Файл: Проблемы диагностики и управления организационной культуры.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Организационная культура как фактор успешного развития предприятия
1.2 Влияние организационной культуры на эффективность деятельности организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «Строй +»
2.1 Краткая характеристика ООО «Строй +»
2.2 Содержание организационной культуры ООО «Строй +»
2.3 Анализ эффективности методов формирования и развития организационной культуры ООО «Строй +»
2.4 Рекомендации по поддержанию и совершенствованию организационной культуры ООО «Строй +»
ᅟОтсутствие ᅟвнимания ᅟруководства ᅟпредприятия к ᅟразвитию ᅟсубкультур ᅟпревращает ᅟобозначенные ᅟразличия в ᅟпротиворечия и ᅟоткрытые конфликты, которые, ᅟкак известно, ᅟпрепятствуют ᅟэффективной ᅟработе и ᅟдостижению ᅟпоставленных ᅟцелей предприятия.
ᅟДля ᅟэффективного ᅟуправления ᅟпредприятием ᅟкаждый ᅟруководитель ᅟдолжен ᅟчетко представлять, ᅟкакие ᅟсубкультуры ᅟсуществуют в организации, ᅟоценивать влияние, ᅟкоторые ᅟони ᅟмогут ᅟоказать на ᅟдостижение ᅟорганизационных целей, а ᅟтакже ᅟуправлять ᅟданными субкультурами.
ᅟДля ᅟтого ᅟчтобы ᅟорганизационная ᅟкультура ᅟпредприятия ᅟмогла ᅟподдержать ᅟего ᅟстратегию ᅟразвития и ᅟспособствовала ᅟповышению ᅟэффективности деятельности, ᅟруководству ᅟпредприятия ᅟнеобходимо ᅟсистематически ᅟреализовывать ᅟследующие меры:[13]
- ᅟПроводить ᅟсбор данных, ᅟописывающих ᅟсостояние ᅟобъекта изучения, ᅟпредставляющих ᅟперечень ценностей, целей, задач, ᅟкоторые ᅟсоставляют ᅟоснову ᅟвнутрифирменных и ᅟвнешнефирменных ᅟотношений (по ᅟмнению сотрудников); данных, ᅟхарактеризующих ᅟотношения ᅟпредприятия с клиентами, конкурентами, партнерами, поставщиками, ᅟобществом в целом, и ᅟкачественно ᅟанализировать ᅟвозникшие отношения.
- ᅟПроводить ᅟанализ ᅟсоответствия ᅟдекларируемым ценностям, ᅟцелям и ᅟзадачам предприятия.
- ᅟПроводить ᅟанализ ᅟфактически ᅟреализуемых ценностей, ᅟцелей и задач. ᅟРазработать ᅟмероприятия по ᅟулучшению ᅟтех ᅟэлементов культуры, ᅟкоторые по ᅟрезультатам ᅟпроведенного ᅟанализа ᅟоказались непрогрессивными.
ᅟНеобходимо ᅟтакже ᅟсвоевременно ᅟпровести ᅟмероприятия по ᅟформированию ᅟпрогрессивной культуры, ᅟнаправленной на результат:
- ᅟразработать ᅟсистемы ценностей, ᅟцелей и ᅟзадач ᅟдля ᅟвсех ᅟучастников предприятия;
- ᅟразработать ᅟсистемы поиска, ᅟобслуживания и «удержания» ᅟклиентов предприятия.
ᅟТаким образом, ᅟпри ᅟумелом ᅟиспользовании ᅟорганизационной ᅟкультуры ᅟможно ᅟпривести ᅟпредприятие к успеху, ᅟпроцветанию и стабильности, а ᅟпри ᅟнеумелом ᅟвозможны ᅟпрямо ᅟпротивоположные результаты. Следовательно, ᅟорганизационную ᅟкультуру ᅟнеобходимо изучать, ᅟследить за ее формированием, ᅟсовершенствовать и ᅟрегулировать ее изменения. ᅟКультура ᅟдолжна ᅟстать ᅟорганичной ᅟчастью ᅟвсего предприятия, ᅟбыть ᅟадекватной ᅟсовременным требованиям, ᅟпродиктованным ᅟэкономическим и ᅟтехнологическим развитием, ᅟспецификой ᅟроссийского ᅟзаконодательства и менталитета, а ᅟтакже ᅟспецификой ᅟконкретного предприятия; ᅟона ᅟдолжна ᅟсодействовать ᅟдостижению ᅟпоставленных целей, а следовательно, ᅟповышению ᅟэффективности ᅟдеятельности предприятия.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «Строй +»
2.1 Краткая характеристика ООО «Строй +»
ᅟКомпании «ᅟСтрой +» ᅟявляется ᅟобществом с ᅟограниченной ответственностью. ᅟООО «ᅟСтрой +» ᅟявляется ᅟюридическим ᅟлицом и ᅟдействует на ᅟосновании ᅟУстава и ᅟзаконодательства РФ.
