Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы прямого налогообложения
1.1 Сущность и виды налогов как источника доходов государственного бюджета
1.2 Прямые налоги и их характеристика
1.3 Зарубежный опыт формирования доходной базы бюджета за счет прямых налогов
2. Анализ роли прямых налогов в формировании бюджета Российской Федерации
2.1 Анализ поступления налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации
2.2 Проблемы и направления оптимизации соотношения прямых и косвенных налогов в бюджете РФ
Таблица 3
Структура консолидированного бюджета РФ (включая бюджеты государственных внебюджетных фондов) в 2013-2017 гг. [16]
2017 |
Уд. Вес |
2016 |
2015 |
2014 |
2013 |
|
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
млрд. руб. |
млрд. руб. |
млрд. руб. |
|
Доходы: |
30640 |
100 |
28181,5 |
26922 |
26766,1 |
24442,7 |
Налоговые доходы: |
19277,6 |
62,9 |
16309 |
15516,9 |
14414.8 |
13032,4 |
НПО |
3290,1 |
10,7 |
2770,3 |
2599 |
2375,3 |
2071,9 |
НДФЛ |
3252,3 |
10,6 |
3018,5 |
2807,8 |
2702,65 |
2499 |
Налог на совокупный доход |
446,9 |
1,5 |
388,5 |
347,8 |
315,1 |
292,8 |
Налог на имущество |
1250,5 |
4,1 |
1117,1 |
1068.6 |
957,5 |
900,7 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
4162,9 |
13,6 |
2951,8 |
3250,7 |
2934,65 |
2598 |
НДС |
5137,6 |
16,8 |
4571,4 |
4233,9 |
3940,2 |
3539,4 |
Акцизы |
1599,5 |
5,2 |
1356 |
1068.4 |
1072,2 |
1015,9 |
Иные налоговые доходы |
137,8 |
0,5 |
135,4 |
140,7 |
117,2 |
114,7 |
Неналоговые доходы: |
11263,6 |
36,8 |
11749.8 |
11300,1 |
12217 |
11297,3 |
Основу доходной части бюджета РФ составляют налоговые поступления. В совокупности они составляют 53,3 % в 2013 г., 53,85% в 2014 г., 57,6% в 2015 г., 57,9% в 2016 г. и 62,9% в 2017 г. Налоги увеличивают свой удельный вес в общих доходах государства, что показывает уменьшение доли других статей дохода. В такой ситуации усиливается зависимость государства от налоговых поступлений.
Наибольшую долю среди налоговых поступлений на протяжении 5 лет занимает НДС. Так, удельный вес НДС с 14,5% в 2013 г. увеличился до 16,8% в 2017 г. При этом его объем в абсолютном выражении растет каждый год в течение пяти лет. Если учесть, что налоговая ставка за данный период не менялась, то можно сказать, что в стране с каждым годом увеличивается потребление товаров и услуг. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами имеют второй по величине удельный вес в 2017 г. (13,6%) среди налоговых доходов государства. В период с 2013 по 2015 гг. наблюдался рост абсолютных значений по данному показателю: с 2598 млрд.руб. в 2013 г. до 3250,7 млрд.руб. в 2015 г. В 2016 году произошло снижение поступлений по этой статье доходов на 298,9 млрд.руб. или на 9,2%, а уже в 2017 году прирост составил 41%, и поступления были равны 4162,9 млрд.руб. [16]
Следующим налогом в 2017 году по удельному весу в доходах государства является налог на прибыль организаций. Увеличение по данной статье дохода наблюдается на протяжении пяти лет. Так, доля НПО с 8,5% в 2013 году возросла до 10,7% в 2017 г., а в абсолютном значении с 2071,9 млрд. руб. в 2013 г. до 3290,1 млрд. руб. в 2017 г. Это может свидетельствовать о том, что в стране наращивается объем производства, увеличиваются продажи, и за счет этого пополняется казна государства. При этом наибольший прирост НПО за последние 5 лет был в 2017 по отношению к 2016 году, и составил 18,8%. Доля налога на доход физических лиц в 2017 г. составила 10,6%. В целом, за анализируемый период удельный вес НДФЛ в доходах государственного бюджета был всегда более 10%, а в абсолютном значении размер доходов государства по данной статье постоянно возрастал: с 2499 млрд.руб. в 2013 г. до 3252,3 млрд.руб. в 2017 г. Также можно отметить, что увеличение поступления денежных средств от НДФЛ соотносится со среднемесячной номинальной начисленной заработной платой: среднемесячная заработная плата в стране. [16]
