Файл: Особенности управления муниципальным образованием на примере города Тверь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Тверская городская Дума – осуществляет представительную функцию в муниципальном образовании (среди компетенций можно выделить некоторые из них: принятие Устава, внесение изменений и дополнений; утверждение бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов; утверждение стратегии социально-экономического развития; принятие решения об отстранении Главы города и т.д.)
  • Глава города Тверь – является высшим должностным лицом муниципального образования (компетенции – возможность издавать правовые акты в рамках полномочий; требовать созыв внеочередного заседания местной Думы; подписание и обнародование нормативно-правовых актов и т.д.);
  • Администрация города Тверь –осуществляет исполнительно-распорядительную функцию в муниципальном образовании (области деятельности – составление проекта бюджета города; осуществление исполнения бюджета города; содействие развитию малого и среднего предпринимательства; разработка и реализация адресной инвестиционной программы города и т.д.) [23];
  • Контрольно-счётная палата города Тверь – осуществляет контрольно-счётную функцию в муниципальном образовании (полномочия – осуществление контроля за исполнением местного бюджета; проведение экспертизы проектов местного бюджета; проведение внешней проверки годового отчёта об исполнении местного бюджета; осуществление аудита в сфере закупок и т.д.)[24].

Экономическая основа местного самоуправления регламентируется ст. 55 Устава города. В ней выделяются следующие виды имущества, которые могут находиться в собственности города:

  1. Которое предназначено для решения вопросов местного значения;
  2. Направленное для осуществления отдельных государственных полномочий, которые переданы органам местного самоуправления, в рамках действующего законодательства;
  3. Необходимое для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений;
  4. Необходимое для решения вопросов, которые предоставлены ОМСУ федеральным законодательством и не отнесены к вопросам местного значения;
  5. Предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частью 1 и 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ[25].


2.2. Анализ управления муниципальным образованием

Согласно решению Тверской городской Думы, основные характеристики бюджета города Твери на 2018 год имеют следующий вид:

– Налоговые и неналоговые доходы составили сумму 4 111 296,0 тыс. руб. (4,111 млрд. руб.);

– Безвозмездные поступления (поступления от других бюджетов бюджетной системы, субсидии, субвенции, межбюджетные трансферты, прочие безвозмездные поступления) составили 5 207 501,5 тыс. руб. (5,2 млрд. руб.);

– Совокупный объём расходов составил 9 575 363,8 тыс. руб. (9,6 млрд. руб.);

– Дефицит бюджета составил 256 566,3 тыс. руб. (256,6 млн. руб.)[26].

Среди общей суммы бюджетных ассигнований на 2018 год можно выделить наибольшие по сумме:

– Направленные на руководство и управление в сфере установленных функций ОМСУ составили 406 914,2 тыс. руб.;

– Необходимое на функционирование местных администраций 430 474,4 тыс. руб.[27]

К сожалению, представить более детальную расшифровку Распределения бюджетных ассигнований, а также Источников покрытия дефицита и т.д. крайне затруднительно, так как данные в таблицах представлены крайне хаотично, без какой-либо логики изложения и адекватного визуального оформления для рядового пользователя. Например, в рамках одной таблицы статья «Расходы на непрограммную деятельность» встречается больше 7-ми раз, статья «Руководство и управление в сфере установленных функций ОМСУ» – больше 5-ти раз и т.д.

Ситуация с детализацией источников финансирования дефицита бюджета города Твери на 2018 год. При дефиците в размере 256 566,3 тыс. руб. один лишь пункт «Получение кредитов от кредитных организаций в валюте Российской Федерации» превышает эту сумму более чем в 8 раз. А в данной таблице присутствует ещё не один десяток показателей, которые также не представляется возможных суммировать, так как что-то может вычитаться, но опять же отсутствуют какие-либо уточнения или комментарии.

В результате принципы прозрачности, открытости и информирования жителей выполняются лишь условно. Да, сама по себе отчётность присутствует, огромное количество данных, приложений и таблиц. Но всё это на фоне:

– Данные не имеют никакой структуры представления;

– Огромное количество показателей встречаются по 5 и более раз;

– Суммарные цифры в детализации превышают в разы доходы и расходы бюджета, которые присутствуют в том же документе;

– Отсутствует в принципе возможность просмотра этих таблиц в excel, чтобы понять принцип суммирования и вычитания данных и т.д.


Таким образом, крайне остро стоит вопрос о профессиональной компетенции как составителей этих данных, так и чиновников, которые принимали данное решение в Тверской городской Думы.

Теперь перейдём к рассмотрению отчёта о исполнении бюджета города Тверь.

По результатам 2018 года, согласно «Бюджету для граждан», объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг крупными и средними предприятиями города Тверь в действующих ценах в 2018 году составил 142,7 млрд. руб., тем роста за аналогичный период в действующих ценах составил 129% (для обрабатывающих производств – 120,3 млрд. руб. и 135,3% соответственно)[28].

Малое предпринимательство. Согласно данным Тверьстата, по состоянию на 01.01.2019 года число субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) составило 25,6 тыс. единиц и увеличилось на 35 единиц по сравнению с 2017 годом. Число ИП возросло до 11,7 тыс. (+ 442 ИП), однако число микропредприятий уменьшилось до 12,7 тыс. единиц (– 356 Микро), число малых предприятий сократилось до 1 093 единиц (– 44 малых), а число средних составило 65 единиц (–7 средних)[29].

