Файл: Понятие и условия назначения пособия по безработице.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Пособие по безработице как гарантия для безработных граждан

1.1 Понятие безработного и порядок признание гражданина безработным

1.2 Понятие пособия по безработице

2 Размер пособия по безработице и сроки выплаты

2.1 Порядок определения размера пособия по безработице

2.2 Условия и сроки выплаты пособия по безработице

2.3 Сокращение размера и приостановление пособия по безработице

2.4 Прекращение выплаты пособия по безработице

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

4. Рекомендация № 1 Международной организации труда «О Безработице» (Принята в г. Вашингтоне 29.10.1919 – 27.01.1920 на Генеральной конференции МОТ)// доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18).

6. Рекомендация №71 Международной организации труда «Об урегулировании вопросов занятости в период перехода от войны к миру» (Вместе с «Общими принципами» и «Методами применения») (Принята в г. Филадельфии 12.05.1944 на 26–ой сессии Генеральной конференции МОТ // доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18).

7. Рекомендация №72 Международной организации труда «О Службе занятости» (Принята г. Филадельфии 12.05.1944 на 26–ой сессии Генеральной конференции МОТ) // доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18) (Дата обращения 15.03.18).

ВВЕДЕНИЕ

Безработица - это одна из глобальных социально-экономических проблем современности. 

Одним из необходимых условий решения обозначенной проблемы является проведение эффективной макроэкономической политики, т.к. рост деловой активности порождает увеличение спроса на рабочую силу. Однако эти процессы в наименьшей степени затрагивают структурную и длительную безработицу, а также не позволяют защитить личность от социально неблагоприятных последствий, связанных с функционированием рынка труда. С этой целью необходимо создание системы социальной защиты безработных, призванной, по возможности, предотвратить, минимизировать и компенсировать указанные последствия. Эффективность функционирования этой системы во многом зависит от выбора приемов и способов правового регулирования общественных отношений, возникающих в данной сфере.

С момента принятия в Российской Федерации законодательства, регулирующего указанные отношения, оно неоднократно претерпевало значительные изменения, которые не всегда носили системный характер и имели достаточное теоретическое обоснование. В связи с этим, принимая во внимание, что в рамках названной системы происходит реализация конституционного права гражданина на защиту от безработицы (ст. 37 Конституции РФ), исследование института пособия по безработице, а также условий его назначения, продолжительность выплаты как решение проблем правового регулирования социальной защиты безработных, представляется в настоящее время актуальным.

Предмет исследования – конституционные нормы, а также положения федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регламентирующие институциональный механизм формирования системы выплат по безработице, а также условий их назначения и продолжительности.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе в процессе функционирования института пособия по безработице.

Целью исследования является комплексное рассмотрение проблем правового регулирования социальной защиты безработных в Российской Федерации на примере пособия по безработице – условия назначения, продолжительность выплаты данного вида социальных пособий.

Достижению названной цели способствовало разрешение следующих задач:

1) выявление специфики признания гражданина безработным;

2) определение понятия пособия по безработице и места данного социального института в системе социальной защиты населения в Российской Федерации;


3) раскрытие содержания порядка определения размера пособия по безработице, а также условий и сроков выплаты данного пособия;

4) исследовать существующий механизм реализации выплат пособия по безработице и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства в сфере социальной защиты граждан, признанных безработными.

Методологическая основа исследования. При написании настоящей работы автором использовались такие методы научного познания как логический, системный, восхождения от абстрактного к конкретному, сравнительно-правовой, структурно-функциональный и другие.

Нормативной основой для исследования послужили акты Международной организации труда по вопросам занятости и защиты от безработицы, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации.

Теоретической основой исследования послужили работы представителей науки трудового права и права социального обеспечения: Е.Г. Азаровой, B.C. Андреева, Е.И. Астрахана, К.С. Батыгина, Л.Ю, Бугрова, А.И. Гаврилиной, К.Н. Гусова, С.А. Димитровой, А.Д. Зайкина, М.Л. Захарова, Т.В. Иванкиной, Р.И. Ивановой, А.Е. Козлова, М.В. Лушниковой, A.M. Лушникова, С.П. Маврина, Е.В. Магницкой, Е.Е. Мачульской, О.М. Медведева, А .С. Пашкова, А.И. Ставцевой, Э.Г. Тучковой, К.П. Уржинского, М.Ю. Федоровой, М.В. Филипповой, Е.Б. Хохлова, В.Ш. Шайхатдинова и других.

Практическая значимость исследования. Теоретические положения, сформулированные в работе, могут быть использованы при реформировании системы социальной защиты безработных в Российской Федерации, совершенствовании законодательства в этой сфере, в научных исследованиях, а также в учебном процессе на юридических и экономических факультетах. Кроме того, отдельные выводы, касающиеся проблем применения законодательства о занятости и защите от безработицы, могут использоваться в правоприменительной деятельности органов службы занятости, органов по труду и иных субъектов.

Структура работы состоит введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованных источников, приложений.

1 Пособие по безработице как гарантия для безработных граждан


1.1 Понятие безработного и порядок признание гражданина безработным

Первыми нормативными правовыми актами, так или иначе затрагивающими рассматриваемую сферу, можно считать документы, которые были приняты на первой сессии Международной конференции труда в 1919 г., данными документами были Конвенция № 2[1] и Рекомендация № 1 по вопросам безработицы[2].

