Файл: Особенности кадровой стратегии торговых организаций в условиях кризиса.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты антикризисного управления персоналом организации
1.1 Сущность управления персоналом в кризисной ситуации
1.2 Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
2. Формирование антикризисной политики в управлении персоналом на примере торгового центра «Молния»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Оценка кризисного состояния управления персоналом на примере супермаркета «Молния»
2.3 Рекомендации для улучшения работы предприятия в области антикризисного управления персоналом
Данная карта составлена на основе разработок И.Ю. Ереминой, представленных в ее докторской диссертации, но с учетом специфики деятельности сотрудников в ООО «Молл» (супермаркет «Молния» ул. Труда) [20]. Оценка потенциала развития, в отличие от методики И.Ю. Ереминой, проводилась не по достаточно сложным математическим формулам, а на основе перевода балльной оценки в критерии:
0-3 балла – низкий потенциал развития (уровень 1)
4-6 баллов – средний потенциал развития (уровень 2)
7-9 баллов – высокий потенциал развития (уровень 3)
10-12 баллов – очень высокий потенциал развития (уровень 4).
Дальнейшая работа по развитию персонала в рамках программы ведется лишь с отнесенными к уровню 3 и 4. Сотрудники с данными карты на уровне 1 и 2 ставятся на контроль и в случае отсутствия динамики в течение 1 месяца исключаются из пула HIPo сотрудников как не обладающие потенциалов дальнейшего роста эффективности деятельности.
Также по сравнению с методикой И.Ю. Ереминой нами был введен свой перечень факторов оценки: квалификация, компетентность, мастерство в профессии, уровень знаний, умения и навыков для продолжения карьеры в компании.
На основе имеющихся эталонной и фактической оценок, их разницы и возможности профессионального роста можно сделать прогноз о респонденте и о целесообразности инвестирования его развития.
Мероприятие №2 «Внедрение системы развития персонала»: корпоративная программа развития персонала в ООО «Молл» (супермаркет «Молния» ул. Труда) (Приложение 10)
Индивидуальная программа развития персонала включает определение необходимых данному конкретному сотруднику направлений подготовки, повышения квалификации в целях управления карьерой и (или) роста эффективности деятельности.
Перед формированием программы на основе индивидуальной карты оценки сотрудника (таблица 2.5) происходит выделение факторов, требующих коррекции. Выделенные факторы оформляются в форме таблицы 2.6:
Таблица 2.5 – Цели подготовки в повышении профессионального уровня сотрудника на примере менеджеров по продажам
Установки в программах обучения |
||
Этапы деятельности |
Цели в обучении |
Фокусировка в обучении |
Квалификация |
Формирование профессиональных умений и навыков |
Курсы повышения квалификации менеджеров по продажам в Moscow Business School по направлениям: 1 Уровень сотрудника 3: «Стратегия продаж» 2 Уровень сотрудника 4: « Управление продажами. Продвинутый курс» |
Компетентность |
Расширение профессиональных границ |
Семинары для повышения квалификации менеджеров по продажам в Moscow Business School по направлениям: 1 Уровень сотрудника 3: «Сложные продажи: техники влияния и убеждения» 2 Уровень сотрудника 4: «Перехват клиента. Борьба за продажи в условиях жесткой конкуренции» |
Мастерство в профессии |
Систематизация знаний, умений и навыков, развитие инновационного потенциала |
Тренинги для менеджеров по продажам в Moscow Business School по направлениям: 1 Уровень сотрудника 3: «Работа с возражениями и переговоры о цене» 2 Уровень сотрудника 4: «Продажи на новом уровне. Увеличение сделок и лояльных клиентов» |
Уровень знаний, умения и навыков для продолжения карьеры в компании |
Достижение личностного авторитета, лидерства в управлении |
Семинары для менеджеров по продажам в Moscow Business School по направлениям (только для уровня сотрудника №4): 1 Планирование и прогнозирование отдела продаж 2 Как увеличить доходы компании. Инструменты стимулирования продаж и сотрудников |
Также в рамках нашей работы были сформированы поправки, конкретизирующие пункты Положения об оплате труда компании.
Мероприятие №3. Совершенствование системы премирования сотрудников.
Итак, ранее нами упоминалось, что для поощрения результатов труда в ходе выполнения трудовых обязанностей работника выплачивается:
- премия по итогам работы за месяц;
- премия по итогам за квартал/год (по решению директора Общества);
- единовременное (разовое) премирование.
Также предлагается расширить данный перечень, включив дополнительно такие виды премирования как:
- ежемесячная премия за стаж работы в компании;
- разовая премия по результатам наставничества в рамках программы адаптации новых сотрудников.
