Файл: Выбор стиля руководства в организации (Факторы формирования стилей руководства).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования стилей руководства на предприятии
1.1 Сущность формирования стилей руководства и их классификация
1.2. Факторы формирования стилей руководства
1.3. Способы реализации стилей руководства
Глава 2. Анализ стилей управления, применяемых в ООО «Медиакабель»
2.1. Цели и задачи исследования стилей руководства
2.2. Выбор методики и диагностика применяемых стилей руководства
Мягкий стиль управления заключается в том, что руководитель полностью доверяет принятие решения подчиненными и является только наблюдателем производственного процесса. Этот стиль управления прекрасен для организаций с творческим началом и работой в области искусства. При неумелом использовании мягкого стиля управления возможны полный развал работы и распад коллектива. Иногда в таких случаях коллектив как саморегулирующаяся система выдвигает своего лидера, как правило, жесткого и волевого, способного осуществлять реальное руководство.
Партнерский стиль управления (демократический, коллективный) - руководитель применяет преимущественно коллегиальное управление, принятие решения осуществляется в форме «снизу-вверх», при которой сначала собираются мнения руководителей низшего звена, а затем на их основе вырабатывается решение на высших этажах власти. Руководитель эффективно использует механизмы самоуправления в своем коллективе и, как правило, опирается на неформального лидера в работающей группе, имеющего противоположные ему деловые качества [5, с. 379].
Руководитель партнерского склада предпочитает формулировать поручения в виде постановки общей задачи или общего направления, при этом сам подчиненный составляет перечень конкретных задач и выбирает методы и способы их решения.В коллективе, который работает под началом такого руководителя, всегда имеется активный критик, фиксирующий ошибки, и сотрудник, предлагающий способы устранения выявленных ошибок. Партнерский стиль успешно применим в научно-исследовательских и творческих коллективах, а также при наличии высокого, неоспоримого авторитета руководителя в работающей команде. Такой руководитель часто держится в своем коллективе не как начальник, а как партнер, соратник, а группа сотрудников выступает в качестве единомышленников. При положительной оценке партнерского стиля следует все же помнить, что стиль не работает в тех случаях, где эффективен жесткий, авторитарный метод управления.
Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка: Учебное пособие, - М.: Экономика, 2009. – С.379.
На сегодняшний день именно о партнерском стиле ведения бизнеса часто говорят и в литературе и в СМИ, говорят о важности и целесообразности такого стиля. Но на самом деле, часто в крурных организациях эффективность и целенаправленность достигается с помощью методов авторитарного стиля управления.
Руководитель с ориентацией на власть умеет защитить себя, своё предприятие и своих подчиненных. С таким руководителем люди чувствуют себя уверенно, такого руководителя уважают. Он умеет взять на себя ответственность в процессе принятия важного решения, проявить силовые качества в конкурентной борьбе, достигнуть поставленных целей и преодолеть возникающие трудности. Любая деятельность ждет прихода нового типа руководителя, который умеет быть жестким в деле, но мягким в отношениях с людьми. Эффективность такого руководителя на российских предприятиях очень высока. Лидер данного профиля требователен и строг со своими подчиненными, но всегда стремится проявить заботу по отношению к ним в психологическом и финансовом планах. О таких руководителях говорят: «Строг, но справедлив» или «Он нам как отец». Так, если мягкий по характеру человек начинает реализовывать жесткий стиль управления, его эффективность будет сомнительна по трем основным причинам. Во-первых, сам руководитель будет находиться в постоянном нервном напряжении, и работать на пределе своих психологических возможностей. Через некоторое время вполне закономерны нервно-психический срыв и различные болезни. Во-вторых, сотрудники сразу же начинают чувствовать, что строгость и требовательность такого лидера - только внешние и особого послушания проявлять не следует. В-третьих, в напряженных и стрессовых ситуациях такой руководитель может стать неоправданно сверхжестким. И наоборот, жесткий и волевой человек, выбирающий мягкий стиль управления, будет вынужден постоянно преодолевать самого себя, ограничивая свою активность и искусственно выстраивая свое деловое поведение «по правилам». Подчиненные в этом случае почувствуют «игру» своего руководителя и могут стараться «подыграть» ему. При этом в его отсутствие они будут делать все по-своему. В напряженных и стрессовых ситуациях велика вероятность то, что такой руководитель окажется от искусственного мягкого стиля и проявит свою жесткую волю [20, с. 196].
Итак, успешный руководитель хорошо знает самого себя, свои сильные и слабые стороны и выбирает стиль управления, соответствующий своему характеру и темпераменту.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что стиль руководства – это комплекс приемов и методов управления, а также их эффективное применение в производственном и управленческом процессе. Стиль управления – это фундаментальное понятие для успешной и эффективной работы любого предприятия, а не личное дело менеджера.
Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. - Петрозаводск, «Фолиум», 2013. – С.196.
Глава 2. Анализ стилей управления, применяемых в ООО «Медиакабель»
2.1. Цели и задачи исследования стилей руководства
История понятия «стиль руководства» начинается в конце 30-х - начале 40-х гг. ХХ века и связно с именем К. Левина. Дальнейшее развитие и доработку этот термин получил за рубежом. И даже сегодня большинство современных руководителей не могут описать свой стиль управления и воспринимают этот термин как теорию.
На практике анализу стилей руководства уделяется незначительное внимание, отчасти потому, что частный бизнес в нашей стране еще находится в самом начале своего развития. Объясняется это исторической особенностью, связанной с культивируемым командно-административным методом управления экономикой государственных предприятий и авторитарным стилем руководства на протяжении довольно большого периода времени, называемого советским. Стили руководителей в это время, в основе своей, были ориентированы на выполнение производственных задач, а не на людей. Люди высшим руководством рассматривались в качестве «винтиков» в хозяйственном организме, которые нужно «завести» для бесперебойной работы. Однако в 80-е годы прошлого столетия предпринимались попытки учесть мнение, опыт людей для улучшения экономической ситуации на предприятиях. Именно к этому времени экономика страны начала серьезно разрушаться. Таким образом, руководителям пришлось признать наличие связи между стилем руководства и экономическими результатами деятельности хозяйствующих субъектов [13, с. 479].
Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2013. – С.479.
Основная цель данной работы заключается в оценке эффективности взаимодействия выбранного стиля управления и экономической целенаправленности на примере предприятия малого бизнеса.
В стиле управления зафиксированы как общие, алгоритмизированные операции, так и единичные, уникальные, отражающие индивидуальные особенности профессионализма руководителя. Поэтому чрезвычайно интересно исследовать и проанализировать уникальные особенности руководителя ООО «Медиакабель».
Еще один аспект анализа проблемы - изучение динамики стилей руководства коллективом. Как было отмечено выше, на предприятиях страны не уделяется должного внимания анализу стилей руководства, тем не менее, руководители, понимая это, или нет, меняют стили руководства, так как управлять коллективом становится все сложнее. Возрастающая самооценка специалистов, желание самореализации, развитие демократизма в обществе накладывают отпечаток на людей. Они не хотят быть просто «винтиками», пусть даже незаменимыми, проявляют инициативу, настойчивость, даже упорство, чтобы повлиять на конечный финансовый результат деятельности предприятия, и руководство вынуждено считаться с этим проявлением деловых качеств сотрудников, и, даже приветствует наличие инициатив, креативность сотрудников [8, с. 673].В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи исследования стилей руководства ООО «Медиакабель».Каждый руководитель, в силу своего особого положения в системе управления организацией, является для своих подчиненных, сотрудников объектом для подражания, эталоном во всем, включая его манеры.
Галенко В.П., Стархова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий - М.: Финансы и статистика, 2013. – С.673.
Для современного менеджера очень важным является четкая установка принципов и методов управления на данном этапе развития и при достижении конкретной цели. Важно также в управленческой деятельности установить факторы, определяющие стиль ведения управленческой деятельности. [15, с. 481].
Забота о людях может проявляться в самых различных ситуациях. Некоторые руководители проявляют заботу о людях, направляя все усилия на то, чтобы добиться симпатий подчиненных. Другие требуют, чтобы работники качественно и в срок завершали порученные задания. Несмотря на различия между этими подходами, стремление руководителя к достижению конечных результатов, на основе доверия и уважения работников, исполнительности, симпатии, понимания и поддержки, выступает проявлением заботы о людях. Другие проявления заботы о людях - создание благоприятных условий для работы, совершенствование структуры заработной платы, применение системы премирования, создание гарантий занятости в данной организации и т.п. Степень заботы о людях определяется ее характером и интенсивностью. В зависимости от характера заботы о подчиненных реакция работников может иметь такие проявления, как энтузиазм или недовольство, активность или апатия, творческое или стандартное мышление, преданность организации или безразличие к ее проблемам, готовность участвовать в реформах или сопротивление их проведению [17, с. 346].Наконец, еще одной задачей, решаемой в данной работе, является проведение сравнения и анализа полученных результатов, формулирование соответствующих выводов и разработка рекомендаций по совершенствованию стилей руководства в ООО «Медиакабель».
