Файл: Особенности кадровой стратегии торговых организаций в условиях кризиса.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты антикризисного управления персоналом организации
1.1 Сущность управления персоналом в кризисной ситуации
1.2 Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
2. Формирование антикризисной политики в управлении персоналом на примере торгового центра «Молния»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Оценка кризисного состояния управления персоналом на примере супермаркета «Молния»
2.3 Рекомендации для улучшения работы предприятия в области антикризисного управления персоналом
Видами деятельности, перечень которых определяется законом, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Организационная структура ООО «МОЛЛ» линейно-функциональная.
Данная структура позволяет компании существенно повысить эффективность работы за счет более тесного взаимодействия сотрудников разных отделов в процессе реализации одного проекта, что положительно сказывается на качестве и сроках исполнения работ.
Преимущества линейно-функциональной организационной структуры:
1) стимулирует деловую и профессиональную специализацию;
2) Уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях;
3)улучшает координацию в функциональных областях.
К недостаткам линейно-функциональной структуры можно отнести отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями, а так же чрезмерное подчинение по иерархии управления, т.е. тенденция к чрезмерной централизации.
Организационная структура ООО «МОЛЛ» представлена на рисунке 2.1.
Департамент информационных технологий:
Директор по информационным технологиям (1)
Техническая служба:
Технический директор (1)
Департамент по управлению имуществом:
Директор по управлению имуществом (1)
Служба бух.учета и налогообложения:
Главный бухгалтер (1)
Служба внутреннего аудита:
Директор по внутреннему аудиту (1)
Юридическая служба:
Руководитель юридической службы (1)
Водитель (3)
Ассистент ген.директора (1)
Заместитель генерального директора (1)
Генеральный директор
Заместитель генерального директора по бухгалтерскому учету и налогообложению (1)
Служба производства:
Директор по производству (1)
Розничная сеть:
Директор по розничным продажам (1)
Распределительный центр:
Директор по логистике (1)
Департамент капитального строительства:
Директор по строительству (1)
Финансовая служба:
Финансовый директор (1)
Служба безопасности:
Директор службы безопасности (1)
Служба маркетинга:
Директор по маркетингу (1)
Служба закупа: Коммерческий директор (1)
Служба персонала:
Директор по персоналу (2)
Служба развития:
Директор по развитию (1)
Водитель персональный (1)
Секретарь-диспетчер (4)
Водитель-курьер (1)
Административное и функциональное подчинение
Административное подчинение
Функциональное подчинение
Рисунок 2.1 – Организационная структура ООО «МОЛЛ» по состоянию на 01.01.2017
Задачи служб следующие:
1) прогнозировать изменения на рынке, в уровне конкуренции, в области технологии, а также изменения других факторов, важных для продуктов, на которых сконцентрированы эти ООО «МОЛЛ»;
2) составлять проект бизнес-плана продуктовой сети ООО «МОЛЛ»;
3) фиксировать отклонения от бизнес-плана в ходе его выполнения, о которых сообщать руководству.
При этом каждая служба предполагает внутреннюю структуру, состоящую из структурных отделов и соответствующую характеру решаемых ею задач.
Высокий уровень специализации в ООО «МОЛЛ» затрудняет комплексное решение проблем, координацию деятельности отделов ввиду узкой сферы ответственности. Формирование эффективного коллектива – одна из самых важных задач системы управления в ООО «МОЛЛ».
Основные показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Основные показатели деятельности ООО «МОЛЛ»
Показатели |
2015 |
2016 |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % |
||
Товарооборот, тыс. руб. |
8165328 |
8875357 |
710029 |
108,7 |
||
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
6134611 |
6771010 |
636399 |
110,4 |
||
Валовая прибыль, тыс. руб. |
2030717 |
2104347 |
73630 |
103,6 |
||
Доходы от аренды, тыс. руб. |
244960 |
443768 |
198808 |
181,2 |
||
Издержки обращения, тыс. руб. |
1633066 |
1863825 |
230759 |
114,1 |
||
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
642611 |
684290 |
41679 |
106,5 |
||
Налог на прибыль, тыс. руб. |
128522 |
136858 |
8336 |
106,5 |
||
Чистая прибыль, тыс. руб. |
514089 |
547432 |
33343 |
106,5 |
||
Рентабельность продаж, в % к товарообороту |
6,296 |
6,168 |
-0,13 |
98,0 |
||
Среднесписочная численность работников, чел. |
2740 |
2757 |
17,00 |
100,6 |
||
Торговая площадь, м2 |
81869 |
81869 |
0,00 |
100,0 |
Таким образом, в 2016 году отмечен рост таких показателей деятельности ООО «МОЛЛ» как: товарооборот – на 8,7%. В целом за 2015 г. оборот розничной торговли увеличился по сравнению с 2014 г. в сопоставимых ценах на 7,0% (в 2016 г. по сравнению с 2015 г. – на 6,4%), в I полугодии 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года прирост составил 7,3%. В 2015-2016 годах наблюдается ориентация населения на покупку товаров в магазинах, по сравнению с рынками.
Себестоимость продаж – на 10,4%, что обусловлено ростом стоимости закупаемой на реализацию продукции и сохранением розничных цен сети «Молния» практически на уровне 2015 года.
Валовая прибыль – на 3,6%, что обусловлено более высокими темпами роста себестоимости продаж, чем выручки от реализации продукции.
Доходы от аренды – на 81,2% за счет выделения под сдачу в аренду части площадей магазинов и роста арендной ставки.
Издержки обращения – на 14,1% за счет роста расходов на оплату труда.
Финансовые результаты – на 6,5% за счет общего роста товарооборота сети магазинов «Молния» в 2016 году.
На уровне ООО «МОЛЛ», в целом как следствие роста себестоимости ООО «МОЛЛ» постоянно совершенствует политику в области контроля издержек, улучшает систему материально-технического обеспечения, вводит и совершенствует программы привлечения и мотивации персонала, постоянно изыскивает пути снижения затрат на аренду, выступая якорным арендатором больших площадей и получая дополнительные доходы от субаренды торговых площадей.
ООО «МОЛЛ» осуществляет свою деятельность в секторе розничной торговли продуктами питания и товарами повседневного спроса. Основным форматом, в котором работают и планируют далее развиваться магазины ООО «МОЛЛ», является продовольственный гипермаркет. Основным фактором, исторически способствующим росту рынка, в прошлом являлось повышение экономической стабильности России и как следствие увеличение доходов населения страны.
Также, ООО «МОЛЛ» проводит активную работу по повышению эффективности своей деятельности, в первую очередь в процессах, затрагивающих систему товародвижения. Активная работа также проводится по модернизации и переоснащению магазинов.
В качестве причин, обосновывающих полученные результаты деятельности, можно указать следующие:
1) на результатах деятельности ООО «МОЛЛ» за 2015-2016 г. г. сказалась, в первую очередь, стабилизация состояния отрасли розничной торговли в целом.
Состояние розничной торговли в 2015 г. и I полугодии 2016 г. характеризовалось следующими основными итогами:
- в целом за 2016 г. оборот розничной торговли увеличился по сравнению с 2015 г. на 7,0% в сопоставимых ценах (в 2015 г. по сравнению с 2014 г. – на 6,4%). В I полугодии 2016 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года прирост составил 7,3% (за аналогичный период 2015 г. – 5,4%);
- динамика продажи пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями характеризуется умеренными темпами роста. Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в 2016 г. увеличился по сравнению с 2015 г. на 3,2%. В I полугодии 2016 г. наблюдалась аналогичная ситуация;
- продолжает наблюдаться тенденция ориентирования населения на покупку товаров в магазинах, вследствие чего при увеличении по сравнению с 2015 г. объемов продажи товаров торгующими организациями (включая индивидуальных предпринимателей вне рынка) на 8,1%, объемы продажи на рынках упали на 0,7% (в 2016 г. по сравнению с 2015 г. - на 7,5% и 0,4% соответственно). В I полугодии 2017 г. тенденция 2016 г. продолжилась, прирост продажи товаров торгующими организациями составил 8,4%, объемы продажи на рынках снизились на 1,5%;
