Файл: Понятия «организационная культура» и «корпоративная культура».pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
1.1 Соотношение понятий «организационная культура» и «корпоративная культура»
1.2 Адаптация персонала как процесс интеграции в корпоративную культуру организации
1.3 Проблемы управления корпоративной культурой
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ «МТС»
2.2 Анализ корпоративной культуры компании
2.3 Исследования реализации сформулированных корпоративных принципов в реальной жизни
Мы придерживаемся мнения о синонимичности понятий «корпоративная культура» и «организационная культура», но при том уточнении, что первое выражает идею сплочения, психологической общности и корпоративной идентичности членов организации сильнее, чем второе. Также, несмотря на отстаиваемое нами сходство данных понятий, считаем, что корпоративная культура обладает более мощным мотивационным потенциалом для развития организации по сравнению с организационной культурой. В связи с чем нам импонирует точка зрения В. В. Разманова [10, с. 41], который выделяет корпоративную культуру включением в неё корпоративного духа, корпоративной философии «общей судьбы» и коллективных начал (хотя и оспариваем дефиницию учёного «коллективное самосознание», так как считаем, что речь может идти только лишь о существовании коллективного сознания). Корпоративный дух является тем объединяющим началом, принизывающим все существование организации и регулирующим все сферы её деятельности. Он является мощным фактором, влияющим на жизнедеятельность организации, от наполнения которого зависит внутренний «рабочий» климат и его проявления во внешней среде. Содержанием корпоративного духа выступает коллективное сознание, вырабатываемое в процессе жизнедеятельности организации и представляющее собой совокупность сформированных в ней ценностей, убеждений, установок, традиций, ритуалов и т. д. Уникальные судьбы людей в организации сплетаются в единую «общую судьбу», и будущность каждого отдельного человека становится зависимой от условий дальнейшего существования организации в целом. Невозможно быть членом организации и быть независимым от неё. Каждый представитель организации ассимилирует характерные её «формату» особенности, являя тем самым пример взаимопроникновения отдельных личностных культур с культурой, а, возможно, и с субкультурами организации.
1.2 Адаптация персонала как процесс интеграции в корпоративную культуру организации
В рамках любой организации, на основе взаимодействия и четких взаимосвязей всех работников, их психологической совместимости, подбор и расстановка персонала является важным элементом роста производительности труда, улучшения использования как материальных, так и трудовых ресурсов. В период адаптации персонала, когда не только оцениваются способности работника согласно его должностным инструкциям, но и происходит правильный отбор и расстановка персонала, позволяющая использовать работника в соответствии уровню его знаний, практическому опыту и квалификации. Сотрудник, попав в новую рабочую атмосферу, вынужден находить ответы на множество вопросов, связанных с выполнением своих должностных инструкций.
К вопросу о влиянии корпоративной культуры на процессы управления персоналом обращались многие исследователи. Важную роль в анализе процессов социальной и профессиональной адаптации сыграли труды отечественных и зарубежных социологов, а также специалистов по общей и социальной психологии. Среди зарубежных авторов следует выделить труды Э. Дюркгейм, У Оучи, Г. Олпорта, Р.К.Мертон, Т. Парсонс, Э. Шейна, А. Файоль, Г. Эмэрсон и других. Среди отечественных авторов необходимо назвать работы: Е. М. Авраамовой, Л. И. Васина, Ю. Вировец, А. Я. Кибанова, С. В. Василенко, В. Кобзевой, Г. Барановой, В. А. Маркова, Ж. Т. Тощенко, М. А. Шабанова, Н. И. Шаталовой и других.
На основе работ вышеназванных исследователей рассмотрим процесс адаптации персонала, как одного из элементов корпоративной культуры организации.
