Файл: Понятие и условия назначения пособия по безработице.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Пособие по безработице как гарантия для безработных граждан

1.1 Понятие безработного и порядок признание гражданина безработным

1.2 Понятие пособия по безработице

2 Размер пособия по безработице и сроки выплаты

2.1 Порядок определения размера пособия по безработице

2.2 Условия и сроки выплаты пособия по безработице

2.3 Сокращение размера и приостановление пособия по безработице

2.4 Прекращение выплаты пособия по безработице

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

4. Рекомендация № 1 Международной организации труда «О Безработице» (Принята в г. Вашингтоне 29.10.1919 – 27.01.1920 на Генеральной конференции МОТ)// доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18).

6. Рекомендация №71 Международной организации труда «Об урегулировании вопросов занятости в период перехода от войны к миру» (Вместе с «Общими принципами» и «Методами применения») (Принята в г. Филадельфии 12.05.1944 на 26–ой сессии Генеральной конференции МОТ // доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18).

7. Рекомендация №72 Международной организации труда «О Службе занятости» (Принята г. Филадельфии 12.05.1944 на 26–ой сессии Генеральной конференции МОТ) // доступ из справочно-поисковой системы Консультант +. (Дата обращения: 15.03.18) (Дата обращения 15.03.18).

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики на январь 2019 года в Российской Федерации численность рабочей силы составила 76,1 млн.человек или 52% от общей численности населения страны, в т.ч. 4,3 млн.человек[19] не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией МОТ они классифицируются как безработные). При этом была зафиксирована негативная динамика данных показателей. Так, численность занятого населения в январе 2019г. уменьшилась по сравнению c декабрем 2018г. на 1126 тыс.человек, а численность безработных увеличилась на 185 тыс.человек[20].

Проведя анализ аналогичных периодов 2016–2018 года в России можно отметить положительную динамику в области занятости населения. Однако нестабильность на рынке труда в 2019 году все еще сохраняется. Несмотря на положительные результаты, полученные в рамках, принятой в 2014 году Государственной программы «Содействие занятости населения»[21], система гарантий социальной поддержки безработных граждан не соответствует общественной потребности.

Указанную гипотезу подтверждают данные Росстата о превышении в 4,8 раза количества безработных[22] (определенных по методикам МОТ) над численностью безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. Также подтверждением данного вывода является, наблюдаемая динамика снижения количества лиц, желающих получить государственную поддержку и обращающихся в службы занятости населения.

.В настоящее время для совершенствования системы государственной поддержки безработных граждан утверждена приоритетная программа «Повышение производительности труда и поддержка занятости»[23].

Согласно паспорту документа к числу рисков реализации отнесены «рост безработицы, вследствие несоответствия опыта и квалификации работников, участвующих в мероприятиях по повышению эффективности занятости, имеющимся на рынке труда вакансиям, несбалансированности роста числа работников, участвующих в мероприятиях по повышению эффективности занятости, в результате повышения производительности труда на предприятиях соответствующего региона и дефицита свободных вакансий»[24], а также «проблемы с поиском работы у работников, участвующих в мероприятиях по повышению эффективности занятости, рост безработицы, вследствие неготовности образовательными организациями вовремя обеспечить повышение квалификации, переобучение, а также недостаточность вакансий на рынке труда»[25].


Данные риски, хотя и являются существенными, но все же имеют второстепенное значение перед риском отказа безработных граждан участвовать в государственной системе повышения квалификации.

Таким образом, наличие данного риска, обусловлено не совершенством нормативно–правового регулирования системы стипендиального обеспечения безработных граждан в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.

1.2 Понятие пособия по безработице

Конституция РФ содержит в двух статьях положения, касающиеся безработицы. Причем в этих статьях урегулированы два различных аспекта безработицы.

С одной стороны, защита от безработицы является составной частью прав человека в сфере труда (ч.3 ст.37 Конституции).

С другой стороны, гарантия социального обеспечения в случае безработице – это часть урегулированного в ч.1 ст. 39 Конституции права на социальное обеспечение[26]. Защита от безработицы в широком смысле охватывает также меры социальной поддержки безработным[27].