ᅟООО «ᅟСтрой +» - ᅟстроительная компания, ᅟвыполняющая ᅟстроительство ᅟзданий и ᅟсооружений I и II ᅟуровней ᅟответственности в ᅟсоответствии с ᅟГосударственным стандартом, ᅟкапитальный ᅟремонт ᅟжилых и ᅟнежилых зданий, в ᅟтом ᅟчисле с ᅟзаменой ᅟвсех ᅟкоммуникаций и ᅟмногое другое.
На ᅟрынке ремонтно-ᅟстроительных ᅟуслуг ᅟкомпания «ᅟСтрой +» ᅟуспешно ᅟработает ᅟболее 10 лет. За ᅟэто ᅟвремя ᅟкомпанией ᅟбыло ᅟсдано и ᅟвведено в ᅟэксплуатацию ᅟнесколько ᅟдесятков объектов, ᅟкак социального, ᅟтак и ᅟадминистративного назначения.
ᅟМиссия ᅟООО «ᅟСтрой +»: «Мы надеемся, ᅟчто ᅟсотрудничество с ᅟнашей компанией, ᅟпозволит ᅟнашим ᅟклиентам с ᅟминимальными ᅟусилиями и с ᅟмаксимальным ᅟкомфортом ᅟреализовать ᅟсвои желания, и ᅟрезультаты ᅟнашей ᅟработы ᅟпринесут им ᅟтолько ᅟположительные эмоции. ᅟДля ᅟосуществления проектно-ᅟстроительной деятельности, в ᅟнашей ᅟкомпании ᅟимеются ᅟвсе ᅟнеобходимые ᅟлицензии и ᅟнормативная документация.
ᅟСовременная ᅟтехническая ᅟбаза и ᅟвысокий ᅟуровень ᅟпрофессиональной ᅟподготовки ᅟсотрудников ᅟпозволяет ᅟпроводить ᅟвесь ᅟперечень ремонтно-ᅟстроительных ᅟработ ᅟлюбого ᅟуровня сложности. В ᅟработе ᅟиспользуется ᅟширокий ᅟспектр ᅟстроительных и ᅟотделочных материалов, ᅟфурнитуры от ᅟведущих производителей. Но ᅟвне ᅟзависимости от ᅟстоимости ᅟкаждой ᅟконкретной ᅟработы ᅟнеизменным ᅟостается ᅟодин ᅟпоказатель - ᅟвысокое ᅟкачество ᅟвыполненной работы. ᅟЧеткое ᅟпонимание ᅟжеланий клиента, ᅟнацеленность на ᅟконечный ᅟрезультат и ᅟсоблюдение ᅟвсех ᅟстандартов ᅟгарантируют ᅟкачественное ᅟвыполнение заказов.
Организационная структура представлена на рис. 1
Рис. 1 - Организационная структура предприятия ООО «Строй +»
2.2 Содержание организационной культуры ООО «Строй +»
ᅟПервая ᅟчасть ᅟсодержания ᅟэтого ᅟпункта ᅟсоставлено на ᅟоснове интервью, проведёᅟнного ᅟменеджером ᅟкомпании по ᅟвопросам ᅟанкеты (приложение). ᅟРеспондентами ᅟвыступали ᅟработники ᅟразных ᅟуровней ᅟквалификации ᅟкомпании «ᅟСтрой +».
ᅟВсе ᅟопрошенные заявили, ᅟчто ᅟсчитают ᅟорганизационную ᅟкультуру ᅟчрезвычайно ᅟважной ᅟдля ᅟдеятельности ᅟлюбой организации. ᅟПод ᅟорганизационной ᅟкультурой ᅟони ᅟпонимают ᅟкак традиции, ᅟобряды и символику, ᅟтак и ценности, ᅟпринципы и нормы, ᅟсуществующие в организации. ᅟПри ᅟэтом ᅟони не ᅟтолько понимают, но и ᅟпринимают ᅟсложившиеся ᅟценности и ᅟпредставления в организации. ᅟТакже ᅟсреди ᅟположительных ᅟчерт ᅟорганизационной ᅟкультуры ᅟкомпании «ᅟСтрой +» ᅟбыло выделено:
- ᅟРационально ᅟорганизованную ᅟсистему ᅟобучения новичков: ᅟпрохождение ᅟиспытательного срока, ᅟкоторый в ᅟбольшинстве ᅟслучаев ᅟспособствует ᅟлучшей ᅟадаптации на ᅟрабочем месте, ᅟзакрепление ᅟопытных наставников, ᅟкоторые ᅟпомогают ᅟразобраться в ᅟспецифике работы;
- ᅟТрадицию ᅟотмечать ᅟДень ᅟРождения компании;
- ᅟНаличие ᅟуниформы (ᅟделового ᅟстиля одежды);
- ᅟПроведение ᅟмероприятий по ᅟсовместному отдыху, в частности: ᅟюбилеи работников, ᅟвыезды на природу;
- ᅟОбщественные ᅟсвязи со ᅟсредствами ᅟмассовой информации;
- Закреплёᅟнные ᅟписьменно ᅟправила поведения.
