Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Понятие, принципы и функции управления организацией
1.2 Методы управления организацией
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «КАМЕЛОТ-А»
2.1 Общая характеристика ООО «КАМЕЛОТ-А»
2.2 Исследование методов организации и управления в ООО «КАМЕЛОТ-А»
Мотивация. Полное и правильное выполнение этой функции несет в себе важную роль для развития предприятия и успешной работы коллектива в нем. Мотивация персонала на предприятии. У работников нет стоящей мотивации, если рассматривать пирамиду Маслоу, то в полной мере удовлетворяются только первичные потребности. К ним относятся физиологические потребности – это постоянная заработная плата, которая удовлетворяет потребности в еде и низших желаниях. Потребность в безопасности и защищенности – персонал имеет постоянное место работы, со стабильной заработной платой, социальный пакет, предусмотренный трудовым кодексом РФ [13, с. 866].
Дальнейшие потребности попросту не могут быть удовлетворены на данном предприятии, в виду отсутствия возможности карьерного роста, перемены должности, роста заработной платы, расширении самого предприятия и т.п. Работники занимают существующие должности на предприятии уже не менее 10 лет. Это ведет к неудовлетворению внутренней самореализации работника.
Учет и контроль. Эта функция выделяется как самостоятельная, так и завершающая для всех вышеперечисленных функций, она следит за их четким выполнением и устранением недостатков. Тем же, кто осуществляет этот контроль, является директор. На предприятии ведется строгий бухгалтерский учет и контроль, который выполняет непосредственно бухгалтер и несет за это полную ответственность. В общем бухгалтера можно отделить от основного коллектива, потому что он не находится постоянно на рабочем месте, но при этом играет одну из главных ролей в развитии и существовании предприятия. Отношения коллектива и бухгалтера положительные. Контроль за выполнением персоналом своих прямых обязанностей лежит на плечах зам. директора, который постоянно находится в магазине, в отличие от директора. Функция контроля и учета разделена между работниками, можно сказать, что она выполняется в полной мере.
Еще одной составляющей частью организации и управления предприятием, а также его успешной деятельности являются методы, которые используются для управления на предприятии.
Экономические методы. Основой воздействия этих методов являются экономические отношения и экономические интересы людей. Чтобы реализовать эти методы в полной мере, руководителю необходима экономическая база знаний, что на рассматриваемом предприятии в данный момент невозможно из-за отсутствия у руководителя обширных знаний в экономике. Но, несмотря на это, руководитель пытается применить данные методы на своем предприятии. При использовании экономических рычагов управления таких как заработная плата – есть возможность мотивировать персонал, повысить производительность труда [7, с. 52].
Система премирования не может быть спонтанной и использоваться один раз, она должна быть разработана одна для всех должностей, и учитывать поощрение работника в прямо пропорциональной зависимости к его вкладу. Правильный расчет себестоимости товара дает возможность рассчитать различную наценку на товар, на группы товаров, а не на весь ассортимент. Благодаря использованию экономических рычагов можно уменьшить издержки и затраты, как следствие повысить доход, получаемый от магазина.
Социально-психологические методы. К основным факторам, определяющим ход социальных процессов относятся следующие: демографический фактор –работники магазина это два мужчины (продавец и директор) и четыре женщины (зам. директор, товаровед, бухгалтер и продавец). Мы видим преобладание женщин в коллективе, во главе которых при этом стоит мужчина. Все эти люди – работники в возрасте от 40 до 50 лет. Этническая принадлежность – русские, родившиеся и проживающие в Томске.
Не смотря на занимаемые должности, не все имеют специальное образование. Директор не имеет специального экономического образования, ровно, как и зам. директора. Специальное образование имеют товаровед и бухгалтер, каждый в своей сфере соответственно. Продавцы имеют среднее образование, но при этом обладают обширными знаниями в сфере торговли рыболовными принадлежностями, как теоретическими, так и практическими. Что в данной сфере деятельности цениться намного выше, чем квалификация. Психологический климат в коллективе хороший. Эти люди работают вместе уже примерно 10 лет. Налажены связи не только на рабочем месте, но и вне работы. Часто происходят встречи в не рабочее время, совместные отмечание праздников, выезди на природу, поездки на рыбалку.