Согласно части 1 статьи 28 закона о занятости к гарантиям социальной поддержки безработных относится:

– выплата пособия по безработице;

– выплата стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;

– возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Согласно правовой конструкции нормы права, указанный перечень является исчерпывающим. При этом, из трех гарантий, указанных в законе, только выплата стипендий можно отнести к мерам, стимулирующим развитие безработного гражданина и побуждающим к поиску работы, тогда как другие следует отнести к мерам временной социально поддержки граждан.

Пособие по безработице обладает теми же признаками, что и иные виды пособий, при этом имеет существенное отличие. Что касается общих признаков, то пособие, прежде всего, представляет собой денежную выплату.

Указанная денежная выплата представляет собой один из видов пособий по социальному обеспечению.

Эта выплата гарантирована государством. Гарантированность проявляется в том, что право на пособие регулируется законодательством, и немедленно, полно реализуется при наступлении определенных обстоятельств. Если же требования законодательства не исполняются, то право на пособие реализуют в принудительном порядке. Если у работника есть право на пособие, то он может защищать свое нарушенное право при не выплате пособия, либо в административном, либо в судебном порядке.


Как и любое пособие, пособие по безработице является временной помощью.

Со всеми остальными пособиями, пособие по безработице объединяется еще одним признаком – целевым назначением, поскольку цель пособия – полностью или частично компенсировать временно утраченный заработок.

По своей видовой принадлежности с учетом сроков выплат пособие по безработице следует отнести к периодическим пособиям, т.е. выплачиваемым в течение определенного периода.

По источникам выплат рассматриваемое пособие относится к тем, что выплачиваются за счет средств бюджета.

У пособия по безработице есть и иные особенности, главная из которых, выражается в том, кто является адресатом этого пособия. Речь идет о гражданах, которые признаны в установленном порядке безработными.

Для того, чтобы претендовать на выплату пособия, гражданам РФ необходимо соблюдение ряда условий:

– Со дня увольнения прошло не больше 12 месяцев.

– В наличии должна быть справка о средней заработной плате за последние три месяца работы (величина средней зарплаты будет определять размер пособия по безработице).

– За год до момента увольнения работник должен был проработать не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (то есть не менее полугода), о чем должна быть запись в трудовой книжке соискателя.

– Причиной увольнения сотрудника с прошлого места работы не должно быть нарушение трудовой дисциплины.

– Работник не должен был быть отчислен с курсов обучения, куда он был направлен сотрудником Центра занятости.

Только в случае соблюдения всех правил будет выплачиваться субсидия на бирже труда. После увольнения с послед­него места работы необходимо оформить регистрацию в качестве безработного на бирже труда не позднее двухнедельного срока. Следом, собрав все документы, со­искателю нужно будет через некоторое время прийти на биржу труда, чтобы ознакомиться со всеми возможными ва­кансиями и, возможно, найти для себя что–то наиболее подходящее.

2 Размер пособия по безработице и сроки выплаты

2.1 Порядок определения размера пособия по безработице

Величина пособия по безработице рассчитывается на основе среднемесячного заработка, которой работник получал на последнем месте своей трудовой деятельности. В качестве расчетного периода берется срок в три месяца (№1032–ФЗ). Стоит отметить, что аналогичным образом рассчитывается и размер стипендий, которые получают граждане во время прохождения ими занятий по повышению квалификации и переобучению.


Однако данный порядок действует только в отношении лиц, которые имели официальную работу в течение последнего года продолжительностью не менее 26 недель при полном рабочем дне. Если они трудились на условиях неполного трудового дня, то специалистам ЦЗН необходимо будет пересчитать 26 недель на полное рабочее время.

Если у сотрудника нет необходимого стажа на предыдущем месте работы, он трудоустраивается впервые или желает восстановить деятельность после длительного перерыва (более года), а также в ряде иных случаев, то им будет начислена минимальная величина пособия.