Эти нормативные акты определяли основные способы минимизации последствий безработицы путем трудового посредничества и страхования на случай безработицы.

Одним из способов, закрепленным в Рекомендации № 1 минимизации последствий безработицы, являлось страхование на случай потери работы.

Документ указывал на необходимость создания систем страхования или выплат субсидий. Указанные нормативные правовые акты установили важный принцип, заключающийся в том, что представители работников и нанимателей стали принимать участие в деятельности контор трудового посредничества.

В Европе с начала века был разработан принцип муниципальной помощи в устройстве безработных, где при посредничестве государства появились первые биржи труда – конторы трудового посредничества.

19 августа 1917 г. в Российской империи был принят первый государственный закон «О биржах труда». Биржи труда открывались в городах с населением более 50 тыс. чел. Данные биржи вели статистику и систематизацию сведений о рынке труда, также вели регистрацию спроса и предложения рабочей силы, оказывали посреднические услуги по найму.

После революции Советским правительством был обнародован новый закон «О биржах труда» от 31 января 1918 г.

Отличительными чертами нового закона от предыдущего были следующие положения:

– биржи труда переходили в ведение профсоюзов;

– биржи труда учреждались в городах с числом жителей не менее 20 тыс. чел.;

– управление передавалось комитетам, в которых большинство принадлежало представителям рабочих.

В это время в Советской России на II Всероссийском съезде комиссаров и страховых касс в мае 1918 г. было принято решение о введении экономических санкций в отношении граждан, отказавшихся от направления на работу (так называемых «отказников»), в связи с большим спросом на рабочую силу. «Отказников» лишали права на получение пособия. Интересно, что подобная практика сохраняется и сегодня. Так, в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации»[3] гражданин, отказавшийся от двух вариантов подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости, в целях поиска подходящей работы, не может быть признан безработным, а выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае отказа от двух вариантов подходящей работы в период безработицы (абз. 3 п. 3 ст. 3; абз. 1 п. 3. ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).


Принятый в декабре 1918 г. советский Кодекс законов о труде (КЗоТ)[4] впервые закрепил право на труд. Кодексом была установлена обязанность трудиться и введена трудовая повинность для всех граждан Советской Республики в возрасте от 16 до 50 лет. Также было сформулировано понятие «безработный», которым считался трудящийся, зарегистрированный в местных отделах распределения рабочей силы, не имевший работы по своей специальности.

Государственными органами был предусмотрен учет всех работающих по найму, введена необходимость предварительной регистрации трудящихся граждан, которым предстояло увольнение (аналог современного мониторинга высвобождения работников из организаций).

Новый КЗоТ 1922 г. установил нормы и условия труда, государственные гарантии, возможности отстаивать свои интересы путем трудовых споров, вплоть до забастовки, отменил трудовую повинность.

Весной 1930 г. было объявлено о полной ликвидации в СССР безработицы. Биржи труда были преобразованы в управления кадров. Основной задачей этих организаций было переброска и перераспределение рабочей силы на объекты народного хозяйства важные предприятия и стройки.

В 1934 г. Конференция МОТ приняла Конвенцию № 44[5] и Рекомендацию № 44 о безработице[6], которые более подробно осветили вопрос страхования на случай безработицы. Оба документа закрепили положения о принятии системы страхования. Конвенция № 44 определила категории трудящихся, имевших право на социальную помощь, уточнила условия, необходимые для получения прав на пособие, а также определила причины, по которым можно было его лишиться.

В 1944 г. МОТ было принято два очень важных на тот момент документа – Рекомендация № 71 «О занятости (в переходный период от войны к миру)»[7] и Рекомендация № 72 «О службе найма»[8]. В первом документе ставилась цель разрешить проблемы, связанные с конверсией экономики, участием в ней демобилизованных из армии и вернувшихся из плена солдат и офицеров. Одновременно свое дальнейшее развитие получили программы общественных работ, организованные при прямом или косвенном участии служб занятости.

19 апреля 1991 г. был принят Закон РФ № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации», что ознаменовало возрождение системы государственного регулирования занятости населения в Российской Федерации, в этом же году была создана Федеральная служба по труду и занятости населения.


В указанном Законе были закреплены:

–правовые основы государственной политики содействия занятости населения;

–экономические основы государственной политики содействия занятости населения;

–организационные основы государственной политики содействия занятости населения;

– гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы;

–гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами;

–социальные гарантии и компенсации безработным и т. п.

В августе 1996 г. на основе трех социальных ведомств (Министерство социальной защиты РФ, Министерство труда РФ, Федеральная служба занятости) было создано Министерство труда и социального развития РФ.

На протяжении многих лет название и организационная структура данного федерального органа исполнительной власти неоднократно менялось. Так, в 2004 г. путем присоединения к Министерству труда и социального развития РФ Министерства здравоохранения РФ было образовано Министерство здравоохранения и социального развития РФ, однако уже к 2012 г. Министерство здравоохранения и социального развития РФ Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636[9] вновь было разделено.

Несмотря на все перипетии, возникавшие на пути становления данного государственного органа, оставались неизменными его основные функции, а именно правовое регулирование в следующих областях:

– уровень жизни и доходы населения;

– труд;

– условия и охрана труда;

– занятость населения и безработица;

– трудовая миграция;

– социальное партнерство и трудовые отношения[10].

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.

Роструд находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.