Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Понятие, принципы и функции управления организацией
1.2 Методы управления организацией
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «КАМЕЛОТ-А»
2.1 Общая характеристика ООО «КАМЕЛОТ-А»
2.2 Исследование методов организации и управления в ООО «КАМЕЛОТ-А»
1.2 Методы управления организацией
Методы управления на предприятии являются важной основой успешного развития предприятия. Современный аппарат управления имеет в своем арсенале методы руководства: экономические, организационно-распорядительные (административные) и социально-психологические.
Экономические методы управления – это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей. Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена) [3, с. 80].
Экономические интересы делятся на четыре большие группы: интересы государства, интересы отрасли, интересы коллектива (организации), интересы личности. Между этими интересами существуют противоречия. Искусство руководителя – разрешать данные противоречия, находить приемлемые компромиссы.
Возможные экономические рычаги управления: себестоимость (затраты), производительность труда, фондоотдача, цена, заработная плата. Один из важнейших экономических рычагов управления – система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.
Экономико-математические методы – это методы, основанные на поиске экстремумов аналогичных оптимизационных кривых не только для заработной платы, но и для других.
Социально-психологические методы – это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию, основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. Социальные процессы идут на четырёх уровнях: всего общества (государства), коллектива, рабочей группы, индивида (личности) [9, с. 49].
Основные факторы, определяющие ход социальных процессов: демографические факторы, возраст, этническая принадлежность, 4уровень образования и квалификация, размер рабочей группы, психологический климат.
К методам реализации относятся: моральное поощрение, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе.
Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.
Организационно-распорядительные методы. Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.
Ориентированы на такие мотивы поведения как осознанная необходимость человека трудиться в определённой организации, чувство долга.
К числу организационных методов относят: организационное проектирование, регламентирование и нормирование.
При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения. Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных [4, с. 50].
Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.) [4, с. 51].
Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.
Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.
Распорядительные методы реализуются в форме приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды и рекомендации.
В систему этих методов входят:
1. Правовые нормы и акты.
2. Методы организационного воздействия, действующие внутри организации. Распорядительные методы, использующиеся в процессе оперативного управления. Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.
3. Воздействие на основе лидерства. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. Метод управления на основе лидерства в коллективе позволяет быстро решать наиболее срочные задачи и оперативно реагировать в неожиданных ситуациях. Лидерство – это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство в основном строится на отношениях типа «лидер – последователи», а не «начальник – подчиненный». Не всякий менеджер может быть лидером; в коллективе может появиться и неформальный лидер.
4. Автоматизированные методы управления – это методы, в которых используются электронно-вычислительные, телекоммуникационные средства и сети в системе управления организацией, ее связей с внешней средой и реализации основных функций менеджмента: анализа, прогнозирования, планирования, оптимизации и принятия решений, учета, контроля, мониторинга [15, с. 213].
Цели функционирования АСУО:
- минимизация времени на коммуникационные процессы в организации, повышение оперативности управления;
- учет и контроль производственных процессов, что снижает общие издержки;
- обеспечение оптимального планирования, оптимального распределения ресурсов и управление запасами;
- составление расписаний движений ресурсов в организации и т.д. [17, с. 152].
Телекоммуникационную технику и сети используют также в финансовых расчетах, работе с поставщиками, клиентами (бизнес в Интернете, электронные магазины), партнерами.
5. В программно-целевых методах управления используется специальная матрица программно-целевого управления (см. табл. 1).
Таблица 1 – Матрица программно-целевого управления [14, с. 29]
Мероприятия |
Исполнители |
Ресурсы |
Сроки |
Цели |
1. Организационно-экономические 2. Научно-технические 3. Технико-технологические 4. Экологические |
Проблемы:
- необходима координация исполнения программ по срокам, исполнителям и целям;
- необходимо правильное распределение прав, ответственности и ресурсного обеспечения.
Проблемно-ориентированные методы управления используются в сложных нештатных ситуациях (экономические кризисы, потери рынков сбыта, стихийные бедствия, аварии, чрезвычайные ситуации). При этом:
- выделяются сложные критические ситуации – проблемы, которые могут возникнуть в будущем и которые необходимо быстро решить;
- для каждой ситуации разрабатываются возможные сценарии (схемы, алгоритмы) развития событий, делается оптимистический и пессимистический прогнозы;
- разрабатываются сценарии ответных действий на возможные нештатные ситуации; основная цель – минимизация потерь и быстрейшее спасение самого ценного [18, с. 124].
В таких ситуациях основной критический ресурс – это время. Умение оперативно управлять временем в критических ситуациях выходит на первый план. Часто для этой цели проводятся специальные тренировки, сборы, тренинги, которые позволяют скоординировать действия подразделений и руководства в нештатных ситуациях, выявить и проанализировать ошибки в ответных действиях.