Жилищное строительство. Прогноз ввода в эксплуатацию жилых домов, которые строились за счёт всех источников финансирования, исполнен на 107,5%, то есть 214,9 тыс. кв. м. жилья (4 175 квартир), что составило 50,6% от областного объёма введённого жилья[30].

Рынок труда. На фоне снижения инфляции произошёл рост заработной платы работников большинства сфер крупных и средних предприятий города. Так, при годовой инфляции 2,3% (данный официальный показатель вызывает большие сомнения) средняя зарплата по городу повысилась на 11,4% до 40,3 тыс. рублей, что выше средней заработной платы по Тверской области на 5,8 тыс. руб. Заработная плата работников обрабатывающих предприятий – 114,4% по отношению к 2017 году, строительство – 121,4%, торговля и ремонт автотранспортных средств – 119,1%, гостиницы и предприятия общепита – 118,5%, организации, которые связаны с административной деятельностью – 115,3%, учреждения образования – 113,1%, здравоохранение – 123,5% соответственно. Средняя заработная плата в малом бизнесе составила 20,2 тыс. руб. (в 2017 году – 19,3 тыс. руб.). Уровень безработицы за аналогичный период снизился до 0,19%, что является самым низким значением с 2008 года[31].

Вышеописанные изменения можно охарактеризовать положительно.

Далее приведены направления исполнения расходов за счёт собственных средств бюджета города:


  • На образование – 1 294,6 млн. руб.;
  • Транспорт – 376,5 млн. руб.;
  • Благоустройство – 296,4 млн. руб.;
  • Дорожное хозяйство – 600,2 млн. руб.;
  • ЖКХ – 82,2 млн. руб.;
  • Обслуживание муниципального долга – 147,8 млн. руб.;
  • Общегосударственные вопросы – 753,6 млн. руб.;
  • Другие вопросы в области городского хозяйства – 225,4 млн. руб.;
  • Культура, кинематограф – 233,3 млн. руб.;
  • Физическая культура и спорт – 78,7 млн. руб.;
  • Социальная политика – 102,1 млн. руб.

Далее приведены данные по расходам на реализацию муниципальных программ (табл. 2.1):

Таблица 2.1 Расходы на реализацию муниципальных программ (тыс. руб.)

*по данным Администрации города Тверь

Однако, хоть на городские расходы и муниципальные программы и выделяется большое количество средств, заметных изменений в облике города не происходит. Практически все жилые здания в центре города, представляющие высокую историческую ценность, находятся в весьма плохом состоянии, один из главных символов города «Тверской речной вокзал» в августе 2017 года частично обрушилось, а в кулуарах администрации большое количество чиновников обсуждало «лишь бы оно рухнуло совсем, меньше проблем». Похожая ситуация происходит с «Морозовскими казармами», которые представляют из себя историко-архитектурный комплекс, который был построен для «Товарищества Тверской мануфактуры» в 1856 – 1913 годах. Это является одной из первых попыток создания микрорайона в России. Однако, несмотря на огромную историческую ценность, а также прекрасную возможность создания интереснейшего как с точки зрения туризма, так и с точки зрения инвестиций современного района, администрация продолжает бездействовать, не производя каких-либо работ, что в конечном счёте ведёт к всё большим проблемам (все здания «Казарм» уже должны быть признаны аварийными: в конце 2017 года в доме № 119 рухнула часть стены между первым и вторым этажом, а в конце мая 2018 года в доме № 47 рухнули перекрытия сразу четырёх этажей) с фундаментом, крышей, коммуникациями и т.д. А подобное пренебрежение, крайне вероятно, приведёт к утере ещё одного исторического памятника на территории города.

По результатам второй главы можно сделать следующие выводы: хоть ключевые показатели деятельности в городе и растут, например, уровень заработной платы, объёмы сданного жилья, производство и прочее, для повышения же качества жизни, а также улучшения взаимодействия Власть–Население предпринимается крайне мало шагов.


Глава 3. Способы повышения эффективности деятельности местной власти

3.1. Рекомендации для преодоления отчуждённости органов местного самоуправления и жителей муниципальных образований

В рамках проделанной работы можно сделать вывод, что деятельное участие местной власти в жизни поселения в значительной степени зависит от владения общей ситуацией в городском округе, от знаний особенностей социально-экономической ситуации, истории, сложившихся устоев, обычаев и нравов. Этот наиважнейший фактор подразумевает то, что в органы местного самоуправления должны входить не «поставленные извне верхом» чиновники, а местные, которые пользуются популярностью и обладающие авторитетом у жителей города, и избранные общим голосованием. Следствием этого формируются условия, когда власть способно реально оценивать проблемы и возможности населения, потенциальные пути его развития, лоббировать интересы жителей в рамках вышестоящих уровней власти.

Первым делом представителям ОМСУ городского округа следует изменить своё отношение к народу, перед которым они обязаны отчитываться, а также прислушиваться к его мнению и проявлять инициативу в решении проблем населения, которые должны волновать местную власть в той же степени, что и жителей города, а то и больше. Подобным изменениям значительно способствует совместное с населением обсуждение плана деятельности, для этого необходимо поддерживать диалог с жителями, чётко и подробно информировать о проделанной работе, выслушивать замечания и предложения.

Для преодоления проблем управления муниципальным образованием и повышения вовлечённости местного населения в решении вопросов местного значения необходимы институциональный изменения в области как муниципального, так и государственного управления. Всё большую актуальность набирает вопрос предоставления реальной (не той, что декларируется политиками различных уровней) автономности органам местного самоуправления, их финансово-экономической и правовой обеспеченности, а также серьёзная необходимость преодоления деформации отношений между федеральной и региональной властью.