие решения об отстранении Главы города и т.д.)
- Глава города Тверь – является высшим должностным лицом муниципального образования (компетенции – возможность издавать правовые акты в рамках полномочий; требовать созыв внеочередного заседания местной Думы; подписание и обнародование нормативно-правовых актов и т.д.);
- Администрация города Тверь –осуществляет исполнительно-распорядительную функцию в муниципальном образовании (области деятельности – составление проекта бюджета города; осуществление исполнения бюджета города; содействие развитию малого и среднего предпринимательства; разработка и реализация адресной инвестиционной программы города и т.д.) [23];
- Контрольно-счётная палата города Тверь – осуществляет контрольно-счётную функцию в муниципальном образовании (полномочия – осуществление контроля за исполнением местного бюджета; проведение экспертизы проектов местного бюджета; проведение внешней проверки годового отчёта об исполнении местного бюджета; осуществление аудита в сфере закупок и т.д.)[24].
Экономическая основа местного самоуправления регламентируется ст. 55 Устава города. В ней выделяются следующие виды имущества, которые могут находиться в собственности города:
- Которое предназначено для решения вопросов местного значения;
- Направленное для осуществления отдельных государственных полномочий, которые переданы органам местного самоуправления, в рамках действующего законодательства;
- Необходимое для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений;
- Необходимое для решения вопросов, которые предоставлены ОМСУ федеральным законодательством и не отнесены к вопросам местного значения;
- Предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частью 1 и 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ[25].
2.2. Анализ управления муниципальным образованием
Согласно решению Тверской городской Думы, основные характеристики бюджета города Твери на 2018 год имеют следующий вид:
– Налоговые и неналоговые доходы составили сумму 4 111 296,0 тыс. руб. (4,111 млрд. руб.);
– Безвозмездные поступления (поступления от других бюджетов бюджетной системы, субсидии, субвенции, межбюджетные трансферты, прочие безвозмездные поступления) составили 5 207 501,5 тыс. руб. (5,2 млрд. руб.);
– Совокупный объём расходов составил 9 575 363,8 тыс. руб. (9,6 млрд. руб.);
– Дефицит бюджета составил 256 566,3 тыс. руб. (256,6 млн. руб.)[26].
Среди общей суммы бюджетных ассигнований на 2018 год можно выделить наибольшие по сумме:
– Направленные на руководство и управление в сфере установленных функций ОМСУ составили 406 914,2 тыс. руб.;
– Необходимое на функционирование местных администраций 430 474,4 тыс. руб.[27]
К сожалению, представить более детальную расшифровку Распределения бюджетных ассигнований, а также Источников покрытия дефицита и т.д. крайне затруднительно, так как данные в таблицах представлены крайне хаотично, без какой-либо логики изложения и адекватного визуального оформления для рядового пользователя. Например, в рамках одной таблицы статья «Расходы на непрограммную деятельность» встречается больше 7-ми раз, статья «Руководство и управление в сфере установленных функций ОМСУ» – больше 5-ти раз и т.д.
Ситуация с детализацией источников финансирования дефицита бюджета города Твери на 2018 год. При дефиците в размере 256 566,3 тыс. руб. один лишь пункт «Получение кредитов от кредитных организаций в валюте Российской Федерации» превышает эту сумму более чем в 8 раз. А в данной таблице присутствует ещё не один десяток показателей, которые также не представляется возможных суммировать, так как что-то может вычитаться, но опять же отсутствуют какие-либо уточнения или комментарии.
В результате принципы прозрачности, открытости и информирования жителей выполняются лишь условно. Да, сама по себе отчётность присутствует, огромное количество данных, приложений и таблиц. Но всё это на фоне:
– Данные не имеют никакой структуры представления;
– Огромное количество показателей встречаются по 5 и более раз;
– Суммарные цифры в детализации превышают в разы доходы и расходы бюджета, которые присутствуют в том же документе;
– Отсутствует в принципе возможность просмотра этих таблиц в excel, чтобы понять принцип суммирования и вычитания данных и т.д.
Таким образом, крайне остро стоит вопрос о профессиональной компетенции как составителей этих данных, так и чиновников, которые принимали данное решение в Тверской городской Думы.
Теперь перейдём к рассмотрению отчёта о исполнении бюджета города Тверь.
По результатам 2018 года, согласно «Бюджету для граждан», объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг крупными и средними предприятиями города Тверь в действующих ценах в 2018 году составил 142,7 млрд. руб., тем роста за аналогичный период в действующих ценах составил 129% (для обрабатывающих производств – 120,3 млрд. руб. и 135,3% соответственно)[28].
Малое предпринимательство. Согласно данным Тверьстата, по состоянию на 01.01.2019 года число субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) составило 25,6 тыс. единиц и увеличилось на 35 единиц по сравнению с 2017 годом. Число ИП возросло до 11,7 тыс. (+ 442 ИП), однако число микропредприятий уменьшилось до 12,7 тыс. единиц (– 356 Микро), число малых предприятий сократилось до 1 093 единиц (– 44 малых), а число средних составило 65 единиц (–7 средних)[29].
Жилищное строительство. Прогноз ввода в эксплуатацию жилых домов, которые строились за счёт всех источников финансирования, исполнен на 107,5%, то есть 214,9 тыс. кв. м. жилья (4 175 квартир), что составило 50,6% от областного объёма введённого жилья[30].