Из способов реализации этих методов на нашем предприятии используются следующие: моральное поощрение, как основной способ сказать работнику о правильности его поступков, идей, решений. Далее идет внушение и убеждение. На нашем предприятии руководитель пользуется этими методами одинаково часто и это приносит ожидаемый эффект. Личный пример – этот способ используется довольно редко, но в ситуациях, действительно требующих вмешательства для определенного понимания работниками целей и задач. Моральный климат в коллективе был создан еще очень давно и продолжает поддерживаться как руководителем, так и самими работниками.
Организационно-распорядительные методы. Основой этих методов является непосредственное лидерство руководителя, его статус и непоколебимая власть. Умение руководителя отдавать приказы, а также дисциплина и ответственность внутри предприятия [6, с. 134].
Реализуется эти методы при помощи двух частей организационной и распорядительной. Организационная часть включает в себя регламенты и нормы на предприятии. Сюда относится должностная инструкция для каждой должности отдельно, устав предприятия, правила внутреннего распорядка, этические и моральные нормы, различные положения. Утверждает все инструкции, приказы, положения и т.п. директор – акционер и единственный хозяин предприятия.
Воздействие на основе лидерства. На рассматриваемом нами предприятии роль формального лидера принадлежит директору, а роль неформального лидера закрепилась зам. директором. Директор олицетворяет власть, административные приказы, выговоры, беседы, а также заработную плату, стабильность работы. Зам. директор как неформальный лидер поддерживает доброжелательность, ответственность, взаимопонимание, производительность, климат в коллективе, т.е. создает благоприятную обстановку для работы, мотивирует сотрудников и побуждает их к действиям.
Автоматизированные методы управления. Это техническое обеспечение – наличие на предприятии расчетно-кассовых узлов, персональных компьютеров и прочей орг. техники. Это так же сетевое обеспечение – в нашем случае это два расчетно-кассовых узла, компьютер бухгалтера и директора, связанные одной сетью друг с другом. Это обеспечивает быстроту перехода информации. Далее идет программное обеспечение – единая база данных для всех носителей информации в магазине. Неполное использование автоматизированных методов нельзя назвать недостатком, т.к. размер нашего предприятия попросту не позволяет это сделать.
Программно-целевые методы. Матрица программного управления используется как шаблон, при исполнении задач на предприятии. Например, такой задачей является распределение прав и обязанностей, а также ресурсов для участия в выставке. Общее название для этой матрицы «Участия ООО «КАМЕЛОТ-А» в выставке недвижимости». Мероприятия по подготовке: подача заявки для участия; сбор и подготовка документов для участия; заказ транспортного средства; подготовка документов для транспортировки; обращение в типографию и заказ буклетов, пакетов, флаеров; подготовка товарных групп к выставке; сбор товаров; упаковка товаров; транспортировка товаров; выбор из работников тех, кто примет участие в выставке; составление сметы затрат; выделение средств. В матрице присутствуют графы исполнители, сроки, результат.
Проблемно-ориентированные методы. Пожалуй, это самые актуальные методы управления на предприятии на сегодняшний день. В настоящее время директор магазина пересмотрел политику закупок и работы с поставщиками [6, с. 135].
Директор магазина минимизирует затраты, стареется использовать все возможные ресурсы, чтобы максимизировать прибыль. Примером этого является закупка товара на реализацию, в рассрочку или оплата товара по частям. Директор был вынужден отказаться от некоторых товарных позиций, например, линии элитных удилищ и приманок фирмы Smith, чтобы обеспечить магазин доступными, ходовыми товарами, сделав акцент на которые их всегда можно реализовать.
Далее в таблице 2 представлены недостатки, выявленные при анализе нашего предприятия.
