Файл: Игра как средство формирования коллектива первоклассников (определить возможности игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно говорить о том, что в качестве основных требований, которыми следует руководствоваться при отборе содержания подвижных игр выступает соответствие содержания игр, правил игр возрастным особенностям детей, их умениям, навыкам, знаниям относительно окружающей действительности, а также их возможностями познания окружающего мира.

Содержание игровой деятельности существенно изменяется в процессе развития ребенка. Если вначале игровая деятельность имеет достаточно простой характер, то в более позднем возрасте подвижная игра обогащается как в содержательном, так и в формальном плане[39]. Такого рода изменения в значительной степени определяют все возрастающую роль сознания в жизни ребенка. В старшем дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, игра способствует становлению и укреплению детского коллектива, так как для игр всегда характерно наличие элементов здорового соревнования и соперничества. Посредством подвижных игр у детей можно развивать межличностные отношения и коллектив в целом. Одновременно в игре происходит формирование и закрепление двигательных привычек.

Таким образом, на основании проанализированных данных можно сделать вывод, что игра имеет серьезные возможности для развития личности ребенка и отдельных качеств. Активная двигательная деятельность в процессе игре способствует усилению деятельности сердечно-сосудистой, костно-мышечной, а также дыхательной систем, улучшает кровообращение, а также стимулирует обменные процессы в организме ребенка, способствуя его полноценному физическому и психическому развитию[40].

Глава 2. Организация и планирование эмпирического исследования

2.1. Цель, задачи и методы эмпирического исследования

Цель эмпирического исследования заключается в определении возможностей игры как средства формирования коллектива первоклассников.

Задачи эмпирического исследования следующие:

1. Разработка программы эмпирического исследования.


2. Формирование выборки исследования, а также отбор соответствующих теме работы диагностических средств.

3. Осуществление процедуры констатирующего исследования.

4. Разработка программы деятельности по формированию коллектива первоклассников и оценка ее эффективности.

Для диагностики уровня сформированности коллектива у первоклассников были использованы следующие методики:

1. Социометрический метод.

2. Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман).

Выполним краткую характеристику данных диагностических инструментов.

1. Социометрический метод. Метод в первоначальном варианте предложен Я. Морено. Основная цель методики социометрии является определение особенностей и качественного своеобразия эмоциональных связей, симпатий и антипатий членов группы, эмоциональный статус каждого члена группы. В рамках настоящего исследования нами использована модификация классического варианта социометрического исследования, предназначенного для диагностики системы эмоциональных связей (взаимных выборов) между членами группы по показателям симпатии-антипатии, особенностей неформальных взаимоотношений, а также лидеров. Респондентам предлагалось ответить на три вопроса: «Кого бы ты выбрал старостой?», «С кем бы ты хотел сидеть за партой?», «Кого бы ты пригласил бы на день рождения?».

2. Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман). Методика позволяет определить особенности сформированности действий младших школьников по согласованию и степени сформированности коллектива младших школьников в целом. В качестве показателей для оценивания выступают коммуникативные универсальные учебные действия. Специфика использования данного метода заключается в наблюдении за взаимодействием учащихся в процессе совместной деятельности. В качестве предмета оценивания выступают продуктивность совместной деятельности, способность договориться, наличие взаимного контроля в процессе деятельности, особенности реагирования детей в процессе выполнения задания. На основании результатов диагностики делается вывод о степени развития коммуникативных умений и навыков детей и степени сформированности благоприятных межличностных отношений.

Статистический анализ полученных в исследовании результатов был выполнен с применением статистического критерия Манна-Уитни, а также статистического критерия Вилкоксона.

Статистический критерий Манна-Уитни является одним из распространенных методов статистического анализа. Он позволяет определить степень различия в показателях двух групп, имеющих численную представленность. Метод статистического анализа не предъявляет требований к необходимости нормального распределения данных, а также может быть использован в анализе различий в группах, имеющих сравнительно небольшой размер. Использованием возможностей автоматизированного статистического анализа позволяет масштабировать возможности применения данного средства статистического анализа.


Статистический критерий Вилкоксона – это метод непараметрической статистики, позволяющий определить особенности достоверности изменений показателей одной и той же группы, взятых в различных условиях. Фактически, критерий Вилкоксона может рассматриваться как альтернатива критерию Стьюдента, применимая для сравнительно небольших по размеру групп.

Метод статистического анализа используется в деле соотнесения показателей в одной и той же группе, полученных в разных условиях. С помощью критерия Вилкоксона становится возможным определить направление изменений (увеличение или же уменьшение показателя), определить уровень выраженности полученных изменений.

