Файл: Нарративная медиация как современный метод разрешения споров.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 325
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛЕЙ МЕДИАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ПАРАДИГМ
1.1 Медиация как коммуникативная практика
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ НАРРАТИВНОЙ МЕДИАЦИИ ПРИ РЕШЕНИИ СЕКСУАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
2.1 Сущность нарравтивной психотерапии
2.2 Использование нарративной психотерапии сексуального конфликта.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Медиация как коммуникативная практика, по мнению экспертов-аналитиков и практикующих специалистов, характеризуется целым рядом проблем и противоречий, связанных с неравномерной динамикой ее становления и развития. Одной из таких проблем является проблема диверсификации медиативных практик. С одной стороны, по мере институционального оформления медиации в разных странах «постоянно поднимается вопрос о создании единой, принятой международным сообществом концепции медиации и медитативной процедуры» [Shamlikashvili 2014: 7], что является выражением нарастающего значения медиации как универсального надюрисдикционного способа урегулирования споров различного уровня. С другой стороны, в специальной литературе, посвященной медиации, фиксируется растущее многообразие используемых в реальной практике моделей медиации, обладающих различными операциональными целями, тактическими и стратегическими приемами, пониманием роли медиатора в процедуре конфликторазрешения.
Целью данной работы является исследование нарративной медиации как современного методы разрешения споров, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты моделей медиации в контексте эволюции коммуникативных парадигм;
- изучить применение нарративной медиации при решении сексуальных конфликтов.
Объект исследования – нарравтивная медиация.
Предмет исследования – применение нарративной медиации как современный метод разрешения споров.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области медиации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛЕЙ МЕДИАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ПАРАДИГМ
1.1 Медиация как коммуникативная практика
Споры о сравнительной эффективности и обоснованности применения различных стилей медиации стали предметом активного обсуждения в последние годы (см., например: [Foster; Zumeta]). При этом признается, что каждый из них имеет свои достоинства, и большинство медиаторов использует комбинацию этих стилей в зависимости от конфликтной ситуации и собственных представлений о медиации [Zumeta].
На наш взгляд, анализ указанной дилеммы связано не только с решением важной практической задачи эффективности использования моделей медиации в различных ситуациях конфликторазрешения, но и с решением теоретической проблемы понимания природы самого конфликта и различных его аспектов, требующих применения различных медиативных технологий. Для этого, как отмечает Ц. А. Шамликашвили, необходимо привлечение теоретического арсенала различных смежных с медиацией наук естественнонаучного и социогуманитарного направления, позволяющих осуществить рефлексию медиативных практик и вписать проблему медиации в более широкий исследовательский контекст (тем более, что термин «смежный» является в данном случае весьма условным, поскольку медиация a priori является междисциплинарной областью знания [Shamlikashvili 2014: 7]).
В рамках данной главы мы предлагаем рассмотреть проблему многообразия моделей медиации в контексте теории коммуникации, что позволит фундировать медиацию как коммуникативную практику, предложить теоретико-методологические основания для систематизации существующих моделей медиации на основе различных заложенных в них представлений о природе конфликта, а также показать, как разнообразные медиативные практики позволяют обогатить фундаментальные представления о коммуникативной сущности конфликта.
Для реализации поставленной задачи, прежде всего, на наш взгляд, необходимо вкратце охарактеризовать эволюцию представлений о коммуникации в различных социокоммуникативных парадигмах.
Теория коммуникации, как и другие научные направления, возникшие во второй половине XX века, изначально формировалась и сложилась как междисциплинарная сфера знания, аккумулирующая теоретические и методологические наработки различных наук, многие из которых по-разному понимают сущность социальной коммуникации.
Однако, на наш взгляд, существующие подходы к феномену коммуникации могут быть объединены в три основные парадигмы в соответствии с представленными в них типом рациональности. Под типом рациональности мы понимаем способ мышления исследователя, в котором соединяется логика научного анализа и разделяемые им ценности культуры (своего рода незримый социальный заказ), которые влияют на позицию ученого и проявляются в ней [Vasilkova 2009: 547].