Таблица 2 – Недостатки, выявленные при анализе ООО «КАМЕЛОТ-А»[1]
№ |
Наименование функции управления |
Выявленный недостаток |
1 |
Планирование |
Отсутствие четкого планирования как деятельности предприятия в целом, так и отдельно планирования товарооборота, закупок, покупательской способности. |
2 |
Организация |
Смешивание деловых и личностных отношений и как следствие нарушение связи «руководитель-подчиненный». |
3 |
Мотивация |
Мы видим недостаточную мотивацию для персонала, что мешает не только работе с клиентами, но и внутреннему самоудовлетворению работника. Необходимо разработать систему поощрения работников. |
4 |
Учет и контроль |
Эта функция разделена между бухгалтером, который отвечает за аудит, зам. директором, который следит за персоналом и непосредственно директором, который отвечает за работу предприятия в целом. |
5 |
Экономические методы |
Неумелое использование экономических рычагов управления, что не дает раскрыться потенциалу предприятия целиком. |
6 |
Социально-психологические методы |
Реализуется данный метод частично, что влияет на коллектив положительно, так и отрицательно. Для устранения отрицательного воздействия необходимо четкое разделение межличностных отношений в коллективе. |
7 |
Организационно-распорядительные методы |
Эти методы реализуются руководителем в полной мере. Как рекомендацию для повышения ответственности и трудовой дисциплины можно реорганизовать систему наказаний и поощрений для сотрудников в документарной форме. Например, приказ о введении штрафов за опоздание или распоряжение о премировании сотрудника за вклад в деятельность организации. |
8 |
Воздействие на основе лидерства |
В коллективе имеется и формальный и неформальный лидер. Вместе они обеспечивают плодотворную работу всего коллектива, задавая не только рабочее место, но и приятную атмосферу для выполнения задач. |
9 |
Автоматизированные методы |
Используются частично, но это нельзя назвать недостатком ни руководителя, ни самого предприятия, если не считать его размера, так как такие методы рассчитаны на применение на большом предприятии. |
10 |
Программно-целевые методы |
Используются эти методы в адаптированном варианте на нашем предприятии, потому что изначально рассчитаны на применения на большом предприятии |
11 |
Проблемно-ориентированные методы |
Используются на нашем предприятии полностью, как и в виде оперативного планирования (как один из способов борьбы с кризисом на предприятии и выходом из кризисной ситуации), так и для создания инструкции по организации действий в случае нештатной ситуации, например, такой как пожар. |
Итак, мы рассмотрели все методы и функции, применяемые на нашем предприятии, и оценили их роль и воздействие на него.
2.3. Способы устранения недостатков, выявленных при исследовании методов управления в ООО «КАМЕЛОТ-А»
В предыдущем пункте мы выделили два основных недостатка, это отсутствие планирования, как товарооборота, так и деятельности предприятия в целом и смешение личных и профессиональных отношений.
Мы предлагаем провести мероприятия на предприятии по следующим пунктам:
Планирование товарооборота (по году в целом, по кварталам, по товарным группам). Производить планирование будет зам. директор или сам директор, при имеющейся возможности. Это позволит наглядно увидеть планируемую прибыль и как следствие правильно распорядится ресурсами, как товарными, так и денежными.
Изменение имиджа магазина в глазах потребителя. В этот этап входит обновление торгового зала, а именно покупка нового или возможная перестановка уже имеющегося оборудования и витрин. Изменение внутреннего интерьера магазина, дизайна. Так же сюда входит изменения ассортиментной политики.
Обучение персонала. Мы предлагаем непосредственно директору и зам. директору посетит курсы повышения квалификации, которые позволят переоценить применяемую на предприятии политику работы на рынке в современных условиях. (т.е. помогут руководителю реализовать все свои идеи, для реализации которых не хватало времени, ресурсов и знаний, а также дадут возможность приобрести новые идеи и нововведения и применить их на практике своего магазине).
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ЗА СЧЕТ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
Современные условия рыночной экономики диктуют свои правила, при которых залогом успеха любой организации является регулярное совершенствование управления предприятием. Такое совершенствование должно происходить при учете объективных производственных требований и требований к процессу реализации товаров, сопровождается оно усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции.