Файл: Проблемы диагностики и управления организационной культуры.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Организационная культура как фактор успешного развития предприятия
1.2 Влияние организационной культуры на эффективность деятельности организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «Строй +»
2.1 Краткая характеристика ООО «Строй +»
2.2 Содержание организационной культуры ООО «Строй +»
2.3 Анализ эффективности методов формирования и развития организационной культуры ООО «Строй +»
2.4 Рекомендации по поддержанию и совершенствованию организационной культуры ООО «Строй +»
- ᅟТрадицию ᅟотмечать ᅟДень ᅟРождения компании.
- ᅟНаличие ᅟуниформы (ᅟделового ᅟстиля одежды).
- ᅟПроведение ᅟмероприятий по ᅟсовместному отдыху, в частности: ᅟюбилеи работников, ᅟвыезды на природу.
- ᅟОбщественные ᅟсвязи со ᅟсредствами ᅟмассовой информации.
- Закреплёᅟнные ᅟписьменно ᅟправила поведения.
- ᅟСлабые стороны:
- ᅟЛегенд и ᅟмифов о компании.
- ᅟКонкурсов ᅟпрофессионального мастерства.
- ᅟСимволики предприятия, ᅟвыпуска ᅟразличной ᅟпродукции с ᅟэтой символикой: ручек, ᅟкалендарей ᅟбольших и ᅟмалых форматов, папок, ᅟбланков и др.
ᅟТакже мы предположили, ᅟчто ᅟкультура компании, ᅟсогласно ᅟтипологии С. Ханди, ᅟсоответствует «ᅟкультуре власти». ᅟИсходя из ᅟслабых и ᅟсильных сторон, а ᅟтакже ᅟтипа ᅟорганизационной ᅟкультуры компании, ᅟпредлагаются ᅟнекоторые ᅟконкретные ᅟмероприятия и ᅟметоды по ᅟсовершенствованию ᅟорганизационной культуры:
- ᅟОрганизация ᅟконкурсов ᅟпрофессионального ᅟмастерства ᅟсреди ᅟработников компании, ᅟустановление ᅟособого ᅟритуала ᅟпоощрения ᅟлучших по профессии, ᅟвозможно ᅟопределение ᅟчеловека ᅟгода компании. ᅟГлавное ᅟздесь - ᅟсистема ᅟпубличного поощрения, ᅟлучше с ᅟприглашением ᅟчленов семьи.
- ᅟУстановление ᅟльгот и ᅟпоощрений ᅟдля сотрудников, ᅟпроработавших в ᅟкомпании определёᅟнное ᅟчисло лет.
- ᅟШирокое ᅟвнедрение ᅟорганизационной символики. ᅟОпыт ᅟлучших ᅟорганизаций показывает, ᅟчто ᅟширокое ᅟвнедрение ᅟорганизационной ᅟсимволики (в ᅟупаковке ᅟготовой продукции, в ᅟрекламных материалах, в ᅟоформлении предприятия, ᅟрабочей одежде, ᅟсувенирной продукции) ᅟположительно ᅟотражается на ᅟотношении ᅟперсонала к компании, ᅟповышает ᅟприверженность ᅟработников ᅟсвоей ᅟорганизации и ᅟчувство ᅟгордости за ᅟсвою организацию.
- ᅟПоддержка ᅟсотрудников в ᅟформировании их ᅟстраховых и ᅟпенсионных фондов.
- Заявления, призывы, ᅟдекларации руководства. ᅟНельзя забывать, ᅟчто ᅟдля ᅟзакрепления ᅟжелательных ᅟтрудовых ᅟценностей и ᅟобразцов ᅟповедения ᅟбольшое ᅟзначение ᅟимеет ᅟобращение не ᅟтолько к разуму, но и к эмоциям, к ᅟлучшим ᅟчувствам работников: «Мы ᅟдолжны ᅟстать первыми!», «ᅟВысочайшее ᅟкачество - ᅟэто ᅟзалог ᅟнашей ᅟпобеды ᅟнад конкурентами», «В ᅟнашей ᅟорганизации ᅟработают ᅟлучшие специалисты!», «ᅟЭтот ᅟгод ᅟстанет ᅟпереломным ᅟдля ᅟнашей компании».
- ᅟСистема стимулирования. ᅟПринципы ᅟпостроения ᅟсистемы ᅟстимулирования и ее ᅟосновная ᅟнаправленность ᅟдолжны ᅟподдерживать ᅟименно то поведение, ᅟименно то ᅟотношение к делу, те ᅟнормы ᅟповедения и ᅟрабочие результаты, в ᅟкоторых ᅟнаходит ᅟнаиболее ᅟполное ᅟвыражение ᅟсодержание и ᅟосновная ᅟнаправленность ᅟкультивируемой и ᅟподдерживаемой ᅟруководством ᅟорганизационной культуры.