Пройдя собеседование, конкурсный отбор, новый сотрудник сталкивается с необходимость продемонстрировать новому коллективу свою профессиональную компетентность, уровень квалификации; ему предстоит выстраивание отношений с коллегами, с руководителем; изучить и следовать принятые организацией правила корпоративной культуры. На все это отводится определенное время — время адаптации к новым условиям. Таким образом адаптация персонала представляет собой процесс приспособления сотрудников к новым для них условиям трудовой деятельности, которые включают освоение технологии и методов работы, корпоративные правила, стандарты и нормы и в том числе знакомство с коллегами. Основной целью адаптационного периода является формирование мероприятий, направленных на помощь работнику быстрее освоиться в новом коллективе и с максимальной отдачей включиться в рабочий процесс.
Ошибочно полагать, что в процесс адаптации следует включать только молодого работника, не имеющего трудового стажа, а работника, имеющего опыт можно сразу максимально загружать работой. Важно понимать, что процесс адаптации сотрудника в организации необходим для всех категорий новых работников, но в зависимости от опыта, он может занимать разные по длительности периоды.
И. А. Беспалов [1] утверждает, что. правильно выстраивая стратегию адаптации сотрудников руководство компании решает следующие важные задачи, способные существенно снизить издержки компании, связанные с поиском, обучением и развитием персонала:
- ускорить период вхождения нового работника в должность и достичь необходимой эффективности в максимальные сроки;
- в процессе освоения свести к минимуму количество возможных ошибок, допускаемых сотрудником при освоения своих функциональных обязанностей;
- у новых сотрудников сформировать мотивацию качественно выполнять работу, достигая высокие результаты;
- сократить уровень текучки кадров снизив число работников, не прошедших срок испытания;
- во всех подразделениях компании повысить производительность труда.
Новые условия труда, требования, отношения могут препятствовать или наоборот способствовать раскрытию наилучших качеств работника. реализации его потенциальных возможностей. Поэтому, наиболее распространенной формой адаптации работника является прикрепление наставника(носителя корпоративных знаний и традиций), который призван объяснить существующие в организации порядки, включая рабочее расписание, расположение основных помещений. Как правило это хорошо зарекомендовавший себя специалист-практик, разбирающийся во всех тонкостях работы, знающий типичные ошибки, совершаемые новичками. Отмечая важную роль возрождения института наставничества 5 марта 2018 года Правительство принято решение о присвоении звания «Лучший наставник».
Перед наставником стоит задача не только разъяснить специфику деятельности организации, но и познакомить его с историей ее развития, разъяснить стратегические цели и задачи, особенности организационной культуры и корпоративного управления. В период адаптации сотрудник получает ответы на следующие вопросы:
— Какое место занимает организация на рынке? Кто является ее главными клиентами, партнерами и конкурентами?
— В чем заключаются основные приоритеты организации? Какие ключевые цели и задачи?
— Каких успехов добилась организации с момента своего создания, в процессе развития?
— Сколько в организации подразделений, отделов? Где они расположены?
— Какова организационная структура? Как организовано взаимодействие и обмен информацией между отделами и подразделениями?
— Каков порядок согласования приказов и распоряжений, подписания документов? То есть основные регламенты и процедуры, действующие в Компании?
Управление персоналом организации учитывает процесс социализации, который связан непосредственно с профориентацией и трудовой адаптацией сотрудника к производственно-технологической, социальной среде и вхождением работника непосредственно в социальную группу, ролевую структуру коллектива организации.
При формировании процесса адаптации необходимо учитывать социальную структуру коллектива, включающую определенные показатели, среди которых следует назвать следующие показатели —социальное положение, производственный стаж, возраст, пол, образование, социальное и семейное положение, национальность, мотивацию, уровень жизни, отношение к собственности, запросы к культурной среде обитания, ценностная шкала потребностей.
