Файл: Анализ оборотных средств предприятия и разработка мер по повышению эффективности их использования..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом для показателя оборачиваемости оборотных средств характерна положительная динамика. Так в 2016 году оборачиваемость ОС составила 111 дней, в 2017 — 98 дней, а в 2018 году уже 85 дней.

В целом предприятие стремится к увеличению скорости оборачиваемости оборотных средств.

Определение влияния на оборачиваемость запасов изменения выручки от продаж:

2018/2017 году

К об.з. 1 (Т) = Выручка базисного периода (Т0)/ Запасы базисного периода (Т0) = 530192/87164 = 3,74

К об.з. 2 (Т) = Выручка отчетного периода / Запасы базисного периода = 688060/87164 = 7,89

∆ Коб.з. за счет выручки (Т) = 7,89–3,74=4,15

Определение влияния на оборачиваемость запасов изменения среднегодовой величины запасов:

Коб.з.1 (З) = Выручка отчетного периода / запасы базисного периода = 688060 / 87164 = 7,89

Коб.з.1 З = 688060 / 93923 = 4,27

Изменение = 4,27 -7,89 = -3,62 оборота

Итак, в целом оборачиваемость оборотных средств изменилась на 0,53 оборота, при этом за счет выручки на 4,27 оборота и за счет изменения запасов 3,62 оборота.

Далее рассчитаем размер привлечения или высвобождения оборотных средств. Данные представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Экономический эффект от изменения оборачиваемости оборотных средств ООО «ГубахаХлеб»

Показатели

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Изменение

сумма, тыс. рублей

темп роста, %

Выручка, тыс. руб.

512633

530192

688060

157868

129,78

Среднедневная выручка, тыс. руб.

1404,47

1452,58

1885,10

432,52

129,78

Среднегодовой остаток оборотных средств, тыс. руб.

156363

141732

160968

19236,5

113,57

Период оборачиваемости, раз

3,28

3,74

4,27

0,53

114,27

Период оборачиваемости, дней

111

98

85

-12,18

87,51

Коэффициент закрепления

0,31

0,27

0,23

-0,03

87,51

Эффективность: (+) вовлечение, (-) высвобождение, тыс. рублей

х

-18883,55

-24506,24

х

5622,69

Для данного предприятия характерна положительная динамика, в частности высвобождение оборотных средств предприятия. В 2017 году в результате эффективной системы управления оборотными средствами были освобождено 18883,55 тыс. рублей, в 2018 году на 5622,7 тыс. рублей больше, а именно 24506,24 тыс. рублей. Анализ таблицы 5 свидетельствует о выявленной ранее динамике повышения эффективности использования оборотных средств. Об этом свидетельствует коэффициент закрепления, показатель высвобождения оборотных средств.


Итак, в целом оборачиваемость оборотных средств сохраняет положительную динамику, при этом как показали исследования факторов в ходе выполнения работы в целом оборачиваемость оборотных средств изменилась на 0,53 оборота. При этом за счет выручки на 4,27 оборота и за счет изменения запасов 3,62 оборота

В таблице 6 представим анализ источников формирования оборотных средств. Источники формирования оборотных средств делятся на 4 группы: собственные (стр.1300 баланса); долгосрочные заёмные (стр.1400 баланса); краткосрочные заёмные (стр.1500 баланса); привлечённые источники. Представим анализ источников формирования оборотных средств в таблице 6.

Таблица 6 – Анализ источников формирования оборотных средств

Показатель

Порядок расчета

2016

2017

2018

Изм. 2018 от 2017

Собственные и приравненные к ним источники

стр. (1300+1400) – просроченные кредиты и займы + стр.(1529+1530)

92296

91936

108400

16464

Внеоборотные активы

Стр.1100

5340

3091

3772

681

Собственные и приравненные к ним источники ОС

П1.-п.2

86956

88845

104628

15783

 Заёмные источники ОС

Краткосрочные кредиты и займы за вычетом просроченных (1520+1540+1550)

54405

58976

71017

12041

ВСЕГО

Х

141361

147821

175645

27824

Согласно представленным данным таблицы 6 основными источниками формирования оборотных средств являются собственные и приравненные к ним средства. Их величина в 2018 году составила 104628 тыс. рублей, что больше, чем в 2017 году на 16464 тыс. рублей. В качестве отрицательного момента можно отметить рост заемных источников финансирования.