1.2 Типы рациональностей
В истории науки выделяют три типа рациональности — классический, неклассический и постнеклассический, которые возникли последовательно в развитии естественных и социо-гуманитарных наук, но при этом сосуществуют в современных системах знания.
Классический тип рациональности (классическая парадигма) — такой тип мышления и описания мира, который строится на противопоставлении познающего субъекта и познаваемого объекта, а также на уверенности в том, что субъект может управлять объектом на основе логически обоснованных им правил. Данная парадигма в теории коммуникации представлена информационным подходом, который рассматривает коммуникацию как процесс передачи информации от источника к реципиенту по определенному каналу, с использованием определенного кода и при условии устранения шумов (помех) в коммуникации. Наиболее оптимальная модель управления такой коммуникативной системой представлена в классической кибернетике Н. Винера, в рамках которой целями оператора (управляющего) являются приведение системы к желаемому состоянию, борьба с шумами при помощи негативной обратной связи, контроль над выполнением заданных системе функций. Не смотря на то, что информационный подход активно критикуется за линейный, однонаправленный характер, тем не менее, он является наиболее распространенным и широко используемым в различных коммуникативных практиках, поскольку отражает социальный запрос на понимание коммуникации как намеренного, осознанного, целеориентированного действия с целью достижения ожидаемого результата.
Неклассические тип рациональности заменяет субъект-объектную диспозицию в познании на субъект-субъектную. В культуре и понимании коммуникации возникает ценность Другого. Коммуникация рассматривается не как обмен информацией, а как интеракция, как взаимодействие разных (и равных) субъектов, в результате которого возникают и формируются совместные смыслы и значения. К неклассической парадигме коммуникации мы относим такие подходы как социо-психологический (понимание коммуникации как взаимодействие и взаимовлияние на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне), феноменологический (понимание коммуникации как живого диалога, проживание иного опыта), семиотический (понимание коммуникации как межсубъектного взаимодействия, опосредованного знаками), критический (понимание коммуникации как критической рефлексии идеологического дискурса власти) (см. подробнее: [Kreig 2003]). Данная парадигма коммуникации нашла наиболее широкое применение в таких коммуникативных практиках, в которых реализуется интеракция физического соприсутствия «лицом-к лицу» (межличностная, групповая, межкультурная коммуникация, формирование идентичности и др.), а также в тех коммуникативных ситуациях, где особую важность приобретает необходимость согласования различных позиций (разрешение конфликтов и споров, реализация различных форм социального партнерства и др.). В управлении коммуникацией первостепенное значение приобретают методы, обеспечивающие взаимопонимание участников коммуникации посредством выявления, координации и корректировки позиций субъектов в выработке совместной позиции.
