Файл: Понятие и условия назначения пособия по безработице.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Пособие по безработице как гарантия для безработных граждан

1.1 Понятие безработного и порядок признание гражданина безработным

1.2 Понятие пособия по безработице

2 Размер пособия по безработице и сроки выплаты

2.1 Порядок определения размера пособия по безработице

2.2 Условия и сроки выплаты пособия по безработице

2.3 Сокращение размера и приостановление пособия по безработице

2.4 Прекращение выплаты пособия по безработице

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

4. Рекомендация № 1 Международной организации труда «О Безработице» (Принята в г. Вашингтоне 29.10.1919 – 27.01.1920 на Генеральной конференции МОТ)// доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18).

6. Рекомендация №71 Международной организации труда «Об урегулировании вопросов занятости в период перехода от войны к миру» (Вместе с «Общими принципами» и «Методами применения») (Принята в г. Филадельфии 12.05.1944 на 26–ой сессии Генеральной конференции МОТ // доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18).

7. Рекомендация №72 Международной организации труда «О Службе занятости» (Принята г. Филадельфии 12.05.1944 на 26–ой сессии Генеральной конференции МОТ) // доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18) (Дата обращения 15.03.18).

Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями[11].

В своей деятельности Роструд решает следующие задачи:

– сбор и анализ информации о спросе и предложении на местном рынке труда;

– профессиональная ориентация населения;

– назначение и выплата пособий по безработице;

– организация профессиональной переподготовки населения;

– оказание услуг в сфере поиска подходящей работы и подходящий кадров.

Таким образом, можно сделать вывод, что Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) показала свою эффективность в распределении и использовании человеческих ресурсов. В сложный период перехода России от плановой к рыночной экономике она помогла миллионам граждан найти работу и получить новую профессию.

Сегодня Роструд оказывает государственные услуги социально незащищенным категориям граждан в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

Правовое регулирование социально–правовой защиты незанятого экономически активного населения в России осуществляется на основе четко определенной системы – совокупности средств (нормативно–правовые, экономические, организационно–технические, социально–психологические) и рычагов, осуществляющих поддержку и помощь нуждающимся. Для обеспечения защиты безработных в полном объеме, государство должно определить социальные гарантии, механизмы их реализации и функции предоставления социальной поддержки[12].

При этом необходимо учесть, что составной частью правовой системы Российской Федерации (РФ) являются общепризнанные стандарты и принципы международного права, содержащие в себе характер регулирования проблемы занятости населения. Следует отметить, что политика государства по проблеме социально–правовой защиты в целом направлена на[13]:

–обеспечение и защиту конституционных прав безработных;

–регламентирование основных стандартов и форм социально–правовой защиты безработных;


–разграничение и делегирование полномочий между органами государственной власти;

–правовое регулирование отношений между юридическими и физическими лицами с четким определением полномочий, прав и обязанностей.

Политика занятости РФ имеет большое значение для развития экономических и рыночных отношений и целиком направлена на снижение числа безработных и их поддержание.

Безработные граждане являются экономически активной категорией населения, которые обладают правовым статусом, включающим в себя права и обязанности, ответственность за исполнение или неисполнение обязанностей, социальные гарантии и компенсации с целью реализации представленных прав.

Следующие категории граждан не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных[14]:

–не достигшие 16–летнего возраста (не трудоспособные граждане);

–получающие трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно, либо, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

–отказавшиеся от предложенных двух вариантов подходящей работы;

–не явившиеся без уважительных причин в органы Службы занятости населения (далее – СЗН) для перерегистрации в качестве безработных;

–не имеющие профессии (специальности) и ранее не работавшие, отказывающиеся от профессионального обучения;

–не явившиеся в службу занятости населения, для принятия решения о признании их безработными;

–получившие или отбывающие наказание в местах заключения;

–предоставившие документы, содержащие ложную информацию.

На основании Административных регламентов[15], регулирующих механизм оказания содействия и помощи в трудоустройстве, закона о занятости, а также нормативно–правовых актах в сфере занятости социально–правовой статус безработного гарантирует ему право на:

–содействие в поиске подходящей работы;

–выбор места работы, в том числе возможность трудоустройства в другой местности;

–бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов СЗН;

–участие в оплачиваемых общественных работах;

–получение содействия в организации своего дела;

–социальную поддержку.

Важным элементом в государственной политике занятости является определение статуса безработного.

Статус безработного помещает человека в поле действия государственной политики в отношении безработных граждан, с вытекающими отсюда последствиями (выплата пособия, помощь в поиске работы, обучение новой профессии и т.д.). Лицам, имеющим статус безработного, предоставляются дополнительные возможности, гарантии, и, главное – им выплачивается пособие по безработице. В разных странах определение статуса безработного имеет определённые различия.


Согласно закону Российской Федерации, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Данное определение закреплено в части 1 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» (закон о занятости). Согласно части 2 той же статьи, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней, со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации – паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Регистрация гражданина в качестве безработного отнесена к юридическим фактам, с которым законодатель связывает возникновение правоотношений по его социальной поддержке. Аналогичный вывод сделан и в письме Министерства труда России от 15.12.2015 № 16–1/В–814 «О признании безработным лица, признанного беженцем на территории Российской Федерации»[16].