По результатам мозгового штурма руководства компании и автора исследования предлагаются следующие стандарты премирования по каждому виду премий:
Таблица 2.6 – Стандарты премирования сотрудников в ООО «Молл» (супермаркет «Молния» ул. Труда)
Вид премии |
Порядок и условия назначения |
Размер |
Премия по итогам работы за месяц; |
Назначается исходя из процента превышения установленного в компании норматива продаж на текущий месяц. Назначается на основе отчета линейного руководителя по итогам месяца. |
Превышение в 10%: 5% от оплаты труда сотрудника за данный месяц. Дополнительно 0,5% оплаты труда сотрудника за данный месяц за каждый процент свыше 10%, но не более 20% в общей сумме |
Премия по итогам за квартал/год (по решению директора Общества); |
Назначается в случае превышения нормативных показателей по отделу продаж (региональному или общероссийскому направления) в целом на 30% и выше |
Единовременно в размере оклада сотрудника в сумме 10 000 руб. |
Единовременное (разовое) премирование. |
Назначается по условиям пункта 4.8 Положения об оплате труда в компании |
Выплачивается в сумме 5000 руб. |
Ежемесячная премия за стаж работы в компании; |
Назначается после 1 года работы в компании. Выплачивается ежемесячно. |
Стаж 1 год – 0,5% оплаты труда сотрудника за данный месяц Стаж 2 года – 1% оплаты труда сотрудника за данный месяц Стаж 3 года – 1,5% оплаты труда сотрудника за данный месяц Стаж 4 года – 2% оплаты труда сотрудника за данный месяц Стаж 5 лет и выше – 2.5% оплаты труда сотрудника за данный месяц |
Продолжение таблицы 2.6
Разовая премия по результатам наставничества в рамках программы адаптации новых сотрудников. |
При условии успешного прохождения периода адаптации подопечным и утверждением в штате компании в зависимости от уровня продаж сотрудника. |
Соответствует нормативу – 10% оплаты труда наставника за данный месяц Превышает норматив на 5% - 15% оплаты труда наставника за данный месяц |
Дополнительно 1% оплаты труда наставника за данный месяц за каждый процент превышения установленного на месяц наставничества норматива продаж, но не более 50% в общей сумме |
По итогам формирования составляющих программы развития персонала в ООО «Молл» (супермаркет «Молния» ул. Труда) составим организационный план внедрения мероприятий и рассчитаем экономическую эффективность мероприятий.
Рассчитаем затраты на реализацию проекта. Соответствующие затраты составят:
Таблица 2.7 – Расчет суммы единовременных затрат на подготовку и повышение квалификации менеджеров по продажам в ООО «Молл» (супермаркет «Молния» ул. Труда)
Статья затрат |
Цена, тыс. руб. |
Сумма, тыс. руб. |
Курсы повышения квалификации менеджеров по продажам в Moscow Business School по направлениям: 1 Уровень сотрудника 3: «Стратегия продаж» 2 Уровень сотрудника 4: « Управление продажами. Продвинутый курс» |
21,9 54,223 |
153,3 108,446 |
Семинары для повышения квалификации менеджеров по продажам в Moscow Business School по направлениям: |
21,9 21,9 |
153,3 43,8 |
1 Уровень сотрудника 3: «Сложные продажи: техники влияния и убеждения» 2 Уровень сотрудника 4: «Перехват клиента. Борьба за продажи в условиях жесткой конкуренции» |
||
Тренинги для менеджеров по продажам в Moscow Business School по направлениям: 1 Уровень сотрудника 3: «Работа с возражениями и переговоры о цене» |
11,9 21,9 |
83,3 43,8 |
Продолжение таблицы 2.7
2 Уровень сотрудника 4: «Продажи на новом уровне. Увеличение сделок и лояльных клиентов» |
||
Семинары для менеджеров по продажам в Moscow Business School по направлениям (только для уровня сотрудника №4): 1 Планирование и прогнозирование отдела продаж 2 Как увеличить доходы компании. Инструменты стимулирования продаж и сотрудников |
21,9 21,9 |
153,3 43,8 |
Итого: |
– |
783,046 |
В теории финансового анализа принято делать такие затраты на инвестиционные и операционные. Первый вид затрат является единовременным и по сути представляет собой капитальные вложения. В рамках данного проекта таких затрат не предусмотрено, так как разработка программы управления талантами осуществляется автором исследования в рамках повышения квалификации и в соответствии с должностными обязанностями и не влечет дополнительной оплаты со стороны руководства. Тем не менее, в целях оптимизации расчета предположим, что выявленные 9 HIPо сотрудников единовременно направлены на повышение квалификации кадров и т.д., так как данные затраты являются достаточно высокими и по сути проводятся 1 раз в году.