Понятно, ᅟчто ᅟэто ᅟусловное перечисление, ᅟпоскольку ᅟвозможны и ᅟдругие мероприятия. Главное, ᅟчтобы ᅟвсе ᅟони ᅟбыли ᅟнаправлены на ᅟформирование ᅟуважения к компании, с ᅟкоторой ᅟсвязана ᅟжизнь ᅟкаждого сотрудника, ᅟискреннего ᅟжелания ᅟработать в ᅟней ᅟдолго и плодотворно.
ᅟТакже ᅟхотелось бы ᅟотметить рекомендации, ᅟданные ᅟВиханским О.С и ᅟНаумовым А.И. в ᅟсвоем ᅟучебнике по менеджменту. ᅟОни ᅟмогут ᅟпомочь ᅟменеджерам ᅟповысить ᅟэффективность ᅟуправления ᅟкультурой в организации. Это:
ᅟОбращайте ᅟособое ᅟвнимание на нематериальные, ᅟвнешне не ᅟвоспринимаемые ᅟаспекты ᅟорганизационного окружения. ᅟГлубоко ᅟукоренившиеся в ᅟлюдях ᅟпредположения и ᅟценностные ᅟориентации ᅟмогут ᅟтребовать ᅟдлительных и ᅟтрудных ᅟизменений в ᅟсистеме и ᅟструктуре управления. ᅟКультура - ᅟэто ᅟтот путь, ᅟкоторый ᅟпомогает ᅟпонять ᅟорганизационное «Зазеркалье».
ᅟСкептически ᅟотноситесь к предложениям, ᅟпризывающим к ᅟбыстрой ᅟтрансплантации ᅟили ᅟтрансформации культур.
ᅟСтарайтесь ᅟпонять ᅟзначимость ᅟважных ᅟорганизационных ᅟсимволов (ᅟназвание компании, логотип, лозунги).
ᅟПрислушивайтесь к историям, ᅟрассказываемым в организации, анализируйте, ᅟкто их ᅟгерои и ᅟчто ᅟэти ᅟистории ᅟотражают в ᅟкультуре организации.
ᅟПериодически ᅟвводите ᅟорганизационные ᅟобряды ᅟдля ᅟпередачи с их ᅟпомощью ᅟбазовых ᅟидеалов и ᅟусиления культуры.
ᅟПроводите в ᅟжизнь ᅟабстрактные ᅟидеалы ᅟнепосредственным ᅟпрямым ᅟобразом в ᅟсвоей ᅟповседневной деятельности. От ᅟменеджера ᅟтребуется ᅟпонимание того, ᅟкаких ᅟидеалов он ᅟдолжен ᅟпридерживаться и ᅟкакими ᅟдействиями ᅟследует ᅟпередать ᅟэти ᅟидеалы ᅟвниз по ᅟуровням организации.
ᅟУправляя культурой, ᅟследует ᅟиметь в виду, ᅟчто ᅟона ᅟможет ᅟслужить ᅟсвоего ᅟрода «клеем», ᅟскрепляющим ᅟчасти организации. ᅟВместе с ᅟтем ᅟнеобходимо помнить, ᅟчто ᅟесли ᅟчасти плохие, то ᅟдаже ᅟлучший в ᅟмире «клей» не ᅟсделает ᅟцелое ᅟдостаточно крепким. ᅟУнификация ᅟценностей и ᅟежедневная ᅟработа ᅟменеджеров по их «внедрению» в ᅟжизнь ᅟмогут ᅟпривести ᅟорганизацию к успеху.
ᅟТаким образом, мы ᅟпредложили ᅟрекомендации по ᅟусовершенствованию ᅟорганизационной ᅟкультуры ᅟкомпании «ᅟСтрой +». Очевидно, ᅟчто ᅟуправление ᅟорганизационной ᅟкультурой не ᅟявляется ᅟпростым делом. ᅟЦенностные ᅟориентации ᅟдолжны ᅟбыть не ᅟтолько заявлены, но и ᅟстать ᅟнеотъемлемой ᅟчастью ᅟвнутренней ᅟжизни ᅟвысшего ᅟруководства и ᅟпередаваться на ᅟнижние ᅟуровни ᅟорганизации во ᅟвсех ᅟсвоих деталях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ᅟрезультате ᅟпроведенного исследования, ᅟможно ᅟсделать ᅟследующие выводы.