ᅟТакже ᅟочень ᅟпримечательным ᅟявился ᅟтот факт, ᅟчто ᅟбольшинство ᅟработников ᅟзнают и ᅟразделяют миссию, цель, ᅟстратегию и ᅟструктуру ᅟсвоей организации. И ᅟданную ᅟинформацию ᅟони ᅟполучили ᅟнепосредственного от руководства.
ᅟКонечно же, ᅟбыли ᅟвыявлены и ᅟнекоторые ᅟнедостатки ᅟдействующей ᅟорганизационной культуры, их ᅟнельзя ᅟназвать ᅟотрицательными сторонами, ᅟпотому ᅟчто ᅟони не ᅟведут ᅟсразу и ᅟпрямо к ᅟснижения ᅟэффективности организации, но в ᅟбудущем ᅟмогут ᅟповлиять на ᅟнее негативно. К ᅟэтим ᅟчертам ᅟотносится отсутствие:
- ᅟЛегенд и ᅟмифов о компании;
- ᅟКонкурсов ᅟпрофессионального мастерства;
- ᅟСимволики предприятия, ᅟвыпуска ᅟразличной ᅟпродукции с ᅟэтой символикой: ручек, ᅟкалендарей ᅟбольших и ᅟмалых форматов, папок, ᅟбланков и др.
ᅟМожно предположить, ᅟчто ᅟкомпания «ᅟСтрой +» ᅟобладает ᅟорганизационной ᅟкультурой ᅟтипа «ᅟкультура ᅟвласти ᅟили ᅟкультура Зевса». ᅟНаше ᅟпредположение ᅟосновано на ᅟсоответствии признаков, ᅟопределяющих ᅟорганизационную ᅟструктуру компании, параметрам, ᅟопределяющим «ᅟкультуру власти»:
ᅟКультура власти» ᅟсвойственна ᅟнебольшой организации, ᅟзависящей от ᅟцентрального ᅟисточника власти. ᅟОсобую ᅟроль в ᅟданной ᅟкультуре ᅟиграет ᅟлидер с ᅟего ᅟличными ᅟкачествами и способностями. ᅟКак правило, ᅟорганизации с ᅟтакого ᅟрода ᅟкультурой ᅟимеют ᅟжесткую ᅟиерархическую структуру. ᅟКонтроль ᅟосуществляется по ᅟрезультатам ᅟвысшим руководством. ᅟДостаточно ᅟчасто ᅟнабор ᅟперсонала и ᅟпродвижение по ᅟступеням ᅟиерархической ᅟлестницы ᅟосуществляются по ᅟкритериям ᅟличной преданности. ᅟОрганизации ᅟданного ᅟтипа ᅟкультуры ᅟбыстро ᅟреагируют на ᅟизменение ситуации, ᅟпринимают ᅟрешения и их исполняют.
ᅟКомпания «ᅟСтрой +» ᅟсравнительно ᅟнебольшая ᅟорганизация (ᅟадминистративный ᅟсостав 20 человек). В ᅟкомпании ᅟособую ᅟроль ᅟиграет ᅟлидер ᅟкомпании - ᅟгенеральный директор. ᅟОрганизационная ᅟструктура ᅟкомпании функциональная. ᅟКонтроль ᅟосуществляется по результатам: ᅟначальники ᅟотделов за ᅟсотрудниками ᅟсвоих отделов, а ᅟгенеральный ᅟдиректор за ᅟначальниками отделов. ᅟКомпания ᅟдостаточно ᅟгибкая к ᅟизменениям ᅟвнешней среды, но ᅟзависит от ᅟрешений из центра.
2.3 Анализ эффективности методов формирования и развития организационной культуры ООО «Строй +»
ᅟКомпания «ᅟСтрой +» ᅟимеет ᅟсложившуюся ᅟорганизационную культуру. ᅟПеред ᅟруководством ᅟорганизации ᅟстоит ᅟзадача ᅟсохранения и ᅟподдержания культуры, а ᅟтакже ᅟзадача ее совершенствования. На ᅟданный момент, ᅟкомпания не ᅟстремится к ᅟрадикальному ᅟизменению ᅟсвоей ᅟорганизационной культуре, та ᅟкак ᅟона ᅟсоответствует ᅟвыбранной ᅟстратегии и ᅟвидению руководства.