Рынок труда. На фоне снижения инфляции произошёл рост заработной платы работников большинства сфер крупных и средних предприятий города. Так, при годовой инфляции 2,3% (данный официальный показатель вызывает большие сомнения) средняя зарплата по городу повысилась на 11,4% до 40,3 тыс. рублей, что выше средней заработной платы по Тверской области на 5,8 тыс. руб. Заработная плата работников обрабатывающих предприятий – 114,4% по отношению к 2017 году, строительство – 121,4%, торговля и ремонт автотранспортных средств – 119,1%, гостиницы и предприятия общепита – 118,5%, организации, которые связаны с административной деятельностью – 115,3%, учреждения образования – 113,1%, здравоохранение – 123,5% соответственно. Средняя заработная плата в малом бизнесе составила 20,2 тыс. руб. (в 2017 году – 19,3 тыс. руб.). Уровень безработицы за аналогичный период снизился до 0,19%, что является самым низким значением с 2008 года[31].
Вышеописанные изменения можно охарактеризовать положительно.
Далее приведены направления исполнения расходов за счёт собственных средств бюджета города:
- На образование – 1 294,6 млн. руб.;
- Транспорт – 376,5 млн. руб.;
- Благоустройство – 296,4 млн. руб.;
- Дорожное хозяйство – 600,2 млн. руб.;
- ЖКХ – 82,2 млн. руб.;
- Обслуживание муниципального долга – 147,8 млн. руб.;
- Общегосударственные вопросы – 753,6 млн. руб.;
- Другие вопросы в области городского хозяйства – 225,4 млн. руб.;
- Культура, кинематограф – 233,3 млн. руб.;
- Физическая культура и спорт – 78,7 млн. руб.;
- Социальная политика – 102,1 млн. руб.
Далее приведены данные по расходам на реализацию муниципальных программ (табл. 2.1):
Таблица 2.1 Расходы на реализацию муниципальных программ (тыс. руб.)
*по данным Администрации города Тверь
Однако, хоть на городские расходы и муниципальные программы и выделяется большое количество средств, заметных изменений в облике города не происходит. Практически все жилые здания в центре города, представляющие высокую историческую ценность, находятся в весьма плохом состоянии, один из главных символов города «Тверской речной вокзал» в августе 2017 года частично обрушилось, а в кулуарах администрации большое количество чиновников обсуждало «лишь бы оно рухнуло совсем, меньше проблем». Похожая ситуация происходит с «Морозовскими казармами», которые представляют из себя историко-архитектурный комплекс, который был построен для «Товарищества Тверской мануфактуры» в 1856 – 1913 годах. Это является одной из первых попыток создания микрорайона в России. Однако, несмотря на огромную историческую ценность, а также прекрасную возможность создания интереснейшего как с точки зрения туризма, так и с точки зрения инвестиций современного района, администрация продолжает бездействовать, не производя каких-либо работ, что в конечном счёте ведёт к всё большим проблемам (все здания «Казарм» уже должны быть признаны аварийными: в конце 2017 года в доме № 119 рухнула часть стены между первым и вторым этажом, а в конце мая 2018 года в доме № 47 рухнули перекрытия сразу четырёх этажей) с фундаментом, крышей, коммуникациями и т.д. А подобное пренебрежение, крайне вероятно, приведёт к утере ещё одного исторического памятника на территории города.
По результатам второй главы можно сделать следующие выводы: хоть ключевые показатели деятельности в городе и растут, например, уровень заработной платы, объёмы сданного жилья, производство и прочее, для повышения же качества жизни, а также улучшения взаимодействия Власть–Население предпринимается крайне мало шагов.
Глава 3. Способы повышения эффективности деятельности местной власти
3.1. Рекомендации для преодоления отчуждённости органов местного самоуправления и жителей муниципальных образований
В рамках проделанной работы можно сделать вывод, что деятельное участие местной власти в жизни поселения в значительной степени зависит от владения общей ситуацией в городском округе, от знаний особенностей социально-экономической ситуации, истории, сложившихся устоев, обычаев и нравов. Этот наиважнейший фактор подразумевает то, что в органы местного самоуправления должны входить не «поставленные извне верхом» чиновники, а местные, которые пользуются популярностью и обладающие авторитетом у жителей города, и избранные общим голосованием. Следствием этого формируются условия, когда власть способно реально оценивать проблемы и возможности населения, потенциальные пути его развития, лоббировать интересы жителей в рамках вышестоящих уровней власти.
Первым делом представителям ОМСУ городского округа следует изменить своё отношение к народу, перед которым они обязаны отчитываться, а также прислушиваться к его мнению и проявлять инициативу в решении проблем населения, которые должны волновать местную власть в той же степени, что и жителей города, а то и больше. Подобным изменениям значительно способствует совместное с населением обсуждение плана деятельности, для этого необходимо поддерживать диалог с жителями, чётко и подробно информировать о проделанной работе, выслушивать замечания и предложения.
Для преодоления проблем управления муниципальным образованием и повышения вовлечённости местного населения в решении вопросов местного значения необходимы институциональный изменения в области как муниципального, так и государственного управления. Всё большую актуальность набирает вопрос предоставления реальной (не той, что декларируется политиками различных уровней) автономности органам местного самоуправления, их финансово-экономической и правовой обеспеченности, а также серьёзная необходимость преодоления деформации отношений между федеральной и региональной властью.