Файл: Игра как средство формирования коллектива первоклассников (определить возможности игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соотношение показателей представлено на рисунке 5.

Рис. 5. Результаты диагностики с использованием социометрического метода применительно отношений в области учебной деятельности

Таблица 8.

Результаты диагностики с использованием социометрического метода применительно симпатии

Экспериментальная

Контрольная

абс.ч.

в %

абс.ч.

в %

"Лидеры"

3

15%

2

10%

"Предпочитаемые"

16

80%

7

35%

"Изолированные"

1

5%

9

45%

"Отверженные"

0

0%

2

10%

Определено, что высокий социометрический статус имеют 15% участников экспериментальной, а также 10% участников контрольной группы. Категорию предпочитаемых составляют 80% участников экспериментальной, а также 35% участников контрольной группы. Низкий социометрический статус имеет один участник экспериментальной (5%), а также 45% участников контрольной группы. Категорию «отверженных» составляют 10% участников контрольной группы.

Рис. 6. Результаты диагностики с использованием социометрического метода применительно симпатии

Применительно отношения детей к сверстникам применительно досуговой деятельности показатели представлены в таблице 9.

Таблица 9.

Результаты диагностики с использованием социометрического метода применительно досуговой деятельности

Экспериментальная

Контрольная

абс.ч.

в %

абс.ч.

в %

"Лидеры"

5

25%

1

5%

"Предпочитаемые"

14

70%

13

65%

"Изолированные"

1

5%

5

25%

"Отверженные"

0

0%

1

5%


Показано, что 70% участников экспериментальной группы и 65% участников контрольной группы относятся к категории «Предпочитаемых». 25% участников исследования имеют высокий социометрический статус, тогда как в контрольной группе один испытуемый имеет высокий социометрический статус (5%). Категорию изолированных составляет один участник из экспериментальной группы (5%), а также пять участников контрольной группы (25%).

Рис. 7. Результаты диагностики с использованием социометрического метода применительно досуговой деятельности

Нами выполнена процедура проверки достоверности различий в изучаемых показателях с применением критерия Манна-Уитни. Результаты представлены в таблице 10.

Таблица 10.

Результаты проверки достоверности различий по показателям социометрического исследования

Сумма рангов, ЭГ

Сумма рангов, КГ

U

p

Деловое лидерство

501,00

319,00

109,00

0,01

Симпатия

492,00

328,00

118,00

0,02

Досуговая деятельность

497,50

322,50

112,50

0,01

Определено, что в экспериментальной группы в целом диагностируются благоприятные значения показателей межличностных отношений применительно учебной деятельности (р=0,01), непосредственных взаимоотношений и симпатий (р=0,02), а также применительно досуговой деятельности (р=0,01). Полученные в ходе исследования данные указывают на то, что в экспериментальной группе в целом более высокий уровень благоприятности межличностных отношений и более высокий уровень сформированности коллектива по сравнению с контрольной группой.

Результаты оценки достоверности сдвига показателей с применением критерия Вилкоксона представлены в таблице 11.

Таблица 11.

Результаты сдвига показателей социометрического исследования в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах

Экспериментальная

Контрольная

T

p

T

p

Деловое лидерство

0,00

0,03

2,50

0,36

Симпатия

0,00

0,01

2,00

0,59

Досуговая деятельность

0,00

<0,01

1,50

1,00


Статистически достоверные сдвиги показателей выявлены только в экспериментальной группе, в контрольной группе значимых изменений в показателях не было определено. Обобщая полученные в ходе статистического анализа можно заключить, что изменения в экспериментальной группе могут рассматриваться как результат целенаправленной формирующей деятельности, а не результат действия внешних факторов и обстоятельств.

Таблица 12.

Соотношение сформированности действий по согласованию

Экспериментальная

Контрольная

абс.ч.

в %

абс.ч.

в %

Низкий

0

0%

2

10%

Средний

6

30%

10

50%

Высокий

14

70%

8

40%

В ходе исследования было определено, что в экспериментальной группе у 70% участников диагностируются высокие значения показателей сформированности действий по согласованию. В контрольной группе такого рода значения диагностируются у 40% детей. Средние значения имеют 30% участников экспериментальной группы, а также 50% детей из контрольной группы.

Низкий уровень сформированности действий по согласованию имеют 10% участников контрольной группы.

Рис. 8. Результаты диагностики особенностей сформированности действий по согласованию

Результаты проверки достоверности различий отражены в таблице 13.

Таблица 13.

Результаты проверки достоверности различий по показателям задания «Рукавички»

Сумма рангов, ЭГ

Сумма рангов, КГ

U

p

Уровень сформированности действий по согласованию

476,00

344,00

134,00

0,04

Определено, что в экспериментальной группе достоверно более высокий уровень сформированности действий по согласованию по сравнению с контрольной группой (р=0,04).

Таблица 14.

Результаты проверки достоверности сдвига по показателям задания «Рукавички» в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах


Экспериментальная

Контрольная

T

p

T

p

Уровень сформированности действий по согласованию

0,00

0,04

0,00

0,18

Статистически достоверные сдвиги показателей выявлены только в экспериментальной группе (р=0,04).

Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать вывод о том, что в процессе эксперимента участники экспериментальной группы развили коммуникативные навыки и навыки межличностного взаимодействия. В коллективе младших школьников улучшились показатели доброжелательности и дружелюбия, более прочными стали межличностные связи, что позволяет говорить о более высоким уровне развития коллектива детей. Иными словами, можно говорить об эффективности целенаправленной формирующей деятельности с применением элементов подвижной игры.

