Файл: Существенные признаки, виды и границы суверенитета государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Существенные признаки и виды государственного суверенитета

Как указывают все рассматриваемые мной авторы, признаками суверенитета являются его единство, неделимость и неотчуждаемость. Единство суверенитета заключается в том, что в государстве может быть одна суверенная власть, которую осуществляет вся система государственных органов. Поэтому всевозможные попытки самопровозглашения суверенитета территориями в пределах одной страны являются неправомерными. Неделимость суверенитета заключается в том, что государственной власти, которая действует на территории определенной страны, принадлежит вся полнота суверенитета. Государственной власти не может быть лишь частично суверенной.[5]

Несуверенные образования нельзя считать государствами (например, колонии, протектораты и тому подобное). Не являются суверенными государствами и автономные образования, которые наделены отдельными суверенными правами и потому приобретают определенные признаки государственности.

Следует подчеркнуть, что неотчуждаемость суверенитета значит, что суверенитет не может быть непосредственно никому передан или ограничен. Обычно суверенитету не свойственный абсолютный характер. Сфера осуществления отдельных суверенных прав может быть по тем или другим причинам ограниченной, суженной, но лишь до тех пор и той мерой, которой государство считает это для себя полезным или необходимым. Примером такого ограничения являются современные интеграционные процессы, в которых участвует и Россия, и которые находят свое проявление через деятельность Совета Европы, ОБСЕ, СНГ и т.д.[6]

Органы, созданные такими объединениями, имеют по большей части согласовательный, координирующий характер, в результате чего суверенитет государственной власти России остается неприкасаемым.

Первоисточником власти, и прежде всего государственной, в демократических странах есть народ. Поэтому в основе государственного суверенитета лежит народный суверенитет. Именно народ, по большей части через свободные выборы, легитимирует государственную власть. Поскольку источником государственной власти является народ, то ему и должна принадлежать власть. Народный суверенитет осуществляется через выборный представительский орган и непосредственно народом через выборы, всенародные обсуждения, референдум. Следовательно, в условиях демократии государственный суверенитет фактически совпадает с народным.


  1. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», – говорится в ч. 1 ст. 3 Конституции РФ.[7]

В то же время ч. 2 той же статьи констатирует, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, чем подчеркивается приоритет по этому делу народного суверенитета. Понятие «национальный суверенитет» сначала было непосредственно рассчитано на этнически однородное государство. Впоследствии, когда термин «нация» стали применять и к совокупности всех граждан определенного государства, это привело к совпадению понятий «государственный суверенитет», «народный суверенитет», «национальный суверенитет».

Относительно понятия «право на самоопределение отдельных наций», то оно провозглашается и в преамбуле действующей Конституции РФ, где отмечается, что современное российское государство возникло на основе осуществленного всей нацией, всем многонациональным народом права на самоопределение.

Суверенитет является «сборным» признаком государства. Он концентрирует в себе наиболее существенные черты государственной организации общества. Независимость и верховенство государственной власти выражается в его универсальности – только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны; в прерогативе – возможности отмены и признания незначительным любого незаконного проявления другой общественной власти и в наличии специальных средств влияния, которых не имеет никакая другая общественная организация.

Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействию с негосударственными политическими организациями при решение разнообразных вопросов государственной и общественной жизни.

Государственная власть расположена на высшей ступени иерархии управляющих в данном обществе подсистем, независимая от них. Она несовместима с существованием другой такой же власти в стране.

Сущность новейшей политики, организованной вокруг принципа верховной власти, заключается непосредственно в том, что она не выступает в качестве следствия определенной идеи а рrіоrі справедливого, вокруг которой было организовано все общество.

Для современников, справедливое – это то, которое отвечает рациональности обществ, другими словами, общество структурируется не какой-то нормой справедливого, которая происходит неизвестно откуда, а наоборот, как раз общественное тело, организованное согласно своей рациональности, устанавливает норму, согласно которой справедливое, – справедливость (в том виде, в котором его выражает закон и в котором оно находится под охраной государства) – и определяется.


Справедливое – это то (и оно не может быть иным), что суверен определяет в качестве справедливого в тот момент, когда он произносит закон и уже самим фактом произнесения данного закона. Именно в этом заключается свойство суверенитета и, если зайдет такая потребность, в этом свойстве новейшего государства можно видеть критерий, благодаря которому государство и есть всегда актуальным явлением.

