Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 608
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сбытовая политика предприятия: содержание и механизм планирования
1.2 Современные методы и инструменты организации сбытовой политики предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КАНАЛАМИ СБЫТА ООО «МЕТАЛЛПРОМРЕСУРС»
2.1. Краткая характеристика ООО «Металлпромресурс»
2.2. Маркетинговый анализ ООО «Металлпромресурс»
2.3. Мероприятия в области сбытовой политики ООО «Металлпромресурс»
Примечание: используется 10-ти балльная система; оценка проводилась на основе контент-анализа публикаций в периодических изданиях и корпоративных сайтов.
Анализ подтверждает, что сильной стороной компании «Металлпромресурс» является возможность развития специальных предложений по цветному металлопрокату (указанных выше в первом параграфе) при необходимости повышения экономической эффективности, что потребует оптимального количества персонала и развития их профессиональных навыков. АВС-анализ также позволяет подтвердить приоритетность специальных предложений по цветному металлопрокату (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2
Соотношение видов продукции и финансовых результатов
Виды продукции (услуг) |
Соотношение продукции (услуг) (%) |
Финансовые результаты (%) |
Нержавеющий металлопрокат |
35 |
46 |
Черный металлопрокат |
45 |
25 |
Цветной металлопрокат |
20 |
29 |
В то же время компания не может существовать и развиваться за счет только продукции цветного металлопроката, необходимо уделять внимание и черному и нержавеющему металлопрокату, постоянно повышая уровень удовлетворенности клиентов.
Следующий шаг – это определение положения компании на рынке с использованием матрицы БКГ. Матрица БКГ позволит определить динамику изменений стратегических зон хозяйствования, в качестве которых будут рассмотрены три основных направления работы (продукции) «Металлпромресурс» (см. табл. 2.2). Для построения матрицы воспользуемся цифровыми данными, полученными из отчетности компании «Металлпромресурс» и результатов анализа рынка[2] (табл. 2.3).
Приведенные данные являются минимально необходимым набором информации, который достаточен для формирования двух матриц за 2016/2017 и 2017/2018 гг., которые приведены на рис. 2.1 и рис. 2.2.
Таблица 2.3
Характеристика рынка и деятельности «Металлпромресурс»
Вид продукции |
Год |
Емкость рынка, тыс. тонн |
Продажи, тыс. тонн |
Продажи ведущего конкурента, тыс. тонн |
Черный металлопрокат |
2016 2017 2018 |
24990 27470 29940 |
Нет данных 323 276 |
Нет данных 300 300 |
Нержавеющий металлопрокат |
2016 2017 2018 |
11630 13470 15620 |
Нет данных 388 264 |
Нет данных 300 300 |
Цветной металлопрокат |
2016 2017 2018 |
3430 3500 3570 |
Нет данных 601 444 |
Нет данных 700 700 |
Показатели |
Относительная доля на рынке |
||
Высокая |
Низкая |
||
Рост объема спроса |
Низкий |
||
Высокий |
Примечание: 1- нержавеющий металлопрокат; 2- черный металлопрокат; 3 – цветной металлопрокат.
Рис. 2.1. Матрица БКГ 2016/2017
Показатели |
Относительная доля на рынке |
||
Высокая |
Низкая |
||
Рост объема спроса |
Низкий |
||
Высокий |
Рис. 2.2. Матрица БКГ 2017/2018
Из матрицы за 2016/2017 гг. видно, что специальные предложения по цветному металлопрокату были наименее выгодным направлением деятельности (они занимают нижний правый квадрант матрицы) и в перспективе можно было бы свернуть данное направление. Предложения по черному металлопрокату занимают лучшее положение в матрице – левый верхний квадрант. Это направление следует развивать, увеличивать объемы оказываемых услуг. Предложение нержавеющего металлопроката находится почти в центре матрицы. Этому виду услуг следовало уделить пристальное внимание, поскольку возможно было его перемещение в любой из других квадрантов. Поэтому руководство компании «Металлпромресурс»» должно было принять решение выделить дополнительные средства на его поддержку или сократить его.