Итак, на основании проведенного анализа и выявленных тенденций в работе разработаем рекомендации по улучшению работы.

3. Мероприятия по повышению эффективности использования оборотных средств в ООО «ГубахаХлеб»


3.1 Программа стимулирования сбыта в целях оптимизации уровня запасов

Одной из основных ассортиментных групп ООО «ГубахаХлеб» являются хлебобулочные изделия, однако некоторые из них, к примеру, слоеные изделия продаются недостаточно эффективно, что ведет к формированию неликвидных товаров, не пользующихся спросом и замедляет оборачиваемость оборотных средств в целом, запасов — в частности. Разработаем ряд мероприятий по стимулированию сбыта для ряда товарных групп в целях повышения оборачиваемости основных средств.

Предприятия стремятся увеличить товарооборачиваемость, чтобы при меньшей площади складов и меньших затратах на содержание запасов получить наибольший объем продаж и, следовательно, прибыли. В связи с этим в данной главе разработана программа стимулирования сбыта продукции отдельных товарных групп.

Дегустации. Логика проведения дегустаций проста: пусть лучше потенциальные покупатели один раз попробуют продукт, чем много раз услышат, как он хорош. Но реалии таковы, что дегустация – неоднозначный инструмент.

Кроме того, у каждого продукта своя культура потребления. И создать подходящую обстановку, чтобы покупатели могли оценить его достоинства, что называется, не отходя от прилавка, не всегда удается.
Проводить дегустации рекомендуется только для тех продуктов, которые долго сохраняют свежий и аппетитный вид. И, что самое важное, процесс дегустации должен быть очень четко отработан, а промоутеры грамотно обучены этому процессу. Дегустацию стоит проводить тогда, когда предприятие абсолютно уверено, что это наилучший способ для демонстрации качественных характеристик продукта. Или когда нет других вариантов привлечения внимания покупателей.

В ООО «ГубахаХлеб» планируется предложить ряду розничных торговых предприятий акцию по проведению дегустации. Критериями для отбора розничных торговых точек являются:

  1. снижение объема закупок данным розничным предприятием;
  2. небольшой срок сотрудничества с предприятием.

Дегустация проводится в целях увеличения объемов реализации. Проанализируем организацию дегустации слоеных изделий производства ООО «ГубахаХлеб».

Главной целью дегустаций является стимулирование к покупке товара. Во время проведения дегустаций у потенциального покупателя создается благоприятное отношение к товару и вероятность совершения первой покупки многократно повышается.

В таблице 7 представим условия проведения дегустации.


Таблица 7 – Условия проведения дегустации

Критерий

Содержание критерия

Количество акций в неделю

2 раза в неделю

Время проведения

Вечернее, с 17.00 до 19.00

Товар

Слоеные изделия

Дни недели

Четверг и пятница

Срок проведения

2 недели

Количество торговых объектов

10 розничных магазинов

Итак, согласно данным таблицы 7 дегустации следующие:

  1. Промоутер в брендированной форме произносит промо-речевку и предлагает попробовать продукцию. Дегустация  проводится с использованием специальной промо-стойки, которую располагают непосредственно рядом с местом продажи.
  2. Обычным оборудованием для дегустации являются: одноразовые пластиковые стаканчики, салфетки, одноразовые перчатки промоутера и урна.
  3. Пока потребитель дегустирует продукт, промоутер рассказывает о его преимуществах и предлагает сразу же приобрести продукт в магазине.
  4. Дегустационный продукт обычно заранее завозится в магазин и маркируется «Не для продажи»

В таблице 8 обобщим затраты на проведение дегустации.