А значит, напрасно было бы пытаться определить, что справедливо и что такое справедливость, если этот поиск будет заключаться в абстрактном высказывании значения этих слов, утверждая, например, что справедливость заключается в том, чтобы дать каждому то, что ему положено по праву. Это очерчивание справедливости само в себе не может быть ошибочным, однако оно становится таким по отношению к государству суверенитета, поскольку вопрос заключается в действительности в том, чтобы узнать, в чем же кроется вот именно, что по праву принадлежит каждому.

Государство, то есть суверен, как раз и является тем, кто определяет природу этого, и делает он это в форме закона. А потому нельзя сказать, что справедливое заключается в том, чтобы дать каждому то, которое положено ему по праву, поскольку проблема именно в этом и заключается: что же должно принадлежать каждому по праву? Только суверенитет знает ответ на этот вопрос. Так что справедливое – это закон, а значит, нельзя возводить непосредственно дефиницию справедливого к его абстрактному содержанию, поскольку именно закон определяет это содержание.

Если суверенная воля утверждает, что тот должен быть рабом, а тот господином, то это и будет справедливостью.

Как отметил С.С. Алексеев,[8] государственный суверенитет имеет две стороны:

– внутреннюю сторону – исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

– внешнюю сторону – самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом, когда соответствующие действия происходят в правовом порядке. Государство в соответствии с международным правом и своим национальным законодательством может вступать свои суверенные права межгосударственным организациям.

В международных отношениях государство принимает на себя обязательство, считается с общепризнанными нормами международного права, с заключенными ею договорами. Однако это не ущемляет добровольный характер, обязанности устанавливаются по взаимной или по общему согласию.


В современном мире суверенитет ни одного государства не значит, что она не связана ни с чем внутри страны и абсолютно независимая от других государств, от мирового содружества в целом. Любое демократическое государство внутри страны должно постоянно прислушиваться к мнению граждан, социальных групп и их негосударственных образований.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластия народа, в интересах которого государство осуществляет управление обществом.

Выделяют государственный суверенитет непосредственно как особенность государственной власти и народный и национальный суверенитет. Народный суверенитет – само содержание демократии, основа народовластия, право народу самому, своей волей определять свою судьбу. Национальный суверенитет – это права наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопрос своей жизни, право на свое национальное самоопределение. Государственный суверенитет может сообщаться с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Демократическое государство, в какой нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, являет собой суверенное государство во всех отмеченных раньше значениях, то есть включая народный и национальный суверенитет.

В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения нации, суверенитет осуществляется этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом лишь одной нации. В зависимости от того, каким способом нации, которые объединились, осуществили свое праве на самоопределение – путем объединения в союзные государства и путем федерации на базе автономии или конфедерации, – государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из наций, которые объединились.

В первом случаи это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, которые вступили часть своих прав многонациональному государству. Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств.

В федеральных государствах суверенитет признается союзным государством, а по законодательству некоторых стран – также за субъектами федерации. В России по федеральному договору суверенными считаются и республики, которые входят в ее состав.

Я считаю, что в суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластия народа, в интересах которого государство осуществляет управление непосредственно обществом.


Государственный суверенитет как особенность государственной власти нужно отличать от народного суверенитета и национального суверенитета. Как отмечает С.С. Алексеев народный суверенитет – «само содержание демократии, основа народовластия, право народу самому, своей волей определять свою судьбу». Аналогичное же значение имеет понятие национального суверенитета; это права наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопрос своей жизни, право на свое национальное самоопределение. Демократическое государство, в какой нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, являет собой суверенное государство во всех отмеченных раньше значениях, то есть включая народный и национальный суверенитет.[9]

По мнению В.М. Хропанюка национальный суверенитет означает «право на само определение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства». В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения нации, суверенитет осуществляется этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом лишь одной нации.[10]

В зависимости от того, каким способом нации, которые объединились, осуществили свое праве на самоопределение – путем объединения в союзные государства и путем федерации на базе автономии или конфедерации, – государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из наций, которые объединились. В первом случаи это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, которые вступили часть своих прав многонациональному государству.

Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является непосредственно носителем суверенитета не которой или отдельной наций, а суверенитету, который положен именно данному многонациональному государству, которое выражает как общие интересы все наций, что объединились, так и специфические интересы каждой из них. Главное заключается в том, чтобы многонациональное государство в любых ее разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, которые входят в ее состав.