ᅟЛюбая ᅟорганизация ᅟсоздается ᅟдля ᅟдостижения каких-ᅟлибо ᅟконкретных целей. От того, ᅟнасколько ᅟорганизация ᅟуспешно ᅟсправляется с ᅟрешением ᅟотдельных ᅟзадач ᅟдля ᅟреализации ᅟпоставленных целей, ᅟзависит ее ᅟорганизационная эффективность. ᅟВлияние ᅟорганизационной ᅟкультуры на ᅟэффективность ᅟорганизации огромно, ᅟтак ᅟкак ᅟименно ᅟона ᅟявляется ᅟмеханизмом ᅟприведения в ᅟсоответствие ᅟинтересов ᅟчленов ᅟгруппы и организации. В ᅟуспешно ᅟработающих ᅟорганизациях ᅟсуществует ᅟсобственная культура, ᅟкоторая ᅟприводит их к ᅟдостижению ᅟположительных результатов.
ᅟОрганизационная ᅟкультура ᅟпозволяет ᅟотличать ᅟодну ᅟорганизацию от другой, ᅟсоздает ᅟатмосферу ᅟидентифицированности ᅟдля ᅟчленов организации, ᅟгенерирует ᅟприверженность ᅟцелям организации; ᅟукрепляет ᅟсоциальную стабильность; ᅟслужит ᅟконтролирующим механизмом, ᅟкоторый ᅟнаправляет и ᅟформирует ᅟотношения и ᅟповедение работников.
ᅟЦелью ᅟнашего ᅟисследования ᅟявилась ᅟразработка ᅟрекомендаций по ᅟусовершенствованию ᅟорганизационной ᅟкультуры ᅟООО «ᅟСтрой +». В ᅟходе ᅟвыполнения ᅟкурсовой ᅟработы ᅟдля ᅟдостижения ᅟуказанной ᅟцели ᅟбыли ᅟрешены ᅟвсе ᅟпоставленные задачи.
ᅟАнализ литературы, ᅟизложенной в ᅟпервой ᅟглаве ᅟнашей работы, показал, ᅟчто в ᅟзарубежной и в ᅟотечественной ᅟнауках ᅟнакоплен ᅟвесомый ᅟтеоретический и ᅟпрактический ᅟопыт ᅟуправленческой ᅟдеятельности в ᅟобласти ᅟорганизационной культуры. ᅟНами ᅟбыли ᅟрассмотрены ᅟсодержание ᅟорганизационной культуры, факторы, ᅟвлияющие на ее особенности, ᅟметоды ее ᅟформирования и развития, а ᅟтакже ее ᅟвлияние на ᅟорганизационную ᅟэффективность организации.
Во ᅟвторой ᅟчасти ᅟкурсовой ᅟработы мы ᅟпредставили ᅟобщую ᅟхарактеристику ᅟкомпании «ᅟСтрой +». ᅟПри ᅟпомощи ᅟрезультатов анкетирования, ᅟповеденного ᅟменеджером компании, ᅟбыла ᅟизучена ᅟорганизационная ᅟкультура компании, ᅟбыли ᅟвыявлены ее ᅟсильные и ᅟслабые стороны. Мы ᅟпришли к выводу, ᅟчто ᅟкомпания ᅟобладает ᅟдостаточно ᅟсильной ᅟорганизационной культурой. ᅟРуководство ᅟкомпании ᅟставит ᅟперед ᅟсобой ᅟзадачу ᅟподдержания и ᅟразвития ᅟсвоей ᅟкультуры и ᅟиспользует ᅟдля ᅟрешения ᅟданной ᅟзадачи ᅟгруппу методов, ᅟявляющихся ᅟдейственными и эффективными.
В ᅟтретьей ᅟчасти ᅟкурсовой ᅟработы мы ᅟпредложили ᅟрекомендации по ᅟусовершенствованию ᅟорганизационной ᅟкультуры ᅟкомпании «ᅟСтрой +».
ᅟТаким образом, в ᅟрезультате ᅟпроведенного ᅟисследования ᅟбыла ᅟдостигнута ᅟего ᅟцель и ᅟрешены ᅟвсе ᅟпоставленные задачи.
ᅟСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- ᅟДжакус Э. ᅟКультура предприятия [ᅟЭлектронный ресурс] - ᅟРежим ᅟдоступа - https://elibrary.ru (ᅟдата ᅟобращения 15.04.2019).
- ᅟИванова Т. Б., Журавлёва Е. А. ᅟКорпоративная ᅟкультура и ᅟэффективность предприятия: моногр. - М. РУДН, 2016. - 152 с.
- ᅟКамерон К., ᅟКуинн Р. ᅟДиагностика и ᅟразвитие ᅟорганизационной культуры. - СПб.: Питер, 2015. - 320 с.
- ᅟКибанов А. Я., ᅟМитрофанова Е. А., ᅟЭсаулова И. А. ᅟЭкономика ᅟуправления персоналом: ᅟучебник ᅟдля вузов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 489 с.
- ᅟМакарченко М. А., ᅟПодоляко А. В., ᅟДворакова З. ᅟВлияние ᅟорганизационной ᅟкультуры на ᅟэффективность ᅟпроизводства // Науч. журн. ᅟНИУ ИТМО. Сер. «ᅟЭкономика и ᅟэкологический менеджмент». - 2014. - № 1. - С. 4-8.