Растет и, как следствие, увеличиваются поступления НДФЛ в государственный бюджет. Так, при средней заработной плате в 29792 руб. в 2013 г. доля НДФЛ равнялась 10,2%; при средней зарплате в 32495 руб. в 2014 г. удельный вес НДФЛ был 10,1%; при средней заработной плате, равной 34030 руб. в 2015 г. – доля НДФЛ 10,4%; в 2016 г. средняя зарплата была равна 36709 руб., а удельный вес НДФЛ – 10,7%; и в 2017 г. средней заработной платы в 39144 руб. соответствовала доля НДФЛ в размере 10,6%. При росте средней заработной плате в 2017 г. по отношению к 2016 г. произошло снижение доли НДФЛ, поскольку в 2017 г. заметно сократился уровень занятости населения до 59,6% в 2017 г. в сравнении с 65,7% в 2016 г. В период с 2013 по 2015 гг. не было определенной тенденции к изменению объема поступлений от акциза: в 2014 г. наблюдался рост на 5,5%, или на 56,3 млрд. руб. по отношению к 2013 г., в 2015 году было снижение на 0,35%, или на 3,8 млрд.руб. в сравнении с 2014 г. Однако в 2015-2017 гг. наметился явный рост поступлений в бюджет от акциза. В 2016 г. рост объема акциза составил 287,6 млрд.руб., или 26,9%, в 2017 г. было увеличение на 243,5 млрд. руб., или на 18%, по сравнению с предыдущим годом. [16]
Налог на совокупный доход, имея малую долю (1,5% в 2017 г.) в доходах государства, растет все с большими темпами. Так, прирост в 2014 году в сравнении с 2013 г. был равен 7,6%; в 2015 г. к 2014 г. – 10,4%; в 2016 г. к 2015 г. – 11,7%; и в 2017 г. по отношению к 2016 г. – 15%. В 2017 г. объем поступлений от налога на совокупный доход был равен 446,9 млрд. руб. Рост поступлений от налога на совокупный доход в основном обусловлен увеличением налоговых поступлений от лиц, которые используют упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог. Доходы государства по УСН в 2017 г. возросли на 62,6% в сравнении с 2013 г., или на 132,95 млрд.руб.; по ЕСХН в 2017 г. увеличились на 7,89 млрд.руб. (на 197,25%) по отношению к 2013 г. [16].
Поступления от налога на имущество растут менее быстрыми темпами, чем от налога на совокупный доход. Но это объясняется большей долей налога на имущество в общих доходах. Так, с 3,7% в 2013 г. доля налога на имущество увеличилась до 4,1% в 2017 г., а в абсолютных показателях – с 900,7 млрд.руб. в 2013 г. до 1250,5 млрд.руб. в 2017 г. Прирост в 2017 г. по отношению к 2013 году составил 38,8%.
Таким образом, можно сделать вывод, что в консолидированном бюджете среди налоговых доходов основное место занимает косвенный налог – НДС, однако по сумме прямые налоги имеют больший удельный вес, чем косвенные.
Анализ роли прямых налогов в территориальных бюджетах на примере Оренбургской области РФ
Формирование доходов областного бюджета Оренбургской области в последние годы осуществлялось в условиях продолжающегося замедления темпов экономического развития, сохранения неблагоприятной внешней обстановки и ситуации неопределённости на мировых финансовых и сырьевых рынках. Несмотря на реализацию комплекса антикризисных мер, направленных, в том числе на адаптацию экономики к изменившимся условиям, предстоящий плановый период несет в себе риски, способные повлиять на прогнозируемые проектировки. [15]
Рассчитаем показатели динамики доходов областного бюджета за ряд последних лет.
Таблица 4
Динамика доходов бюджета Оренбургской области [15]
Показатель |
2015, млн. руб. |
2016, млн. руб. |
Абс. изменение, млн. руб. |
Темп роста,% |
2017, млн. руб. |
Абс. изменение, млн. руб. |
Темп роста,% |
Налоговые и неналоговые доходы, в. т.ч |
60733,2 |
62288,82 |
1555,62 |
102,56 |
58781,97 |
-3506,9 |
94,37 |
- налоговые доходы |
59345,59 |
60806,85 |
1461,26 |
102,46 |
57805,73 |
-3001,1 |
95,06 |
- неналоговые доходы |
1387,62 |
1481,97 |
94,35 |
106,80 |
976,23 |
-505,74 |
65,87 |
Безвозмездные поступления |
10891,38 |
11262,78 |
371,4 |
103,41 |
11717,6 |
454,82 |
104,04 |
Итого доходов |
71624,59 |
73551,6 |
1927,01 |
102,69 |
70499,57 |
-3052 |
95,85 |
Законом Оренбургской области «Об областном бюджете» доходная часть областного бюджета на 2015 год была утверждена в объеме 71624,59 млн. рублей. В 2016 году доходы были запланированы в размере 73551,60 млн. рублей, что на 1927,01 млн. рублей больше, чем в предыдущем году (102,69% к 2015 году), в 2017 году объем доходов бюджета Оренбургской области первоначально был утвержден в размере 70499,57 млн. рублей, что на 3052 млн. рублей меньше объема, утвержденного в 2016 году (95,85% к 2016 году). [16]
Динамику доходов по видам и в целом, утвержденных законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий год демонстрирует рисунок 1.