Так как в данной работе мы оценивали конкретную категорию персонала, то для упрощения расчетов приведем данные по менеджерам по продажам. При этом первое мероприятие по оценке персонала не потребует дополнительных затрат и будет проводиться в рамках уже действующей в компании системы оценки. Мероприятия же по развитию персонала и системе премирования потребуют определенных вложений средств компании, представленных ниже.
Для упрощения расчетов предположим, что к уровню 3 относятся 80% HIPо сотрудников из числа менеджеров по продажам или 7 человек, а к уровню 4 относятся 20% HIPо сотрудников из числа менеджеров по продажам или 2 человека.
Таким образом, единовременные затраты составят 783,046 тыс. руб.
Далее нам необходимо рассчитать операционные затраты на реализацию мероприятия – то есть затраты на премирование сотрудников. Для проведения расчетов будем исходить из условия максимальных выплат премий и по всем сотрудникам в целях выделения максимально возможного уровня операционных расходов. Для расчетов примем данные за октябрь 2016 года, когда норматив выработки на 1 менеджера по продажам был принят в размере 10300 тыс. руб. Оклад сотрудника составляет 10 тыс. руб. ФОТ в месяц составляет 30 тыс. руб.
Операционные затраты на реализацию проекта представлены в таблице 2.8:
Таблица 2.8 – Операционные затраты на реализацию проекта
Наименование статьи затрат |
Расчет |
Сумма, тыс. руб. |
Премия по итогам работы за месяц; |
30000*0,2*9*12 |
648 |
Премия по итогам за квартал/год (по решению директора Общества); |
10000*4*9 |
360 |
Единовременное (разовое) премирование. |
5000*9 |
45 |
Ежемесячная премия за стаж работы в компании; |
30000*0,025*9*12 |
81 |
Разовая премия по результатам наставничества в рамках программы адаптации новых сотрудников (исходя из приема 2 сотрудников в месяц) |
30000*1,5*2*12 |
1080 |
Итого: |
– |
2214 |
В качестве доходов примем:
1 Определенный на основе результатов мозгового штурма руководства компании и анализа управленческой практики [20, 26, 27, 37 и др.] рост объемов продаж сотрудников по итогам развития таланта в размере 15%.
2 Обусловленный премированием рост объемов продаж каждого сотрудника на:
20% в месяц (Премия по итогам работы за месяц)
50% на 2 сотрудников в месяц (Разовая премия по результатам наставничества в рамках программы адаптации новых сотрудников).
Премия по итогам за квартал/год (по решению директора Общества) уже заложена в расчете премий за рост продаж в месяц. Единовременное (разовое) премирование не основано на росте продаж. Ежемесячная премия за стаж работы в компании также не основана на росте продаж.
При расчете будем рассматривать норматив продаж в месяц, исходя из предположения, что выявлены HIPo сотрудники с потенциалов, но по результатам программы продажи выросли. Это будет возможный расчетный минимум, что в сочетании установленным ранее максимумом затрат позволит рассчитать окупаемость проекта при самом пессимистическом прогнозе.
Общая сумма составит:
- 10300*0,15*9*12=166860 тыс. руб.
- 10300*0,5*2*12=123600 тыс. руб.
Итого: 290460 тыс. руб. в год.
Потоки денежных средств по периодам представлены в таблице 2.9. В расчет заложим определенный на основе мозгового штурма руководства компании рост показателей на 15% в год.
Таблица 2.9 – Потоки денежных средств по периодам
Период |
2014 |
2015 |
2016 |
Приток (итого поступлений) |
290 460,00 |
334 029,00 |
384 133,35 |
Отток (итого текущих затрат) |
783,05 |
900,50 |
1 035,58 |
Сальдо (приток-оттток) |
289 676,95 |
333 128,50 |
383 097,77 |
Проведенные расчеты показывают, что срок окупаемости проекта составляет менее 1 года. Исходя из анализа экономических показателей, можно сделать вывод, что предлагаемый проект целесообразен для реализации, экономически привлекателен и выгоден. Денежные средства на реализацию проекта относительно не велики, а полученный эффект во много раз превосходит эти затраты.
Заключение
В ходе проведения теоретического и методологического исследования можно сделать следующие выводы.
Управление персоналом в условиях неустойчивого, а порой и кризисного состояния организации представляет собой разностороннюю, тщательно спланированную и продуманную деятельность, опирающуюся на систему научно обоснованных принципов, искусство и здравый смысл предпринимателей и менеджеров.