Вторая матрица показывает, что по цветному и черному металлопрокату прежние рассуждения действительны. Предложение нержавеющего металлопроката переместилось из центра матрицы и находится на стыке квадрантов «звезды» и «дойные коровы».
Таким образом, анализ деятельности «Металлпромресурс» с помощью матрицы БКГ позволяет выявить тенденции по отдельным направлениям продукции и услуг и выстроить для них соответствующую стратегию.
Необходимо отметить, что отказываться от предложений по цветному металлопрокату не стоит, поскольку, несмотря на низкую рыночную долю, в перспективе эту долю можно существенно увеличить. Как показывает сравнительный анализ (табл. 2.1), у компании «Металлпромресурс» можно сформировать конкурентные преимущества (партнерские отношения с крупными производителями, которые были отмечены в первом параграфе данной главы и значительный опыт работы в данном направлении).
Был также проведен анализ окружения компании «Металлпромресурс» с использованием модели М. Портера (анализа пяти слагаемых конкуренции) и STEP-анализа (ПЭСТ-анализа). На основе этого можно составить матрицу SWOT-анализа для компании «Металлпромресурс» (рис. 2.3).
Таким образом, можно увидеть поля, оказывающие существенное влияние на деятельность компании и сформулировать перечень ключевых факторов успеха:
- развитие специальных предложений по цветному металлопрокату и соответствующих услуг;
- гибкость и мобильность в перечне оказываемых услуг;
- повышение экономической эффективности, что позволит проводить существующую ценовую политику;
- повышение имиджа компании, основанного на бренде и рекламных мероприятиях;
- развитие агентской сети, что требует решение проблем с человеческими ресурсами (система отбора оптимального количества сотрудников, обучения и развития кадров, позволяющая удерживать лучших менеджеров).
Возможности |
Угрозы |
||||||
Увеличение спроса на металлопрокат |
Появление новых произво-дителей |
Развитие зарубежных рынков |
Ужесточение конкуренции (слияния; приход иностранных игроков) |
Повышение требований (законы) |
Неразвитость рынка трудовых ресурсов |
||
Сильные стороны |
Развитость и эффективность агентской сети |
++ |
+ |
+ |
- |
0 |
- |
Наличие специальных предложений (цветной металлопрокат) |
+++ |
+ |
+++ |
++ |
- |
- |
|
Ценовая политика |
++ |
+ |
+ |
-- |
- |
0 |
|
Слабые стороны |
Имидж «небольшой молодой компании» |
- |
- |
- |
--- |
0 |
0 |
Низкая удовлетв-ть существующих клиентов |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
|
Ограниченные финансовые возможности |
++ |
+ |
+ |
- |
-- |
0 |
Рис. 2.3. Матрица SWOT для компании «Металлпромресурс»
Необходимо отметить, что эти ключевые факторы успеха не являются постоянными и требуют постоянного изменения и совершенствования для их использования в целях достижения высоких рыночных результатов компанией «Металлпромресурс».
2.3. Мероприятия в области сбытовой политики ООО «Металлпромресурс»
На основе полученных выводов были сформулированы основные цели проекта по совершенствованию сбытовой политики компании. Данные цели представлены в виде дерева целей (см. рис. 2.4).
Занять лидирующее положение в сегменте
Развитие специальных программ лояльности
Сформировать устойчивый положительный имидж
Внедрение дополнительных современных информационных технологий в практику компании
Использование современных интернет-технологий в процессе продаж
Разработка клиентской базы данных
Использование инструментов маркетинга
Разработка элементов стратегии развития
Обучение персонала
Отбор и найм дополнительного персонала
Рис. 2.4. Дерево целей компании «Металлпромресурс»
Прежде всего, необходимо отметить, что направления и сбытовые мероприятия компании «Металлпромресурс» должны соответствовать принципам стратегического развития, сформулированных на основе оценки маркетинговой деятельности. Принципы стратегического развития компании «Металлпромресурс» могут быть сформулированы следующим образом.
- Принципы по отношению к размерам и структуре рынка:
- расти вместе с рынком (предполагается, что рост рынка обусловлен факторами, которые не нужно специально обеспечивать, т.е. рынок растет как бы «сам по себе», а компания «Металлпромресурс» должна следовать за его ростом, увеличивая свою долю рынка);
- расширять рынок (компания «Металлпромресурс» сама должна обеспечить рост рынка за счет реализации новых видов деятельности, групп покупателей, новых территорий (регионов) в России);
- освоить максимально полную номенклатуру услуг и продукции по каждому виду деятельности;
- улучшать свои показатели путем вертикальной интеграции (с производителями металла и заказчиками);
- Принципы выбора ведущих факторов обеспечения спроса:
- ориентация на существующий уровень цен;
- ориентация на новизну услуг и послепродажное обслуживание;
- ориентация на специальные формы оплаты и ценообразования (кредит, рассрочка, скидки и т.п.);
- Принципы выбора степени активности маркетинга по отношению к потребителю:
- ориентация на адаптацию к спросу на продукцию;
- ориентация на увеличение спроса на автомобили в сегменте цветного металлопроката.
- Принципы реагирования на изменения рыночной конъюнктуры:
- проведение заблаговременных преобразований организационной структуры и перечня реализуемой продукции на основе предвидения будущего путем анализа слабых сигналов, скрытых факторов и т.п.;
- Принципы выбора типа реакции на изменение рыночной конъюнктуры:
- изменение объемов продаж;
- изменение видов оказываемых услуг;
- Принцип формирования и сохранения индивидуальности компании «Металлпромресурс»: специфические способы изменения характеристик объектов и продукции (при договоренности с клиентами и партнерами, или способов сбыта при их модификации, совершаемые так, чтобы в этих изменениях просматривалась индивидуальность компании «Металлпромресурс»).
По результатам проведенной оценки маркетинговой деятельности компании «Металлпромресурс» рекомендуется выбрать комбинированную стратегию развивающего и поддерживающего маркетинга в рамках стратегии концентрированного роста по М. Потртеру и Ф. Котлеру.[3] Комбинация этих стратегий будет включать стратегию развития продукта, стратегию развития рынка и стратегию усиления позиции. Основные направления деятельности компании «Металлпромресурс» в рамках данной стратегии представлены в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Основные мероприятия компании «Металлпромресурс» в рамках стратегии концентрированного роста
№ п/п |
Мероприятия |
Стратегия развития товара |
|
1 |
Расширение перечня видов деятельности |
2 |
Поиск новых поставщиков |
3 |
Повышенные гарантийные обязательства |
4 |
Политика средних цен |
Стратегия развития рынка |
|
5 |
Расширение территориального охвата (Центральный и Северо-Западный регионы) |
6 |
Формирование имиджа |
7 |
Повысить уровень удовлетворенности существующих заказчиков (крупных предприятий), тем самым, формируя круг постоянных клиентов |
8 |
Провести детальную сегментацию потребителей и выбрать наиболее перспективные (преимущественно для специальных предложений) |
Стратегия усиления позиции |
|
9 |
Позиционирование |
10 |
Брендинг |
11 |
Повышение компетенций персонала |
Стратегия усиления позиции компании «Металлпромресурс» должна включать следующие основные действия:
- позиционирование – необходимо придать особое место компании «Металлпромресурс» в сознании целевых потребителей: высокое качество продукции; новые технологии; лучшие стандарты обслуживания;
- брендинг – существующие фирменное наименование «Металлпромресурс» требует постоянного поддержания уровня известности и узнаваемости, формирования лояльности потребителей. Это предполагает участие предприятия в различных мероприятиях, в специализированных выставках Москвы, Санкт-Петербурга и ближних регионов, активное присутствие в интернет-пространстве. Ну и, безусловно, главную ценность для любого предприятия представляют постоянные клиенты. Поэтому нужно создавать приверженность потребителей бренду, использовать особые условия обслуживания в отношении этих клиентов.