Файл: Нарративная медиация как современный метод разрешения споров.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛЕЙ МЕДИАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ПАРАДИГМ
1.1 Медиация как коммуникативная практика
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ НАРРАТИВНОЙ МЕДИАЦИИ ПРИ РЕШЕНИИ СЕКСУАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
2.1 Сущность нарравтивной психотерапии
2.2 Использование нарративной психотерапии сексуального конфликта.
При этом активно используются специфические для данной парадигмы технологии борьбы с шумами для эффективной передачи нужной информации. Это осуществляется в медиативных техниках устранения «ненужных», мешающих договоренности эмоций (эта акцентуация присутствует также в когнитивной модели медиации), а также в активном использовании ко кусов (индивидуальных сессий), в ходе которых медиатор ликвидирует содержательные (семантические) шумы, уточняя для сторон перспективы их выигрыша в конфликте, обращая внимание на слабость их позиций. Медиатор может сформулировать конкретные предложения по поводу желательного решения вопроса (касаясь при этом правового положения клиента, но не его личностных потребностей и интересов Zumcta). Сами же стороны обладают минимальным контролем над ситуацией.
Не случайно, что этот способ медиации наиболее релевантен для использования в таких институционализированных и регламентированных сферах как судебные разбирательства, коммерческие и финансовые споры, где границы нормы четко определены и документально зафиксированы.
Неклассическая парадигма коммуникации и неклассический тип рациональности проявляют себя в моделях медиации, ориентированных не на работу с информационным содержанием конфликта, а на работу с участниками (субъектами) конфликта. На наш взгляд, к таким моделям, в первую очередь, можно отнести гуманистическую, клиент-центрированную, фасилитативную и трансформативную. Исходя из широкой представленности неклассической парадигмы в моделях коммуникации, а также из того, что первой базовой (и до сих пор наиболее востребованной) моделью медиации является фаси- литативная, можно сделать вывод, что сам коммуникативный гештальт медиации связан с ее пониманием как интеракции, диалога равных субъектов, способных трансформировать свои позиции в поиске общих смыслов и значений[1].
Так в рамках фасилитативной модели директивное вмешательство медиатора в содержание принимаемых решений минимально. Цель управления коммуникативной ситуацией заключается в облегчении (фасилитации) процесса обсуждения и самостоятельной выработке сторонами взаимопри- емлимых решений, а не в навязывании готовых позиций. Главное здесь — создать когнитивные и психологические условия для выявления истинных намерений и интересов сторон, при этом, не вмешиваясь в содержательные аспекты конфликта.
Однако при этом важно отметить, что некоторые технологии, рожденные в рамках классической парадигмы коммуникации, присутствуют в практике фасилитативной медиации как частный (вспомогательный) случай. Имеются в виду процедурные требования активного слушания, нейтрализации эмоций, уточняющих вопросов для прояснения позиций, а также упорядочивающее влияние медиатора на организацию самой процедуры — технологизация и алгоритмизация последовательности действий (выделение таких этапов как вступительное слово, презентация сторон, фокус, общая сессия, оформление соглашения, выход из медиации).
Что касается трансформативной модели, то ее создатели изначально претендовали на революционный прорыв в трактовке медиации [Bush, Folger 1994], предлагая рассматривать конфликт не просто как основание для решения конкретных вопросов, а в более широком контексте — как кризис во взаимоотношениях между людьми. Возникновение кризисных состояний, ощущение слабости и бессилия связано с невозможностью соотнести потребность личности действовать самостоятельно и учитывать ожидания окружающих, т. е. возникновением дисгармонии «Я-Другой» (заметим, что данный подход совпадает с трактовкой коммуникации родоначальника теории символического интеракционизма Дж. Мида). Для работы медиатора разрешение спора является лишь второстепенной целью, главным же является восстановление отношений. Конфликт рассматривается не как проблема, требующая своего устранения, а как шанс для участников (и самого медиатора) вырасти в нравственном отношении, стать более свободным и отзывчивым, понимающим других людей [Gordiychuk 2014: 47].
При этом, (как и в случае фасилитативной модели) описание используемых техник обнаруживает их корреляцию с классическим коммуникативным подходом (устранение семантических и психоэмоциональных помех), а именно: активное слушание, отражение, обобщение и проверка как способы уточнения позиции сторон и др.