Таким образом, новый сотрудник за период прохождения производственной адаптации должен в первую очередь продемонстрировать уровень квалификации и доказать свою профессиональную компетентность, подтвердить свои достижения и заслуги прошлого опыта; выстроить отношения с коллегами и руководством; понять и принять корпоративные правила принятые в этой компании. Однако, выполнив все эти требования можно так и не стать «своим» в сложившемся коллективе и не почувствовать себя «в своей тарелке». Эго случается в результате не эффективной системы испытательного срока. Данный период необходим с двух позиций — определить, подходите ли кандидат для данной компании и подходит ли политика данной организации кандидату. Каким бы замечательным работником новичок не являлся, его положительные характеристики должны быть положительными именно в рамках данной организации и не противоречить им. «Быть эффективным и ценным в системе означает соответствовать ее требованиям» —считает Юрий Вировец [2].
1.3 Проблемы управления корпоративной культурой
Корпоративная культура, по большей части, способствует наращиванию кадрового потенциала предприятия, для того, чтобы люди стали частью предприятия. Этим обусловлена не только разница между предприятиями, но и определяется успешность его функционирования и достижения лидерских позиций в конкурентной борьбе. На любом предприятии присутствует диалог между людьми, которые являются носителями корпоративной культуры с одной стороны, и с другой - культуры, оказывающей влияние на поведение человека.
Инновационные основы развития общества, современные критерии труда, которые порождают новые креативные предприятия и адекватная для них новая форма культуры - корпоративная культура рассмотрены в трудах зарубежных ученых Д. Белла, Дж. Гэлбрайта, П. Дракера, И. Масуда, Ф. Тоффлера и др., а также отечественных - Ю.Д. Красовского, О.С. Виханского, А.И. Наумова, В.Н. Антипиной и др.
Корпоративная культура - это совокупность наиболее важных предложений, которые принимаются членами предприятия и получают выражение в ценностях, определяющих им направление поведения и действий. Данные ценностные ориентиры передаются членам предприятия посредством символических средств ее материального и духовного окружения. Формированием требуемого уровня корпоративной культуры, направленной на развитие предприятия, необходимо целенаправленно управлять. Управление корпоративной культурой - важный элемент корпоративной стратегии [6, с. 13].
Необходимо постоянно осуществлять анализ существующей корпоративной культуры, исследовать тенденции ее развития, выявлять устаревшие нормы корпоративной культуры и формулировать цели перспективной культуры, соответствующей стратегическим целям предприятия. Таким образом, актуальность данной темы подтверждается необходимостью в ясном и четком определении понятия корпоративной культуры, в практических рекомендациях по совершенствованию и развитиюкорпоративной культуры, ее диагностике и оценке.
В качестве методов исследования были выбраны наиболее общенаучные методы исследования, такие как измерение, наблюдение, сравнение, описание, анализ научных трудов и методик по корпоративной культуре.
Корпоративная культура как феномен постиндустриальной эпохи требует своего осмысления и формирования новой методологии управления, основанной на положениях постклассической научной парадигмы. По мнению Н. Могутновой, «корпоративная и организационная культуры - самостоятельные феномены, имеющие пересечение в своих элементах. Такими общими элементами являются артефакты, миссия организации и условия труда. Однако есть аспекты, различающие эти два типа культур. В организационную культуру входит сама структура организации, которая имеет императивный характер, выражающийся в документах, приказах, руководствах. В то же время главный аспект культуры корпоративной... - ценности, приобщение к которым не может происходить столь прямо в силу специфики этого явления» [4, с. 132].
В чем специфика корпоративной культуры? «Корпоративная культура, - отмечает А. Аверин, - представляет собой сложное социокультурное явление, основанное на ценностях “общей судьбы”, профессионализма, самовыражения и саморазвития, творчества, “соучастия” личности в деятельности современной корпорации и общества... Социокультурной средой возникновения, развития и функционирования корпоративной культуры выступает постиндустриальное общество, в рамках которого знания, информация и “человеческий капитал” приобрели доминирующее значение в производственной и хозяйственной деятельности. Корпоративная культура обеспечивает эффективность развития интеллектуальной и духовной энергии каждого участника постиндустриального производства» [1, с. 2].
Объединив основные подходы к видению корпоративной культуры, в качестве опорной конструкции при разработке методологии управления культурой можно выделить несколько ее аспектов.
Корпоративная культура - это: