Файл: Игра как средство формирования коллектива первоклассников (определить возможности игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Сегодня, одно из положений Федерального государственного образовательного стандарта, фиксирует следующее: необходимо дать ребенку как можно больше предметных конкретных знаний, навыков по отдельным дисциплинам, сформировать у него такие универсальные способы действия, которые помогут ему самосовершенствоваться, развиваться, быть готовым к тем действиям, которые он должен уметь делать в его возрасте. Личностные результаты ребенка четко прописаны в Стандарте, а в один из основных блоков универсальных учебных действий входит такой, как коммуникативный. Это еще раз доказывает значимость личности ребенка, и его умений применять соответственные качества в различных ситуациях.

Владение навыками культуры общения со сверстниками, способность выстраивать свои отношения и взаимодействие с ближайшим социальным окружением, а также действовать в коллективе – чрезвычайно важны для ребенка. Проблема формирования коллектива у детей младшего школьного возраста имеет разноплановую научно-теоретическую и практическую реализацию. Вместе с тем, многие проблемы формирования коллектива младших школьников не находят решения. Не определенными в настоящее время являются условия и факторы формирования коллектива у младшем школьном возрасте, средства формирования коллектива. Данные обстоятельства обеспечивают актуальность обращения к теме «Игра как средство формирования коллектива первоклассников».

Цель исследования: определить возможности игры как средства формирования коллектива первоклассников.

Гипотеза: игра является действенным средством формирования коллектива первоклассников при соблюдении следующих условий:

1. При своевременной диагностики уровня развития коллектива и сформированности навыков межличностного взаимодействия.

2. При организации предметно-развивающего окружения, способствующего развитию коммуникативных способностей, включающее также сотрудничество воспитанников и педагога-психолога в организации вариативных видов заданий, которые стимулируют проявление и развитие межличностных отношений каждого ребенка.

3. При побуждении детей к анализу действий сверстников и самоанализу деятельности в учебно-игровой среде.

4. При обеспечении возможностей развития коммуникативных способностей при условии взаимодействия с компонентами учебно-игровой среды.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ научных источников по проблеме игры как средства формирования коллектива первоклассников.


2. Выполнить разработку программы эмпирического исследования.

3. Осуществить формирование выборки исследования, а также отбор соответствующих теме работы диагностических средств.

4. Выполнить процедуру констатирующего исследования.

5. Разработать программу деятельности по формированию коллектива первоклассников и оценить ее эффективности.

Гипотеза исследования:

Структура работы соответствует цели и задачам и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, а также приложение.

Глава 1. Теоретические основы исследования возможностей игры как средства формирования коллектива первоклассников

1.1. Характеристика игры и ее психологическое содержание

Игровая деятельность является ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте, в данной деятельности ребенок отражает окружающую его действительность, выражает собственные знания, делится ими с товарищами и друзьями. Немаловажное значение игра имеет в младшем школьном возрасте и в дальнейшей жизни человека. Феномен игры привлекал внимание философов, этнографов, биологов, экологов, психологов. Проблеме игровой деятельности посвящен ряд специальных исследований Л.С.Выготского, Л.Р. Мунировой, Д.Б.Эльконина и других ученых[1].

Игра является одним из наиболее значимых и в то же время загадочных феноменов, который не поддается односложному, одномерному определению. Важное значение игры в процессе социализации ребенка отмечал Л.С. Выготский. Ученый указывал на то, что игра является первым источником обучения сознательного и разумного поведения, она является первой для ребенка формой выражения мысли ребенка, являясь присущей ему формой деятельности, а также подготовкой к будущей жизни. Д.Б. Элькониным отмечалось, что в игре происходит первичная эмоционально-действенная ориентация ребенка в смыслах человеческой деятельности, а также возникает осознание ограниченного места человека в системе отношений взрослых, а также формируется потребность быть взрослым[2]. Игровая деятельность, по мнению Д.Б. Эльконина, является деятельностью, в рамках которой формируется и совершенствуется управление поведение ребенка на основании ориентировочной деятельности.


Таким образом, можно говорить о том, что игровая деятельность является формой самовыражения субъекта, ориентированная на удовлетворение потребностей в удовольствии, развлечении, снятии напряжения, а также развитии определенных умений и навыков, а также формировании знаний[3]. Игра теснейшим образом связана с коммуникативной сферой человека, она способствует освоению окружающего мира, а также создает новую, условную реальность. Игра является сферой коммуникации, которая объединяет людей с разным социальным положением, а также выступает как способ отдыха и развлечения[4]. Система правил формирует специфическое пространство игры, своего рода «условную реальность». Следует также отметить, что игра является исключительно важным педагогическим средством регулирования отношений детей и педагогов. Ее суть в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые проявляется и формируется потребность ребенка воздействовать на мир[5].

Игровая деятельность – это самостоятельная деятельность, в рамках которой дети вступают в общение со сверстниками. Дети в процессе совместной игровой деятельности объединяет единая цель, совместные усилия к достижению цели игры, переживания, а также общие интересы. Дети могут выбирать игру, они сами организуют игровую деятельность. Игровая деятельность приучает детей подчинять свою активность определенной цели, способствует воспитанию целенаправленности в поведении. В процессе игровой деятельности ребенок начинает чувствовать себя участником коллектива, он может справедливо оценивать свои поступки и действия себя и своих товарищей. Задача педагога заключается в том, чтобы сосредотачивать внимание детей на таких целях, которые вызывают общность действий и чувств, способствуют установлению отношений в детском коллективе, которые основываются на справедливости, дружбе, а также взаимной ответственности[6].

Различные виды игровой деятельности вносят существенный вклад в процесс обеспечения познавательного развития детей при соблюдении психолого-педагогических условий, в частности – в случае учета актуальных особенностей развития ребенка дошкольного возраста, при подборе соответствующего стимульного материала, при формировании позитивной среды деятельности.. Обратимся к характеристике отдельных видов игровой деятельности детей в контексте их развития.


Сюжетно-ролевая деятельность. Начало активного интеллектуального развития дошкольника связано с формирование символической функции сознания, которая происходит в конце сенсомоторного периода развития, то есть на третьем году жизни[7]. Знаковая функция заключается в возможности использования одного объекта в качестве другого. Вместо действия с предметом могут выполняться действия с заместителями, тогда как результат деятельности относится к самим предметам деятельности. Знаковая функция развивается первоначально в связи с предметной деятельности и лишь затем переносится на употребление слов, что позволяет ребенку думать словам. Как отмечает Ж. Пиаже, как только дети начинают пользоваться символами, то их мыслительные процессы усложняются[8].

Игровая деятельность экспериментирования с предметами и материалами. Экспериментируя с разнообразными предметами и материалами, ребенок в ходе активной практической деятельности познает всю совокупность их сенсорных свойств, качеств, признаков. При этом ребенок не только наблюдает, но и реализует свои представления об объектах окружающего мира; пытается их изменить, проявляя исследовательские способности и самостоятельность[9].

Не случайно у детей, активно играющих до школы, психологами и педагогами отмечается более ранняя и большая сформированность основ произвольного внимания, памяти, мышления, умения действовать по инструкции.

Игровая деятельность в рамках дидактических игр и обучающих игровых ситуаций[10]. Естественному ходу когнитивного развития ребенка дошкольного возраста, с нашей точки зрения, наиболее соответствует метод непрямого обучения, смысл которого заключается в создании для ребенка максимальных условий систематической и оптимальной реализации своих способностей, стимулируя таким образом развитие логических операций.

В качестве специфической особенности дидактических игр выступает их обучающий характер. Объединение в дидактических играх обучающей задачи, готового содержания и правил позволяет педагогу более планомерным образом использовать дидактические игры для развития детей[11]. Игры создаются взрослыми для воспитания и обучения детей, но не даются в явном виде, открыто, реализуясь посредством игровой задачи. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности детей, их интеллектуальных операций. Познание окружающего мира основывается на конкретных ощущениях и восприятии. Дидактические игры позволяют:


1. Оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их свойств. В дидактических играх дети учатся ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но также по словесному описанию.

2. Дидактические игры позволяют делать первичные обобщения, позволяю группировать предметы по общим характеристикам и свойствам.

3. В дидактических играх дети учатся сравнивать свойства предмета, соотносить их с определенными эталонами[12].

В игре происходит формирование механизмов произвольной регуляции. Данное образование психики дошкольника происходит посредством опосредованного речью, культурно-исторического присвоения, а также закрепления внешних поведенческих программ в процессе взаимодействия с другими людьми – носителями этих программ.

1.2. Понятие и особенности коллектива первоклассников

Современные представления о педагогическом коллективе, как субъекте управления и саморазвития, сложились под влиянием идей русских педаго¬гов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова. Идеи развития и сплоче¬ния педагогического коллектива нашли практическое воплощение в педагогической системе В.А. Сухомлинского. При этом педагогический коллектив имеет собственные своеобразные отличительные черты[13].

Коллектив – это социальная группа, которая объединена общественно-значимыми целями, общественными ориентациями, а также совместной деятельностью[14].

Коллектив достаточно сложное явление, в нем наблюдается переплетение чувств, мыслей, стремлений, увлечений и интересов самых разных людей. В соответствии с идеями Л.С. Выготского, коллектив можно рассматривать как фактор развития личности ребенка. Особенное внимание процессам развития коллектива уделил А.С. Макаренко. Коллектив рассматривается как социальный живой организм, который имеет отдельные органы, полномочия, ответственность, соотношение частей, а также взаимозависимость. В случае, если указанные компоненты отсутствуют, то коллектива как такового не существует, а есть толпа или же сборище[15].

А.С. Макаренко указывал, что гуманистическая интерпретация феномена коллектива предполагает наличие системы признаков, которые позволяют считать коллектив инструментом прикосновения личности.