Модели медиации неклассического типа, ориентированные на активную интеракцию, находят самое широкое применение (досудебное урегулирование, судебные разбирательства, трудовые споры, производственныеконфликты и др.). Но наибольшую эффективность они приобретают в коммуникативных ситуациях с сильной межличностной компонентой — конфликтах и спорах в трудовых коллективах, в семейных и соседских отношениях.
Постнеклассическая парадигма и постнеклассический тип рациональности в наиболее полном выражении представлены, по нашему мнению, в нарративной модели медиации [Winslade, Monk 2009], которая работает не столько с людьми (субъектами), сколько со смыслами (осуществляется конструирование символических значений в процессе взаимодействия самих этих значений). В соответствии с ней полагается, что люди живут и действуют в моделях описания реальности (нарративах и историях), которые значат для этих людей больше, чем конкретные факты (факты для нарратива обретают значение только в рамках определенной интерпретации). Нарративы имеют свою онтологию, живут и развиваются по своим законам, хотя, конечно же, они обусловлены определенными социокультурными контекстами, за которыми кроются структурные отношения и иерархии власти. Именно поэтому различные нарративы (модели интерпретации) отдельных людей и социальных групп неизбежно сталкиваются друг с другом, порождая конфликты [Winslade, Monk 2009: 73].
Работа с такими конфликтами предполагает использование специальных техник, а именно: экстернализации (отделение конфликта от человека, рассмотрение его как внешней силы, которая оказывает негативное влияние на жизнь человека), деконструкции (процедуры, позволяющей усомниться в верности сложившегося нарратива, выделить из него отдельные истории поддержки и сотрудничества), пересочинения (создание из этих историй альтернативного сюжета, который потенциально может сформировать новый нарратив, противоположный конфликтному) [Kutuzova]. В результате медиация предстает как «возможность для участников реконструировать свою интерпретацию конфликта в свете каких-то альтернативных дискурсивных позиций» [Winslade. Monk 2009: 81].
Причем, в отличие от традиционной медиации, где все заканчивается единым общим соглашением, в нарративной медиации конструируется несколько вариантов нового нарратива, каждый из которых предполагает свою версию «растворения» конфликта, развертывания будущих событий и договоренностей. Эта процедурная (и содержательная) особенность нарративной медиации еще раз подтверждает ее принадлежность к постнеклассическому типу рациональности, основанному на принципах плюрализма и альтернативной множественности позиций, а не на поиске единой для всех объективной истины.
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ НАРРАТИВНОЙ МЕДИАЦИИ ПРИ РЕШЕНИИ СЕКСУАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
2.1 Сущность нарравтивной психотерапии
Нарративная психотерапия - относительно молодое направление терапии словом, в основе которого лежит метафора нарратива или истории. Основная форма работы - беседа, во время которой клиент повествует об истории своей жизни в виде краткого рассказа.
Большинство психологических проблем имеет лингвистические корни, связанные с языковыми способами обращения со словесными конструкциями. Лингвистика и литературоведение являются фундаментом психотерапии, поэтому мы зачастую используем терапию словом и рассказом в контексте описанных нами ранее принципов, методов и техник нарративной практики [2, 3, 6, 7].
Один из основоположников философии языка - Бертран Рассел полагал, что любую проблему можно решить с помощью правильного использования слова [9]. Аналогичной точки зрения придерживался и сторонник З. Фрейда Жак Лакан, полагавший что бессознательное - это говорение. Точку зрения автора отражает одна из самых известных цитат из его работ: «бессознательное структурировано как говорение... припоминание является не просто воспроизведением прошлого, но, самое главное, актуализацией его в речи», следовательно, клиент «перевел его в СЛОВО, а точнее, в эпос, с которыми он связывает историю своей личности» [8, с. 17]. По мнению Ж. Лакана, бессознательное является не хранилищем инстинктов, а дискурсом другого, поэтому эффективный психотерапевт должен учиться работать со словом и развивать эту способность у клиентов.
Древнегреческий философ Георгий отмечал, что слово влияет на состояние души так, как лекарство воздействует на тело. Но для этого слово должно быть:
- эмоционально заряженным, обнадеживающим, волнующим, затрагивающим душу;
- актуальным, передающим необходимую информацию;
- доступным, понятным, однозначным;
- успокаивающим (седативным, релаксационным) [1].