По данным ведомства, в декабре 2017 года в качестве безработных классифицировались 3,9 млн человек или 5,1% рабочей силы. В этом году число нетрудоустроенных граждан России будет сокращено до 5% и составит 3,8 млн. человек[17].

На сегодняшний день в органах службы занятости как безработные числятся 747 тысяч человек. Им выплачивают ежемесячное пособие, которое составляет от 1950 до 14664 тысяч рублей для граждан предпенсионного возраста. На конец 2018 года насчитывалось 4,1 миллиона человек с правовым статусом «безработный», что составляет 5,4% от работающего населения[18]. В динамике, процент безработного населения снижается с каждым годом.

После присвоения статуса безработного, государство гарантирует безработным:


– Выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

– Выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

– Возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Официально зарегистрированный безработный гражданин наделен значимым количеством прав, а вот его обязанности нигде четко не определены. Хотя если все правовые источники рассмотреть в общей совокупности, то можно выделить две основные обязанности безработного гражданина:

– дисциплинированность (соблюдение установленных законом обязанностей и правил),

– добросовестность (предоставление достоверной информации и сведений). В каждой стране существует ряд особенностей присвоения статуса безработного и вытекающих из этого последствий. (см. Приложение А)

Дополнительные льготы представляются безработным в Германии, во Франции, в США представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Дополнительные льготы безработным в зарубежных странах

Государство

Дополнительные льготы

США

Помощь безработным не ограничивается денежной компенсацией. На 18–й месяц американец, получающий пособие по безработице, имеет право воспользоваться медицинской страховкой. Это возможно, если в период трудоустройства работодатель производил отчисления в ФСС. Пока человек получает пособие по безработице, он может претендовать на льготное питание школьника, некоторые продукты питания и налоговые вычеты на каждого из детей.

Франция

Центр занятости может также профинансировать профессиональную подготовку, необходимую для устройства на работу. Если в PoleEmploi безработного направят на обучение или переквалификацию, он может в течение этого периода воспользоваться пособием Allocationd’aideauretour à l’emploiformation (AREF). Помощь от Poleemploi предназначена для покрытия всех или части транспортных расходов, понесенных в связи с поиском работы, возобновлением работы, обучением вдали от дома. Для этого нужно быть зарегистрированным в списке лиц, ищущих работу, по крайней мере 6 месяцев (непрерывно). Сумма помощи – €1200 максимум.

Продолжение таблицы 1

Германия

Wohngelg – полезное жилищное пособие, позволяющее частично или полностью покрыть расходы на оплату арендованного жилья и коммунальных услуг. Чтобы получить Wohngeld, нужно подать заявление в то местное ведомство, в районе которого вы проживаете. Существует 2 вида материальной поддержки: для собственного жилья (AntragaufLastenzuschuss) и для съемного (AntragaufMietzuschuss). Перед тем, как отправиться в ведомство, заполните бланк заявления, предварительно выбрав город проживания. Пособие назначают сроком на год, отсчет ведется с месяца, в котором было подано заявление. После истечения этого периода можно подавать заявление на продление периода выплат жилищного пособия.


Проанализировав и изучив правовой статус безработного в России и за рубежом, можно сделать вывод, что права и обязанности, а также процедура присвоения статуса безработного различна, в связи с особенностями правового регулирования внутри государства.

Также различны вытекающие гарантии безработного: размеры пособия по безработице, поддержка государства, профессиональное обучение и другие нематериальные условия.

Когда гражданина снимают с учёта в ЦЗН и лишают статуса безработного, он теряет возможность:

–получать пособие,

–пользоваться помощью биржи труда при трудоустройстве.

Если гражданина считает, что его сняли с учёта незаконно, то он может обжаловать это решение в суде.

Исковое заявление подаётся в суд по:

– месторасположению ближайшего ЦЗН,

– по месту вашей регистрации.

Причины, по которым гражданина могут снять с учета как безработного – признание «работающим» человеком, т.е. занятым; нарушение лицом процедур взаимодействия со службой занятости при подборе для него работы, некоторые виновные действия со стороны лица, а также назначение пенсии. Законодательством установлено, что возможно снятие с регистрационного учета в качестве безработного по решению органа службы занятости в следующих случаях:

1. Признание занятым (по законодательству РФ);

2. Направление органом службы занятости лица на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку с выплатой стипендии;

3. Не явка без уважительных причин в службу занятости в течение 10 дней со дня регистрации для получения предложений о подходящей работе;

4. Не явка на протяжении долгого времени (более 1 месяца) в учреждение службы занятости без уважительных причин;

5. Переезд в другую местность;

6. Если службой занятости будет установлено сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, в которых заведомо содержалась ложная информация;

7. Предоставление иных недостоверных сведений, в результате чего лицо было признано безработным;

8. Назначение наказания в виде лишения свободы;

9. Если по пенсионному законодательству РФ была назначена пенсия по старости (по возрасту) либо за выслугу лет.

В нашей стране несовершенство законодательства в сфере гарантий поддержки безработных граждан приводит к отказу граждан от регистрации в качестве безработных.

Указанный факт подтверждается статистическими исследованиями по методикам Международной организации труда (далее также – МОТ).