Постнеклассический тип рациональности стирает границу между субъектом и объектом познания, позиция исследователя встроена в исследуемый объект, предполагается, что в процессе познания трансформируется как объект, так и субъект познания. Сам процесс познания рассматривается как процесс конструирования реальности — конструируются не только основные научные понятия, но и сами объекты изучения. В связи с этим происходит сдвиг от поиска объективной истины к принципам плюрализма и релятивизма. В постнеклассической парадигме коммуникация понимается как конструирование символических значений в процессе взаимодействия самих этих значений. Меняются представления о самой онтологии коммуникации: «теперь не коммуникативные практики порождают новые смыслы (как это было в неклассической парадигме), а возникшие смыслы порождают определенные коммуникативные практики» [Vasilkova 2009: 551] (наиболее ярко эта позиция выражена Н. Луманом — автором теории коммуникативных систем, который утверждал, что общество — это не люди, общество — это коммуникация). Управление коммуникацией при таком подходе осуществляется на основе принципов кибернетики второго порядка с учетом таких характеристик системы как аутопоэзис, самореферентность, влияние включенного наблюдателя, что предполагает признание высокой степени самоорганизации коммуникативной системы. (Развитие такой системы предстает как непрекращающийся процесс согласованных (когерентных) совместных действий включенного наблюдателя и системы и их взаимного структурного изменения.) Включенный наблюдатель должен постоянно выстраивать диалог с системой, сопрягать свои действия с ее структурной динамикой, при этом меняя свою позицию в процессе совместной структурной трансформации. Постнеклассическая парадигма коммуникации активно используется при изучении таких смыслообразующих объектов как дискурс и нарратив и уделяет особое внимание коммуникативным практикам, которые складываются «здесь-и-сейчас», уникальным и ситуативным. При этом исследовательский интерес представляют не только лингвистические, но и экстралингвистические (внеязыковые) практики, т. е. социокультурный контекст, порождающий конкретную коммуникативную ситуацию. То, что в классической парадигме называлось внешней окружающей средой, для постнеклассической парадигмы становится активным участником коммуникации.
Завершая обзор трех основных парадигм, сложившихся в современной теории коммуникации, важно отметить, что каждая последующая парадигма является более сложной, так как включает исследовательские приемы и наработки предыдущей парадигмы как частный случай. При этом в исследовательском поле коммуникативистики эти парадигмальные измерения сосуществуют параллельно, а выбор их конфигураций зависит от выбора методологической траектории конкретного исследования.
1.3 Модели медиации
В литературе, посвященной теоретической рефлексии медиативных практик, существуют различные определения и термины, описывающие базовые аналитические концепты медиации как когнитивно-практической целостности (подходы, формы, виды, стили, модели). Мы остановимся на термине «модель» как наиболее абстрактной форме репрезентации важнейших свойств исследуемого объекта.
Эксперты сходятся во мнении, что единой общепринятой классификации моделей медиации еще не сложилось. Наиболее обширный обзор таких моделей приводит в своей статье «Современная медиация — единство и многообразие» Е. Н. Иванова [Ivanova 2013]. Она выделяет фасилитативную (Facilitative), родовую (Generic), оценочную (Evaluative), директивную (Directive), фандрайзинговую (Fund-Raising), проблемно-ориентированную (Problem-solving), целе-ориентированную (Goal-oriented), ориентированную на соглашение (Settlement-driven), интегративную (Interest-based or Integrative), отчаянную (Desperation mediation), клиент- или стороноцентрирован- ную (Client-centered, Party-centered), трансформативную (Transformative), понимающую (Understanding), гуманистическую (Humanistic), нарративную (Narrative), когнитивную или систематическую (Cognitive systemic), экосистемную или ориентированную на семью (Ecosystematic, Family-oriented), терапевтическую, дианалитическую медиации.
Не имея возможности в рамках данной статьи осуществить сравнительный анализ всех перечисленных моделей, остановимся на анализе лишь тех из них, в которых, на наш взгляд, наиболее полно представлены различные гештальты, образы коммуникации, соответствующие трем основным типам рациональности.
Классической парадигме коммуникации и классическому типу рациональности в структурном плане, на наш взгляд, в наибольшей степени соответствуют директивная и оценочная медиация. Управление коммуникацией здесь осуществляется по законам классической кибернетики, когда оператор (медиатор) строго контролирует коммуникативную систему и приводит ее к ожидаемому результату. Это проявляется в активной руководящей роли медиатора в управлении содержанием процесса и организации процедуры. Медиатор предоставляет нужную (на его взгляд) объективную информацию сторонам и высказывает свое мнение по поводу существующего конфликта, дает официальные или неофициальные рекомендации по этому поводу. Эталон медиатора в этом подходе — объективная, нейтральная третья сторона, но при этом обладающая особыми знаниями, в соответствии с которыми организуется процесс решения проблем.