Основы менеджмента: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Д. Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичев. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – С.346.
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2012.- С.481.
2.2. Выбор методики и диагностика применяемых стилей руководства
Процедура исследования для цели выполнения курсовой работы состояла из нескольких этапов: на первом этапе был составлен план исследования, определен круг лиц, которые будут участвовать в проведении устного и письменного опроса,на втором этапе проводилась работа по получению необходимой информации для исследования,на третьем этапе выявлялись взаимосвязи, определение доминирующего стиля управления и социально-психологического климата. В целом в исследовании принимали участие 20 человек. Полученные данные были обработаны методом математической статистики.
Для понимания факторов, оказавших и оказывающих влияние на выбор стилей руководства на предприятии, важными являются сведения об организации и истории его образования. Основной вид деятельности:производство прочих проводов и кабелей для электронного и электрического оборудования. ООО «Медиакабель» специализируется на поставках кабельно-проводниковой продукции с 2014 г.Для оценки применяемых стилей руководства на анализируемом предприятии было проведено их исследование. Значительное место в организации исследования занимает работа с информацией, ее анализ, идентификация, классификация и обработка данных.
Метод исследования это набор определенных знаний и инструментов для проведения требуемого исследования. В основе метода исследования лежит как категориальный аппарат исследования, так и эмпирический. Грамотный подход к этой системе лежит в основе правильного выбора методы исследования и всей успешности исследовательской деятельности. [16, с. 598].
Модели и методы управления персоналом. Под ред. Е.Б. Моргунова. - М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2011. –С. 598.
Объектом исследования в данной главе являются стили руководства, наиболее характерные для высшего менеджмента.При проведении исследований по применяемым методам и оценке их эффективности были использованы следующие методы: наблюдение, опрос и статистическое наблюдение.
Наблюдение использовалось включенное; в естественныхусловиях; периодическое; выборочное; открытое. С помощью данного метода были исследованы оценки эффективности деятельности ООО «Медиакабель».
Выборка составила 7 человек, среди которых 5 человек (генеральный директор, зам. генерального директора по экономике, зам. директора по производству, зам. директора по маркетингу, главный бухгалтер) - менеджеры высшего уровня и 2 человека - менеджеры среднего уровня. Это начальник конструкторского бюро и начальник отдела по обеспечению.
Опрос (устный и письменный), проводился в виде анкетирования. В данных анкетах содержится ряд вопросов, которые позволяют наблюдать и анализировать.
Для проведения практического исследования выявления преимущественного стиля руководства в ООО «Медиакабель» было принято решение остановиться на следующих методиках.
Методика «Способность к лидерству» (автор Р.С. Немов) (приложение 1) была выбрана, чтобы изначально определить насколько руководители обладают способностями к руководству и как эффективно осуществляют свои функции.
Цель этой тестовой методики заключается в выявлении лидерских качеств и степени их выраженности.
Степень выраженности лидерства:
До 25 баллов - лидерство выражено слабо;
26-35 баллов - средняя выраженность лидерства;
36-40 баллов - лидерство выражено в сильной степени;
Свыше 40 баллов - склонность к диктату.
Методика «Определения стиля руководства трудовым коллективом» (Автор В.П. Захаров) (приложение 2).
Особенность этой методики состоит в том, что если она используется для самооценки руководителя, то возникает опасность искажения результатов вследствие субъективной установки показать себя в лучшем свете или просто недостаточного осознания человеком своих особенностей. Поэтому данный опросник рекомендуется вместе с руководителем предлагать его подчиненным, а затем обобщать результаты.
По результатам исследования: испытуемые получили от 30 до 40 баллов, это значит,стиль руководствана предприятии считается высокоэффективным.
Методика В.П. Захарова «Определения стиля руководства трудовым коллективом» (приложение 2) направлена на оценку преобладающего стиля руководства: директивного (авторитарного), коллегиального (демократического).
Методика является популярной и заключается в том, что на основании проведенной выборки участникам опроса предлагается опросник, в котором предложено 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в.
По результатам исследования: у руководителя наблюдается комбинация различных стилей управления. Более предпочтительным является сочетание авторитарного и демократического стилей, когда руководитель применяет более гибкие методы работы с людьми.