Файл: Понятие и условия назначения пособия по безработице.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Пособие по безработице как гарантия для безработных граждан

1.1 Понятие безработного и порядок признание гражданина безработным

1.2 Понятие пособия по безработице

2 Размер пособия по безработице и сроки выплаты

2.1 Порядок определения размера пособия по безработице

2.2 Условия и сроки выплаты пособия по безработице

2.3 Сокращение размера и приостановление пособия по безработице

2.4 Прекращение выплаты пособия по безработице

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

4. Рекомендация № 1 Международной организации труда «О Безработице» (Принята в г. Вашингтоне 29.10.1919 – 27.01.1920 на Генеральной конференции МОТ)// доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18).

6. Рекомендация №71 Международной организации труда «Об урегулировании вопросов занятости в период перехода от войны к миру» (Вместе с «Общими принципами» и «Методами применения») (Принята в г. Филадельфии 12.05.1944 на 26–ой сессии Генеральной конференции МОТ // доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18).

7. Рекомендация №72 Международной организации труда «О Службе занятости» (Принята г. Филадельфии 12.05.1944 на 26–ой сессии Генеральной конференции МОТ) // доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18) (Дата обращения 15.03.18).

На основании данных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в последующем органы службы занятости направляют заявление о незаконном получении пособия по безработице в ОВД Министерства внутренних дел.

ОВД Министерства внутренних дел, проведя проверку по факту незаконного получения пособия по безработице, усматривая признаки состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 159 Уголовного кодекса РФ, выносят постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и прекращении уголовного преследования. Основанием для отказа в возбуждении уголовного дела является тот факт, что с момента совершения преступления в большинстве случаев прошло более 2 лет, предусмотренных пунктом «а» части 1 статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации[34].

В целях возврата незаконно полученного пособия по безработице, а в некоторых случаях и других социальных выплат (например, выплаты на организацию предпринимательской деятельности, выдаваемой органами службы занятости населения безработным гражданам), органы службы занятости обращаются в судебные органы с исковыми заявлениями о возврате незаконно полученного пособия по безработице.

Вместе с тем необходимо отметить, что значительная часть незаконно полученных пособий по безработице возвращается в досудебном порядке. Как правило, незаконно полученные пособия по безработице возвращаются в досудебном порядке при незначительных суммах.

В последнее время нередки случаи отказа органам службы занятости населения в удовлетворении требований о взыскании незаконно полученного пособия по безработице в судебном порядке. В качестве оснований для отказа в удовлетворении требований о взыскании незаконно полученных пособий по безработице суды указывают на истечение срока исковой давности, предусмотренного статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации[35].

В данных случаях суды исчисляли срок исковой давности с момента незаконного получения пособия по безработице ответчиком, мотивируя это тем, что органы службы занятости в соответствии с Правилами регистрации безработных граждан имеют право проверять подлинность представленных документов. Вместе с тем необходимо отметить, что согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с этой статьей, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.


Следовательно, для определения момента начала течения срока исковой давности необходимо одновременно наличие двух обстоятельств: лицо знает или должно было знать о нарушении своего права, и лицо должно знать об ответчике, чтобы иметь возможность предъявить свое требование.

Таким образом, органы службы занятости населения узнают о нарушении своего права от органов Пенсионного фонда РФ, а о надлежащем ответчике от органов Министерства внутренних дел.

В этой связи можно сделать вывод о том, что начало течения срока исковой давности начинается либо с момента сообщения Пенсионным фондом РФ о наложении периодов получения пособия по безработице и трудовой деятельности, либо с момента вынесения постановления органами Министерства внутренних дел.

Относительно предоставленного Правилами регистрации безработных граждан права на проверку подлинности представленных документов необходимо отметить, что указанными Правилами регистрации безработных граждан предусмотрено, что органы службы занятости имеют право направлять запросы с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными.

Очевидна необходимость направления органами службы занятости населения запросов в органы Пенсионного фонда на предмет наличия отчислений на конкретного гражданина с целью выявления сокрытия данных о своей занятости. Необходимо отметить, что информация о страховом стаже и страховых взносах, исчисляемых и уплачиваемых организациями в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, содержит их персональные данные.

Согласно статье 7 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152–ФЗ «О персональных данных»[36] операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Такая же позиция отражена в Апелляционном определении Московского городского суда от 16 февраля 2015 года по делу № 33–4722/2015[37], в определении Московского городского суда от 05.05.2015 № 4г/1–4075[38], Апелляционном определении Ульяновского областного суда от 08 октября 2013 года №33–3645/2013[39] и др. Согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденному Приказом Минтруда России от 29 июня 2012 №10н, определяющему порядок действий при предоставлении государственной услуги, не предусмотрена обязанность органов службы занятости осуществлять проверку достоверности сведений, а равно не установлена процедура и механизм такой проверки[40].


Относительно периодов незаконного получения пособия по безработице необходимо отметить, что совершение гражданином действий, направленных на незаконное получение пособия по безработице (трудоустройство), является основанием для лишения данного гражданина статуса безработного и прекращения выплаты пособия по безработице с момента такого трудоустройства. Основанием для последующего решения о назначении пособия по безработице является соблюдение Правил регистрации безработных граждан. При этом весь период получения пособия по безработице признается незаконным, и не имеет значения факт прекращения гражданином трудовых отношений в последующем, при условии, что в момент признания данного гражданина в качестве безработного и назначения пособия по безработице гражданин являлся занятым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система социальной защиты представляет собой сложный многофункциональный институт, обеспечивающий поддержание жизнеспособности, целостности и эффективности функционирования социума. Целью и концептуальным содержанием современной системы социальной защиты выступает реализация права каждого человека на всю совокупность социальных прав, на достойную жизни и самореализацию. Эффективность системы социальной защиты достигается за счет создания комплексной системы, включающей в том числе и выплаты пособия по безработице отдельным категориям граждан, признанным в соответствие с законодательством Российской Федерации безработными.