Эффективность современной нарративной психотерапии зависит от умения использовать в процессе ее проведения новые инструменты и технологии, к числу которых относятся ассоциативные карты [4, 5].
Использование этого инструмента проникновения в бессознательное существенно облегчает описание клиентами словесной картины своей жизни и диагностику проблемы в ходе составления рассказа о ней. Задача психолога - стать квалифицированным редактором уродующей человека истории, которую он рассказывает в ходе терапии. Пока клиент существует в контексте этой негативной истории, пока он не научится менять ее на позитивную, пока не выйдет за пределы деструктивного рассказа, он так и будет продолжать жить с уродующим его сознанием и негативными мыслями, ощущениями, эмоциями и поведением.
2.2 Использование нарративной психотерапии сексуального конфликта.
Приведем пример (фрагменты психотерапевтической сессии) использования ассоциативных карт в нарративной психотерапии сексуального конфликта.
На приеме молодая женщина 32 лет, филолог. Предъявляет жалобы на появившееся недавно отсутствие желания вступать в сексуальные отношения с мужчиной, с которым в течение 4-х лет проживает в гражданском браке. Со своим гражданским мужем знакома со студенческой скамьи, отмечает, что он нравится ей давно, но, будучи студентом, женился на ее подруге и быстро развелся. С клиенткой на протяжении длительного времени поддерживал дружеские отношения, хотя она всегда мечтала выйти за него замуж. Карьера женщины сложилась удачно, но личная жизнь оставляла желать лучшего. Замуж так и не вышла, постоянных сексуальных партнеров не имела, пока ее гражданский муж не предложил жить вместе. Первое время интимные отношения устраивали обоих, но в последние два года появилось напряжение и раздражение в адрес мужа; возникло сексуальное охлаждение, ставшее основной причиной обращения за помощью. Недовольство и злость по поводу болтливости и необязательности мужа появлялись, как правило, сразу же после общения с ним. Его, со слов клиентки, в последнее время стало «слишком много». Он потерял работу, и «все время сидит дома, подрабатывая редакторским трудом». Со слов клиентки, несмотря на общий позитивный настрой к супругу, отношение к сексуальным контактам с ним резко изменилось. Появилось желание избегать их под любым предлогом, несмотря на неисчезающее стремление официально оформить отношения. Женщина сообщила, что хочет замуж и мечтает родить детей. Муж сексуальными отношениями с женой доволен и что-либо менять в своей интимной жизни не собирается.
Таким образом, речь идет о сексуальном конфликте между супругами, которые по- разному оценивают свои отношения. Причиной конфликта может быть и несовпадение ролевых ожиданий, для выявления которых необходим более глубокий анализ полярного поведения партнеров в виде инициативы/безынициативности, активности/пассивности, наличия/отсутствия игр, инфантильности, нерешительности/агрессивности и пр. В данном примере с большой долей вероятности может быть диагностирован последний вариант взаимоотношений.
На вопрос о том, что, по ее мнению, явилось причиной сексуального конфликта, женщина ответила, что, несмотря на позитивное отношение к мужу, ее раздражает его болтливость. Он всегда был чрезмерно многословен, а в последнее время, в связи с изменением режима работы и постоянным пребыванием дома, находиться с ним дольше обычного стало тяжело. Со слов клиентки, ее муж - яркий, красивый, интересный, но чрезмерно многоречивый, любящий и слушающий только себя человек, безответственно относящийся к своим словам. «Он - как Снегурочка в ночи, но с недержанием в речи». По словам клиентки, «он не умолкает даже в постели... ну какой уж тут секс» и тут же добавила, что всегда больше всего ценила в муже мозги и считала их главной эрогенной зоной. Под «безответственностью» мужа клиентка имела в виду его отношение не только к словам, но и обещаниям и привела примеры того, как легко он «разбрасывается обещаниями, которые потом не выполняет, живя по принципу: я слово дал, я его и обратно взял.». Больше всего женщину раздражало появившееся у мужа легковесное отношение к словам, ассоциирующимся у нее с очень значимой зоной приватности и интимности. Так, например, он легко и спокойно признавался в любви коту, своим подружкам, бывшей жене, дочери от первого брака и многим другим.