Рис. 1 - Динамика плановых показателей доходов бюджета Оренбургской области
Рост доходов в 2016 году был обеспечен за счет увеличения налоговых доходов – на 1461,26 млн. рублей (на 2,46%) и роста неналоговых доходов на 94,38 млн. рублей (6,8%), также возросли и безвозмездные поступления на 371,4 млн. рублей или 3,41%. [15]
Снижение доходов областного бюджета в 2017 обуславливается уменьшением налоговых доходов на 3001,1 млн. рублей или почти 5% от уровня 2016 года. Также произошло снижение неналоговых доходов с 1481,97 млн. рублей до 976,23 млн. рублей, то есть почти на 35%. Такое значительное падение уровня доходов не смогли скомпенсировать увеличившиеся на 4,04% (т.е. на 454,82 млн. рублей) безвозмездные поступления. [16]
Таблица 5
Динамика налоговых доходов Оренбургской области 2015-2017 гг., млн. руб. [16]
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
Темп роста 2016 к 2015 |
Темп роста 2017 к 2016 |
факт |
факт |
факт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Налоговые доходы |
56 964,29 |
56 687,45 |
58 125,19 |
99,51 |
102,5 |
Налог на прибыль организаций |
25 990,43 |
23 263,81 |
24 583,77 |
89,5 |
105,7 |
НДФЛ |
16 123,30 |
16 133,22 |
16 954,25 |
100,06 |
105,1 |
Акцизы |
4 193,10 |
6 144,67 |
5 133,76 |
146,5 |
83,55 |
Налоги на совокупный доход |
187,68 |
206,22 |
1,89 |
109,87 |
1 |
Налог на имущество организаций |
8 534,41 |
8 939,13 |
9 388,08 |
104,74 |
105 |
Транспортный налог |
1 037,73 |
999,75 |
1 032,46 |
96,3 |
103,27 |
НДПИ |
717,44 |
782,24 |
781,33 |
109 |
99,89 |
Государственная пошлина |
177,64 |
215,22 |
248,21 |
121,15 |
15,4 |
Задолженность по налогам и сборам |
0,20 |
0,20 |
0,17 |
110 |
85 |
Прочие налоговые доходы |
2,35 |
3,00 |
1,25 |
127,7 |
42 |
Как видно из данных таблицы 4, темп роста налоговых доходов в 2016 году составил 99,51%, т.е. налоговые доходы уменьшились на 0,49%, но в 2017 году налоговые доходы увеличились на 2,5% по сравнению с 2016 годом. Учитывая неблагоприятную экономическую ситуацию в 2016 году, в связи с которой прибыли многих компаний снизились, произошло снижение поступлений налога на прибыль организаций (темп роста в 2016 году по сравнению с 2015 годом составил 89,5%). В 2017 году макроэкономическая ситуация стала стабилизироваться, что благоприятно отражалось на деятельности многих компаний, прибыль которых росла, в связи с этим произошло увеличение поступлений от показателя налога на прибыль организаций (темп роста за год – 105,7%). [15]
По данным налоговой инспекция ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам Оренбургской области на долю крупнейших налогоплательщиков в 2017 г. приходится 68% общей суммы поступления налоговых платежей от налога на прибыль организации. При этом доля платежей ПАО «Оренбургнефть» составляет около 28,4%, ООО «Оренбурггазпром» 15,5%, ПАО «Орскнефтеоргсинтез» 8%, ОАО «Оренбургэнерго» 5,3%. В структуре поступлений по видам налогов от крупнейших налогоплательщиков определяющими являются налог на добычу полезных ископаемых (33%), налог на добавленную стоимость (25%), налог на прибыль (14%) и акцизы (10 %).
Помимо крупнейших организаций, плательщиками налогов на прибыль являются и малые предприятия, поэтому государство разработало политику по оказанию поддержки малого предпринимательства путем оказания льгот, бесплатных консультаций и т.д. [15]
Вторым по значимости налогом в формировании бюджета области является налог на доходы физических лиц. Динамика НДФЛ имеет четкую тенденцию роста по сравнению с предыдущими годами. Этот налог напрямую зависит от динамики роста дохода населения, а также о том, что предприятия работают стабильно и расширяют свою сферу деятельности. За анализируемый период 2015-2017 гг. можно наблюдать рост поступлений от НДФЛ на 5,16%.
На третьем месте по удельному весу формирования бюджета расположился налог на имущество. Областные парламентарии одобрили изменения в закон «О налоге на имущество физических лиц», в котором налог будут исчислять исходя не из инвентаризационной стоимости, а из кадастровой. Хотя и ставка налога будет уменьшена с 2% до 0,1%, итоговая сумма налога будет больше в 3 раза. Закон в Оренбуржье введен с 2017 года. Данное изменение ложится тяжелым бременем на плечи Оренбуржцев. В 2016 г. темп роста поступлений в бюджет налога на имущество составил 104,74%, в 2017 г. – 105%, т.е. наблюдается тенденция увеличений поступлений в бюджет. [16]