Безработными в Российской Федерации признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Как объект социальной защиты, безработные граждане имеют особый статус, определенный конституционным правом. Стоит отметить, что социально–правовой статус безработного определяет не только его положение в обществе, но и наделяет определенным набором прав и обязанностей, ответственностью за выполнение этих обязанностей, социальными гарантиями и компенсациями. ФЗ «О занятости населения в РФ» является основой механизма в области социально–правовой защиты экономически активного населения. Данный закон содержит нормы, предъявляемые к безработным, определяет комплекс социальных гарантий и компенсаций, установленных государством.

Действующая система социальных гарантий по безработице находится в постоянном развитии. С одной стороны, это объясняется сравнительно недавним существованием законодательства о занятости в Российской Федерации, с другой стороны, это обусловлено нынешней экономической ситуацией, как на внутреннем, так и на международном уровне.


Исходя из анализа правового регулирования в зарубежных странах, можно выделить несколько рекомендаций для введения в российскую практику. К ним относятся:

1. вычисление размера пособия с учетом некоторых обстоятельств, позволяющие повысить размер пособия по безработице, например, в случае воспитания несовершеннолетних детей;

2. переход на процентное (50–60%) исчисление размера пособия от среднего заработка за последние 3 месяца.

Необходимо совершенствование правового регулирования в области труда безработных, поиск золотой середины, которая позволит поддержать гражданина на период поиска и трудоустройства, но при этом стимулирующая на работу, а не на пожизненное иждивение у государства.

Таким образом, в настоящее время система выплат социальных пособий по безработице нуждается в дальнейшем совершенствовании.

На основании изложенного автором предложены направления совершенствования российского законодательства в сфере социальной защиты населения:

На основе анализа Конвенций и Рекомендаций МОТ предлагается авторское определение понятия безработного, закрепленного на международном уровне.  В отличие от понятия безработного, закрепленного на международном уровне, российское законодательство в качестве безработных не рассматривает: частично безработных; работающих неполное рабочее время; работающих, но временно не получающих заработную плату, вследствие чего указанные лица лишаются права на государственные гарантии защиты от безработицы. Полагаем, что Россия как государство – член МОТ, согласно Уставу МОТ даже при не ратификации указанных Конвенций должна следовать международным стандартам в сфере труда и занятости, защиты от безработицы. Поэтому автором предлагается соответствующее международным стандартам определение понятия безработного для применения его в российском законодательстве. 

Предлагается внести соответствующие изменения в ст. 2 и в п. 3 ст. 3 Закона о занятости.

На основе анализа формальных условий правосубьектности безработного, закрепленных в ст.3 Закона о занятости, делается вывод, что максимальный возраст для признания лица безработным не установлен.

Проведенное в работе исследование института безработицы, а также формирования механизма выплат пособий по безработице с учетом российских особенностей позволило сформулировать авторское определение российского безработного.

Российский безработный – это трудоспособное лицо, не имеющее работы, ищущее ее впервые или потерявшее работу добровольно или вынужденно, полностью или частично, краткосрочно, длительно или сезонно, учтенное (официально зарегистрированное в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного или фактически безработное) или скрытое от учета, не имеющее заработка, ищущее работу и готовое к ней приступить.


Обосновывается необходимость: установления минимального размера пособия по безработице на уровне минимального размера оплаты труда, а максимального – на уровне прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации; ежегодной индексации и увеличения размера пособия по безработице на нетрудоспособных иждивенцев; выплаты пособия по беременности и родам в максимальном размере пособия по безработице безработной женщине, уволенной по основаниям, указанным в ст. 6 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 №81-ФЗ, предлагается внести соответствующее изменение в ч. 2 ст. 8 указанного закона.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно – правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // доступ из справочно–поисковой системы Консультант +.

2. Конвенция Международной Организации Труда №2 о безработице (Вашингтон, 29.10.1919)// доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18).

3. Конвенция № 44 Международной организации труда «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам» (Заключена в г. Женеве 23.06.1934) (с изм. от 21.06.1988)// доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18)

4. Рекомендация № 1 Международной организации труда «О Безработице» (Принята в г. Вашингтоне 29.10.1919 – 27.01.1920 на Генеральной конференции МОТ)// доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18).

5. Рекомендация № 44о страховании на случай безработицыи о различных видах оказания помощи безработным (Женева, 23 июня 1934 г.) принята на 18 сессии Генеральной КонференцииМеждународной Организации Труда// доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18).

6. Рекомендация №71 Международной организации труда «Об урегулировании вопросов занятости в период перехода от войны к миру» (Вместе с «Общими принципами» и «Методами применения») (Принята в г. Филадельфии 12.05.1944 на 26–ой сессии Генеральной конференции МОТ // доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18).

7. Рекомендация №72 Международной организации труда «О Службе занятости» (Принята г. Филадельфии 12.05.1944 на 26–ой сессии Генеральной конференции МОТ) // доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18) (Дата обращения 15.03.18).