Таблица 8– Затраты на проведение дегустации

Критерий

Сумма рублей,

Стойка для промоутера ( 1 шт.)

3000

Фирменная одежда промоутера ( 1 шт.)

5000

Дегустационный товар

32000

Оборудование для дегустации (тарелочки, салфетки и урна)

6000

Оплата промоутера

5600

ИТОГО

51600

Представим расчеты для данной таблицы.

Дегустационный товар

На дегустацию будет представлено 4 вида слоеных изделий.

На 1 торговую точку в день уходит приблизительно 20 слоеных изделий.

Цена 1 изделия – 10 рублей – по себестоимости

Затраты = 10 ×20×4=800 рублей

Кол-во дней – 4 дня

Количество торговых точек 10

ИТОГО: 800 ×4*10 = 32000 рублей

Оплата промоутера

Цена за 1 час составляет 70 рублей (включая налоги и отчисления)

Кол-во рабочих часов всего – 8 часов на 1 магазин

Кол-во торговых точек – 10

ИТОГО 70 рублей×8 часов×10 магазинов =5600 рублей (оплата промоутера)

Основным измеримым показателем эффективности дегустации является количество эффективных контактов, которое равно количеству попробовавших продукт потребителей.

Обычно эта цифра колеблется от 40 до 60 контактов в час. Эта цифра зависит от категории продвигаемого товара. В отличии от раздачи образцов, при проведении дегустации повышение продаж в месте проведения акции можно наблюдать сразу. Обычно в дни проведения дегустации продажи увеличиваются на 150-200%. В три последующие за дегустацией недели продажи по сравнению с продажами до акции выше на 10%.


Также могут быть использованы средства по совершенствованию ценовой политики.

ООО «ГубахаХлеб» целесообразно планировать систему ценообразования исходя из следующих принципов.

  1. Восприятие некруглых окончаний.

Важный фактор, влияющий на восприятие покупателей ценовых различий, - это использование некруглых чисел. Так, давно замечено, что цена в 98 рублей гораздо более привлекательна, чем 100 рублей, а товар за 995 рублей продается лучше, чем за 1000 рублей. Существует мнение, что покупатели ощущают цены с некруглыми окончаниями как существенно более низкие, чем круглые числа, которым они приблизительно соответствуют. Причина этого эффекта заключается в том, что большинство людей, пытаясь упростить вычисления разницы в ценах, просто сравнивают колонки чисел с лева направо.

  1. Влияние относительных цен.

При принятии решения о покупке потребитель, как правило, руководствуется т.н. «транзакционной полезностью» товара, связанной с определением разницы между фактически уплаченной ценой и той ценой, которую покупатель считает разумной или справедливой, называемой относительной ценой. Используя это понятие, маркетологи рекомендуют устанавливать первоначальную цену на новый товар выше его действительной стоимости для того, чтобы повысить его относительную цену в сознании покупателя. Так же злоупотребление скидками может понизить покупательское восприятие относительной цены на некоторые товары.

Для компании характерна тенденция снижения объема реализации кондитерских изделий. В целях увеличения их реализации может быть использована акция «бесплатный подарок».

При натуральном стимулировании премия, или подарок, предлагается покупателю в натуральном выражении. Например, он покупает товар по обычной цене и на кассе получает небольшой подарок. Возможен и другой вариант: посетитель покупает товар, заполняет купон, а подарок получает позже.

В качестве подарка на ряд кондитерских изделия необходимо прикрепить брелок.

В таблице 9 представлены затраты на проведение акции.

Таблица 9– Затраты на проведение акции

Наименование затрат

Цена

Количество

Стоимость, руб.

Брелок

8

10 000

80 000

Скотч

100

20

2 000

Трудовые затраты

10 000

Итого

92 000