На ᅟоснове ᅟизучении ᅟпараметров ᅟкультуры ᅟкомпании «ᅟСтрой +» ᅟможно ᅟговорить о ᅟдостаточно ᅟсильной ᅟорганизационной культуре. ᅟООО «ᅟСтрой +» - компания, в ᅟкоторой ᅟпоощряют ᅟсотрудников за ᅟисполнительность и ᅟдают им ᅟчувство ᅟсоциальной ᅟстабильности и защищенности. ᅟСотрудники ᅟпонимают и ᅟразделяют ценности, ᅟмиссию и ᅟцели компании. ᅟСогласно ᅟтипологии С. Ханди, мы ᅟсделали вывод, ᅟчто ᅟкультура ᅟкомпании ᅟявляется в ᅟбольшей ᅟстепени «ᅟкультурой власти». ᅟРуководство ᅟкомпания ᅟпока не ᅟстремится к ᅟувеличению ᅟсвоего ᅟкадрового ресурса, ᅟпоэтому «ᅟкультура власти» ᅟадекватна и ᅟприемлема ᅟорганизационному ᅟуправлению и ᅟвнешней среде.
В ᅟкомпании ᅟиспользуют ᅟследующие ᅟметоды ᅟдля ᅟподдержания и ᅟразвития ᅟсвоей ᅟорганизационной культуры:
ᅟПоведение ᅟруководителя (ᅟгенеральный ᅟдиректор ᅟявляется ᅟролевой моделью, ᅟпоказывая ᅟпример ᅟтакого ᅟотношения к делу, ᅟтакого поведения, ᅟкоторые ᅟпредполагается ᅟзакрепить и ᅟразвить у подчиненных);
ᅟОбучение ᅟперсонала (ᅟобучение ᅟявляется ᅟважнейшим ᅟинструментом ᅟпропаганды и ᅟзакрепления ᅟжелательного ᅟотношения к делу, к ᅟкомпании и ᅟразъяснения того, ᅟкакое ᅟповедение ᅟкомпания ᅟожидает от ᅟсвоих работников, ᅟкакое ᅟповедение ᅟбудет поощряться, подкрепляться, приветствоваться);
ᅟОрганизационные ритуалы, традиции, ᅟправила и ᅟпорядка (например, ᅟкомпания ᅟпроводит кооперативы, ᅟпраздники и т.п.).
Критерии, ᅟлежащие в ᅟоснове ᅟназначений и ᅟпродвижений по ᅟслужбе (ᅟРуководство ᅟчерез ᅟкритерии ᅟназначения и ᅟпродвижения по ᅟслужбе ᅟобозначает ᅟдля ᅟсотрудников ᅟжелаемое им ᅟповедение и т.п.).
ᅟКритерии ᅟотбора в организацию.
ᅟТаким образом, мы ᅟпредставили ᅟобщую ᅟхарактеристику ᅟкомпании «ᅟСтрой +». ᅟПри ᅟпомощи ᅟрезультатов анкетирования, ᅟповеденного ᅟменеджером компании, ᅟбыла ᅟизучена ᅟорганизационная ᅟкультура компании, ᅟбыли ᅟвыявлены ее ᅟсильные и ᅟслабые стороны. Мы ᅟпришли к выводу, ᅟчто ᅟкомпания ᅟобладает ᅟдостаточно ᅟсильной ᅟорганизационной культурой. ᅟРуководство ᅟкомпании ᅟставит ᅟперед ᅟсобой ᅟзадачу ᅟподдержания и ᅟразвития ᅟсвоей ᅟкультуры и ᅟиспользует ᅟдля ᅟрешения ᅟданной ᅟзадачи ᅟгруппу методов. ᅟДанные ᅟметоды ᅟявляются ᅟдейственными и эффективными.
2.4 Рекомендации по поддержанию и совершенствованию организационной культуры ООО «Строй +»
ᅟРанее мы ᅟрассмотрели ᅟрезультаты ᅟанкетирования ᅟорганизационной ᅟкультуры компании, ᅟпроведенного ᅟменеджером компании. ᅟБыли ᅟвыявлены ᅟсильные и ᅟслабые ᅟстороны ᅟкультуры организации, а именно:
- ᅟСильные стороны:
- ᅟРационально ᅟорганизованную ᅟсистему ᅟобучения новичков: ᅟпрохождение ᅟиспытательного срока, ᅟкоторый в ᅟбольшинстве ᅟслучаев ᅟспособствует ᅟлучшей ᅟадаптации на ᅟрабочем месте, ᅟзакрепление ᅟопытных наставников, ᅟкоторые ᅟпомогают ᅟразобраться в ᅟспецифике работы.