Специфической особенностью данного метода статистического анализа является то, что в ходе расчета осуществляется сопоставление абсолютных величин выраженности сдвигов показателей в том или ином направлении. С этой целью величины сдвига подвергаются ранжированию, а затем выполняется суммирование полученных знаний.

Статистический анализ результатов диагностики был выполнен с применением специализированной программы статистического анализа StatSoft Statistica 10.0.

2.2. Характеристика выборки

Участниками исследования являются 40 учащихся первого класса, мужского и женского пола в возрасте от 6 до 7 лет. Выборка исследования была представлена двумя группами – экспериментальная, в которую вошло 20 учащихся 1 «а» класса и контрольной, которую составило 20 учащихся 1 «б» класса.

Все участники исследования на основании психологического тестирования при поступлении в образовательное учреждение считались готовыми к обучению в начальной школе. Все участники исследования относятся к I или же ко II группе здоровья. Детей с хроническими заболеваниями или врожденными патологиями в исследовании не принимало участие. Экспериментальная и контрольная группы были уравновешены по половому составу участников.

Процедура психодиагностического исследования была выполнена с согласия родителей и при контроле педагога-психолога образовательного учреждения.

Таким образом, можно сделать вывод, что исследование носит характер экспериментального, имеет три четко выраженных этапа – констатирующий, формирующий и контрольный. Участники формировали две группы – экспериментальную и контрольную. В процессе анализа результатов были использованы методы математической статистики.


Глава 3. Результаты эмпирического исследования

3.1. Результаты констатирующей диагностики

Обратимся к описанию результатов социометрического исследования. Результаты диагностики представлены в таблицах 1-3

Таблица 1.

Результаты диагностики с использованием социометрического метода применительно отношений в области учебной деятельности

Экспериментальная

Контрольная

абс.ч.

в %

абс.ч.

в %

"Лидеры"

1

5%

1

5%

"Предпочитаемые"

15

75%

13

65%

"Изолированные"

3

15%

5

25%

"Отверженные"

1

5%

1

5%

В ходе исследования было определено, что большинство школьников, принимавших участие в исследовании характеризуются благоприятным социометрическим статусом. 75% участников экспериментальной группы, а также 65% участников контрольной группы относятся к категории «предпочитаемых», то есть они являются субъектами интенсивных межличностных отношений в детском коллективе, имеют друзей, а также активно участвуют в жизни и деятельности класса. 15% участников экспериментальной группы, а также 25% участников контрольной группы относятся к социометрической категории «изолированных», то есть эти дети зачастую оказываются мало задействованными в общественной жизни коллектива, а также в целом имеют мало связей с другими детьми. Равное число участников в двух группах (по 5%) имеют высокий социометрический статус («лидеры»), а также низкий социометрический статус (по 5%).

В целом, можно говорить о том, что по поводу учебы большинство участников двух групп имеют благоприятный социометрический статус.

Распределение участников экспериментальной и контрольной групп по социометрическим статусам представлено на рисунке 1.


Рис. 1. Результаты диагностики с использованием социометрического метода применительно отношений в области учебной деятельности

Соотношение участников – членов экспериментальной и контрольной групп по социометрическим статусам представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты диагностики с использованием социометрического метода применительно симпатии

Экспериментальная

Контрольная

абс.ч.

в %

абс.ч.

в %

"Лидеры"

0

0%

1

5%

"Предпочитаемые"

13

65%

8

40%

"Изолированные"

7

35%

9

45%

"Отверженные"

0

0%

2

10%

Выявлено, что большинство участников в экспериментальной группе (65%) и в контрольной группе (40%) имеют благоприятный социометрический статус. Категорию «изолированные» составляют 35% участников экспериментальной группы, а также 45% участников контрольной группы. Группу отверженных составляют 10% участников контрольной группы. Высокий уровень социометрического статуса имеет один участник в контрольной группе (5%). В ходе наблюдения за детьми было также выявлено, что экспериментальная группа характеризуется наличием двух микрогрупп, члены которых в целом достаточно мало взаимодействуют, тогда как в контрольной группе такого разделения не выявлено.

Рис. 2. Результаты диагностики с использованием социометрического метода применительно симпатии

Таблица 3.

Результаты диагностики с использованием социометрического метода применительно досуговой деятельности

Экспериментальная

Контрольная

абс.ч.

в %

абс.ч.

в %

"Лидеры"

0

0%

1

5%

"Предпочитаемые"

13

65%

14

70%

"Изолированные"

7

35%

4

20%

"Отверженные"

0

0%

1

5%