Работодатель, и, в частности, его отдел кадров, не вправе отказать бывшему сотруднику в предоставлении справки о его зарплате (ст. 3 №1032–ФЗ). Как правило, процесс получения им документа выглядит следующим образом:

  1. Бывший работник организации пишет заявление на имя руководителя компании о представлении ему справки о зарплате за последние три месяца его деятельности в рамках этого предприятия;
  2. В течение трех дней специалисты отдела кадров организации оформляют ему этот документ на основании сведений из бухгалтерии за соответствующий период времени (ст. 62 ТК РФ[28]).

Справка о среднем уровне зарплаты соискателя в расчете за три последних месяца его работы – это основной документ, который он обязан представить в центр занятости населения для получения статуса безработного и права на ежемесячное пособие.

Стоит отметить, что средний размер зарплаты имеет значение только в том случае, если работник уволился по собственному желанию, в связи с сокращением штата или по инициативе работодателя, но без вины сотрудника. Если же трудовой договор с последним был расторгнут в связи с совершением виновных действий, то такому безработному назначается минимальный размер пособия (в 2017 году – 850 рублей).

В настоящее время в России отсутствует унифицированная форма справки о среднемесячной зарплате работника. Тем не менее, региональные центры занятости разрабатывают свои локальные формы, которые представляются соискателям для подачи в отдел кадров прежнего работодателя.

Как уже упоминалось ранее – при расчете пособия рассматриваются 3 последних месяца выполнения работником его функциональных обязанностей в рамках данной организации. При этом соблюдаются такие условия:

  1. За основу расчета берутся именно календарные месяцы (так удобнее оценить размер месячного оклада);
  2. Расчетный период обозначается в разрезе – с 1–го по 1–е число;
  3. Из трехмесячного срока исключаются отрезки времени, когда работник получал зарплату в размере среднемесячного заработка (временная нетрудоспособность, беременность и роды, простои по вине компании, забастовки, отлучение от работы для ухода за детьми или инвалидами, отгулы и т.п.).

В ходе расчета среднего заработка ключевым вопросом выступает учет всех выплат работнику, которые ему предоставляет организация. В их число могут быть включены:

  1. Непосредственно зарплата в ее традиционном понимании за отработанное время (повременная) или объем выполненных работ (сдельная), тарифные ставки и расценки которой отражены во внутренних документах организации;
  2. Комиссионное вознаграждение по результатам выполненной работы в форме процента от объема выполненных работ или предоставленных услуг;
  3. Вознаграждение в денежной форме, которое выплачивается, лицам, состоящим на государственных должностях;
  4. Гонорары или авторские вознаграждения, которые представляются сотрудникам средств массовой информации, организаций культуры и искусства и т.п.;
  5. Оплата часов преподавательской работы в вузах, средних специальных учебных заведениях, которые выступают превышением годовой учебной нагрузки;
  6. Разница между окладом работника на предыдущем месте деятельности и его текущего более низкого оклада, при условии, что фактически ему выплачивается прежняя зарплата (такая практика используется организациями, которые сокращают свои масштабы деятельности, но пытаются сохранить контингент сотрудников);
  7. Зарплата, рассчитанная по окончании года, размер которой зависит от формы оплаты труда (как правило, это тринадцатая зарплата);
  8. Разного рода надбавки к основной повременной или сдельной зарплате (за чин, выслугу лет, мастерство, квалификацию, звание, руководящую должность, доступ к государственной тайне, ученую степень и т.п.);
  9. Выплаты за особые условия осуществления трудовой деятельности (районный коэффициенты, которые устанавливаются для климатически суровых регионов, вредные и опасные производства, работу в ночное время суток, выходные и праздники, а также сверх установленной в законодательном порядке нормы);
  10. Премии и иные виды вознаграждений, которые работники получают в течение года;
  11. Другие виды платежей, которые сопряжены с вознаграждением работника за его работу в организации.

Если речь идет о ежемесячных или квартальных вознаграждениях, то они так или иначе включаются в базу оценки величины среднемесячного заработка. Выплаты, которые выплачиваются один раз по итогам года подлежат расчету следующим образом (п. 5, Постановление Правительства РФ №915):

–берется информация о ежегодных платежах за предыдущий год;

–сумма выплат делится на 12 и включается в итоговую сумму на общих основаниях.