- ᅟМарченко Н.В. ᅟОценка ᅟэффективности ᅟмероприятий по ᅟсовершенствованию ᅟсистемы ᅟуправления ᅟперсоналом // Вестн. СГУПС. - 2016. - № 4. - С. 47-54.
- ᅟОрганизационная ᅟкультура: ᅟучебное ᅟпособие / О. Е. Стеклова. - У.: УлГТУ, 2014. - 110 с.
- ᅟПолянская А. А., ᅟХолопова Л. А. ᅟОрганизационная ᅟкультура ᅟкак ᅟфактор ᅟуспешного ᅟразвития ᅟорганизации // Концепт. - 2014. - № 9. - С. 16-20.
- ᅟПолищук Е.В. ᅟВлияние ᅟкорпоративной ᅟкультуры на ᅟповышение ᅟэффективности ᅟдеятельности ᅟпредприятия // ᅟМолодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 185.
- ᅟРамперсад Х., ᅟГоршенин В., ᅟКороленко А. ᅟПуть к ᅟдостижению эффективности, ᅟгармоничного ᅟразвития ᅟличности и ᅟорганизации [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://elibrary.ru (дата обращения: 15.04.2019).
- ᅟСоломанидина Т. О. ᅟОрганизационная ᅟкультура компании. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 624 с.
- ᅟСтоляренко А. В., ᅟПодколзина М. В. ᅟОрганизационная ᅟкультура ᅟкак ᅟмеханизм ᅟповышения ᅟэффективности ᅟдеятельности ᅟпредприятия // Научно-ᅟметодический ᅟэлектронный ᅟжурнал «Концепт». - 2017. - № 1. - С. 122-128.
- ᅟШейн Э. ᅟОрганизационная ᅟкультура и лидерство. - СПб.: Питер, 2016. - 336 с.
- Шеметов П. В., Чередникова Л. Е., Петухова С. В. Менеджмент: учеб. пособие. - М.: Омега- Л, 2016. -407 с.
- Шольц К. Организационная культура между иллюзией и реальностью [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://elibrary.ru (дата обращения 15.04.2019).
- Элдридж Д., Кромби А. Организационная культура [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://elibrary.ru (дата обращения 15.04.2019).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета.
1. Насколько ясно Вы представляете себе цели своей организации?
а) представляю ясно
б) в принципе
в) смутно
г) не представляю
2. Откуда Вы получили информацию о целях организации?
а) из беседы с руководителем
б) из документов
в) из бесед с коллегами
г) нет информации
д) из других источников _____________________________________
3. Насколько ясно Вы представляете себе структуру организации?
а) представляю ясно
б) в принципе
в) смутно
г) не представляю
4. Проходили ли Вы испытательный срок в начале работы на данном предприятии?
а) да
б) нет
5. Помог ли вам испытательный срок лучше освоится на рабочем месте?
а) да
б) нет
6. Есть ли в вашей организации чёткий ритуал приёма новых сотрудников (вручение в день приёма на работу буклета с необходимой информацией, пропуска, справочных телефонов; организация адаптации новичков к условиям работы, включая закрепление наставников; обучение новичков)?
а) да
б) нет
7. Согласны ли Вы с тем, что в каждой фирме должна быть своя организационная культура?
а) да
б) нет
в) не знаю
8. Для Вас организационная культура - это:
а) совместный отдых с руководством
б) социальная помощь в фирме
в) наличие знаков Вашей фирмы
г) комплекс традиций и обрядов
д) другое _____________________
9.Существует ли в вашей организации закрепленные письменно правила поведения, этикет?
а) да
б) Нет
в) не знаю
10. Слагаются ли какие-либо легенды о деятельности вашей организации, о её основателях?
а) да
б) дет
11. Есть ли у вас в организации какие-либо обряды по поводу окончания обучения, стажировки (торжественное вручение дипломов)?
а) да
б) нет
12. Есть ли у вас в организации какие-либо обряды по поводу увольнения с работы, понижения в должности (объявление на доске)?
а) да
б) нет
13. Есть ли у вас традиция отмечать День рождения организации?
а) да
б) нет
14. Ведётся ли у вас летопись основных событий, дел?
а) да
б) нет
15. Организуются ли у вас конкурсы профессионального мастерства среди работников, установлен ли особый ритуал поощрения лучших по профессии?
а) да
б) нет
16. Существует ли у Вас в организации традиция отмечать Дни рождения сотрудников?
а) да
б) нет
17. Есть ли у вашей организации определённая символика?
а) да
б) нет
18. Проводятся ли мероприятия по совместному отдыху?
а) да
б) нет
в) не знаю