Заключение

В ходе анализа научных источников было определено, что в игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра — это не развлечение — это проигрывание ситуаций будущей жизни — вид обучения. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность, развивается воображение. Игра — это школа общения для ребенка. Несмотря на то, что ведущей деятельностью, все-таки для младших школьников является учебная, универсальность любой игры и игровых методов в учебной деятельности продолжают занимать все еще большое место. Таким образом, игра — это не только детская деятельность. Это и занятие, служащее для всех возрастов. Игровые упражнения могут оказывать существенное влияние на становление и формирование межличностных отношений, если их целенаправленно и систематически использовать в учебной деятельности.

Для исследования возможностей игры как средства формирования коллектива первоклассников было выполнено экспериментальное исследование. Участниками исследования стало 40 детей младшего школьного возраста, формирующих экспериментальную и контрольную группы.

На констатирующем этапе исследования было выявлено, что экспериментальная группа не отличается от контрольной группы по изучаемым показателям. Выявлено, что в двух группах диагностируется средний уровень развития коллектива.


Для развития коллектива с использованием возможностей подвижной игры было выполнено формирующее воздействие. Был реализован комплекс игр в процессе внеурочной деятельности учащихся первого класса. По окончании формирующего воздействия была выполнена процедура контрольной диагностики.

На контрольном этапе исследования было показано, что участники экспериментальной группы имеют в целом более высокий уровень сформированности навыков межличностного взаимодействия и сформированности умения действовать по согласованию. Данные обстоятельства позволяют принять основную гипотезу исследования, то есть: игра является действенным средством формирования коллектива первоклассников при соблюдении следующих условий:

1. При своевременной диагностики уровня развития коллектива и сформированности навыков межличностного взаимодействия.

2. При организации предметно-развивающего окружения, способствующего развитию коммуникативных способностей, включающее также сотрудничество воспитанников и педагога-психолога в организации вариативных видов заданий, которые стимулируют проявление и развитие межличностных отношений каждого ребенка.

3. При побуждении детей к анализу действий сверстников и самоанализу деятельности в учебно-игровой среде.

4. При обеспечении возможностей развития коммуникативных способностей при условии взаимодействия с компонентами учебно-игровой среды.

Список использованной литературы

  1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. - М. : Воронеж, 2000. -214 с.
  2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию/Г.С. Абрамова – М.: Дрофа, 1995. -210 с.
  3. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве/В.П. Арсентьева. – М.: Форум, 2009. -218 с.
  4. Блонский П.П. Психология младшего школьника/П.П. Блонский. - М.: Инфра, 2007. - 143 с.
  5. Богданова Т.Г., Корнилова Т.Е. Диагностика познавательной сферы ребенка/Т.Г. Блонский, Т.Е. Корнилова. – М.: ИНФРА – ПРЕСС, 2011. -220 с.
  6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии/Л.С. Выготский. - СПб.: Питер. 2007. - 568 с.
  7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. -М., 2011. -210 с.
  8. Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000. - С.53-58.
  9. Конторович М.М., Михайлова Л.И. Подвижные игры в детском саду. К "Руководству для воспитателя детского сада"/М.М. Конторович, Л.И. Михайлова. - Москва: Просвещение, 2011. - 254 c.
  10. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Пособие для воспитателей детского сада/А.И. Маскаков, Г.А. Тумакова. - М.: Просвещение, 2011. – 278 с.
  11. Мартиенко О. Б. Оптимизация деятельности школьного психолога по коррекции эмоциональных нарушений младших школьнико : диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13/О.Б. Мартиенко. - Москва, 2005. -180 с.
  12. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
  13. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис. ... канд. пед. наук/Л.Р. Муниров. - М., 1993. - 205 с.
  14. Нижегородцева Н.В. Готовность к обучению в школе/Н.В, Нижегородцева. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. – 248с.
  15. Никитина Н. В. Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №39. — С. 179-181. — URL https://moluch.ru/archive/225/52823/ (дата обращения: 27.08.2019).
  16. Психологическая теория коллектива / Под.ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 2004. – 320 с.
  17. Путляева Л.В., Сверчкова Р.Т. Особенности познавательной деятельности в ситуациях непосредственного общения. /Мышление: процесс, деятельность, общение /Л.В. Путляева, Р.Т. Сверчкова. – М.: Наука, 2009. -202 с.
  18. Робер М. А. Психология индивида и группы / М. - А. Роббер, Ф. Тильман / транс. ФР./ Предисловие А. Б. Толстых. - М.: Прогресс 2008. -211 c.
  19. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И. Рожков, Л.В Байбоородова. - М.: Просвещение, 2000. – C.43-48, 67-69.
  20. Сидоренко Е. В. Технология создания тренинга от замысла к результату/Е.В. Сидоренко. -СПб.: Речь, 2007. -312 с.
  21. Сластенин, В.А. Педагогика/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.- М.: Просвещение, 2011.- 589 с.
  22. Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства/ Д. И. Фельдштейн. — М.: МПСИ : Флинта, 2007. — 160 с.
  23. Эльконин Д. Психология игры/Д. Эльконин. М., 2012. -320 с.
  24. Энциклопедический психологический словарь/Под общей редакцией Петровского А. В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 2010. -320 с.
  25. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника / Якобсон П.М. - М. - Воронеж, 2007. -260 с.