- опережающими темпами развивается сетевая торговля и современные форматы торговли. Так, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. оборот розничной торговли торговых сетей составил 111,3% против 107,0% по общему объему оборота розничной торговли (в I полугодии 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 113,9% и 107,1% соответственно). Доля продажи через сетевые форматы торговли в общем обороте розничной торговли в 2016 г. составила 18,5% против 17,5% в 2015 г. (в I полугодии 2017 г. - 20,1%);
- в 2016 г. прирост цен на товары снизился на 3,9 процентного пункта по сравнению с 2015 г. и составил 5,2%. В 2017 г. снижение темпов роста цен на товары продолжилось;
- импорт потребительских товаров в 2016 г. увеличился по сравнению с 2015 г. на 17,8%, что на 0,7 процентного пункта меньше, чем в 2014 году. В результате доля импорта в объеме ресурсов оборота розничной торговли уменьшилась до 43% против 44% в 2014 году. В I полугодии 2017 г. импорт потребительских товаров увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. на 7,8%;
- финансовое состояние организаций розничной торговли несколько улучшилось. В 2016 г. по сравнению с 2015 г. сальдированный финансовый результат указанных организаций увеличился на 28,9%, то в I полугодии 2017 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года - в 2,0 раза. Доля убыточных организаций в общем числе организаций розничной торговли, в 2016 г. составила 27,1% и возросла по сравнению с 2015 г. на 6,0 процентного пункта, в I полугодии 2017 г. - 23,1% и снизилась на 7,8 процентного пункта.
2) так же на результаты деятельности ООО «МОЛЛ» повлияли факторы операционного характера, и, в частности, завершение большинства процессов, связанных с увеличением эффективности системы товародвижения. Эти техническо-организационные изменения, в совокупности с интегральным переходом на более централизованную модель управления бизнес процессами, в текущем году будут способствовать ускорению темпов роста выручки.
3) следующим фактором является неравномерное распределение доходов населения, что делает формат торговли в формате «экспресс» более доступным для большинства российских граждан, особенно в ситуации стагнации экономики после экономического кризиса, когда наблюдается тенденция оттока покупателей из более дорогих в пользу менее дорогих форматов торговли.
Соотношения форматов магазинов сети показано на рисунке 10.
Рисунок 2.2 – Соотношения форматов магазинов сети ООО «МОЛЛ» в 2016 году
4) кроме того, можно отметить возрастающий рост конкуренции среди торговых сетей схожего формата.
Основными конкурентами ООО «МОЛЛ» на рынке Челябинска являются:
1) гипермаркет «Теорема». Основным отличием от конкурентов является наличие широкой линейки уникальных для рынка продуктов питания: сыры («Кефалатори», «Морбье», «Том де Савуа» и т.д.), выпечка (кондитерские изделия «CottageDelight», печенье ручной работы и т.д.), напитки (соки «hohes C», коктейль Смузиbetrue и т.д.), мясная гастрономия (продукты из мяса диких животных и т.д.) и торты с пирожными;
2) гипермаркет «Ашан». Увеличивать покупательскую способность все большего количества клиентов, предлагая широкий ассортимент качественных товаров по ценам на 10 – 20 % ниже, чем у конкурентов – залог успеха проекта АШАН в России. Начиная с 2003 года компания АШАН в России выпускает продукцию под собственными марками. С этой целью в отделе закупок создано специальное подразделение, сотрудники которого контролируют процесс – от этапа определения потребности покупателя до даты поступления товара в продажу и далее на протяжении всего времени его присутствия в магазинах до 4 раз в год. Основным конкурентным преимуществом компании является наличие товаров собственного производства: макаронные изделия «Дон Густо», консервация «Грядка удачи», молочная продукция «Лакомо», детские товары «Бебилон», безалкогольные напитки «О!» и т.д.;
3) гипермаркет «Наш». На территории торгового зала Гипермаркета (около 7000 м2) предложено более 40 000 наименований товаров по ценам дискаунтера. В Гипермаркете «НАШ» работает собственная фирменная пекарня. Формат дискаунтера, в котором работает Гипермаркет, предполагает минимальную наценку на товары и является основным конкурентным преимуществом;