В заключении к первой главе можно сказать, что мы рассмотрели теоретическую базу для последующего анализа выбранного предприятия. Мы рассмотрели функции управления, методы управления предприятием. Именно теория и правильное ее понимание, дает нам возможность реализовывать свои идеи и организовывать деятельность на предприятии торговли или любом другом. Без теоретических основ невозможно полноценное, а главное комплексное развитие предприятия.
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «КАМЕЛОТ-А»
2.1 Общая характеристика ООО «КАМЕЛОТ-А»
Компания ООО «КАМЕЛОТ-А» была зарегистрирована 27 июля 2007 года, регистратор – Инспекция Федеральной Налоговой Службы по городу Томску.
Полное официальное наименование – Общество с ограниченной ответственностью «КАМЕЛОТ-А».
Юридический адрес: 634057, г. Томск, пр-т Мира, д. 20.
Телефоны/факсы: +7 (382) 293-59-99, +7 (382) 243-43-21.
Основным видом деятельности является: «Подготовка к продаже, покупка и продажа собственного недвижимого имущества». Организация также зарегистрирована в таких категориях как: «Деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом», «Производство прочих пищевых продуктов, не включенных в другие группировки», «Розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах».
Организационно-правовая форма – общества с ограниченной ответственностью.
Тип собственности – частная собственность.
Внешняя среда предприятия, анализ микросреды.
Поставщики. Основными поставщиками товаров для ООО «КАМЕЛОТ-А» являются оптовые фирмы Санкт-Петербурга и Москвы. Руководство ООО «КАМЕЛОТ-А» работает с поставщиками напрямую, с некоторыми уже много лет. Закупки совершаются по мере реализации товара.
Потребители. В магазине представлены пищевые продукты, напитки, табачные изделия в большом ассортименте, а также продукция производства ООО «КАМЕЛОТ-А».
Посредники. Это торговое предприятие, по сути, и является посредником между оптовой фирмой и потребителем.
У магазина нет постоянного завоза товаров, руководство магазина формирует заказы по мере продажи товаров. Следовательно, нет договоров поставок с транспортными компаниями или какого-либо личного транспорта. Если заказ получается довольно большим, то привоз товара осуществляется транспортом оптовой фирмы. Если заказ получается маленьким, то доставка осуществляется силами самого руководителя.
У ООО «КАМЕЛОТ-А» имеются флаеры, которые они раздают в качестве рекламы на выставках и в самом магазине. Эти флаеры печатаются в типографии «Оперативник». Эта типография предлагает одну из качественных и недорогих видов печати. Так же как элемент рекламы используются фирменные пакеты с логотипом магазина и реквизитами. Они печатаются в компании «Группа М» - типография для мегаполиса.
Перед самым входом в магазин висит яркая вывеска с названием магазина и фирменным логотипом. Изготовленная по заказу компанией Baltic Light, специализирующейся на изготовлении товаров подобного типа.
Других посредников у предприятия нет.
Конкуренты. В центральном районе г. Томска находится приблизительно 10 магазинов подобной направленности, т.е. мы видим конкуренцию на лицо. В системе поиска ООО «КАМЕЛОТ-А» выводится на 4 место.
Контактные аудитории. К ней относятся акционеры, законодатели, представителями городских властей или иная группа, проявляющая реальный или потенциальный интерес к организации; или оказывает влияние на способность организации достигать поставленных целей.
2.2 Исследование методов организации и управления в ООО «КАМЕЛОТ-А»
Функция управления – в нее входят планирование, организация, мотивация и контроль. Рассмотрим каждую из функций подробно.
Планирование. Это одна из важнейших функций, которая закладывает основу успешной деятельности организации. В ООО «КАМЕЛОТ-А» осуществляются различные виды планирования. Инициатором любого плана является директор – хозяин магазина. Именно он выбирает метод планирования и способы реализации плана. При невозможности самому составить какой-либо план, он обращается к специалистам внутри организации или из вне. На предприятии применяется планирование от достигнутого управления.
Организация. На предприятии применяется линейная структура управления, в которой разграничены как полномочия, так и обязанности и различается иерархия служащих – подчинения. Такая структура самая выгодная для данного предприятия, потому что число работников на нем всего 6. Во главе находится директор, далее идет зам. директора. Их полномочия и права можно назвать почти равными, так как они являются мужем и женой. Т.е. мы видим влияние личных отношений на профессиональную сферу деятельности. На одном уровне власти и подчинения находятся товаровед и бухгалтер. Они оба подчиняются и директору и зам. директору. В конце иерархии находятся продавцы.