Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы прямого налогообложения
1.1 Сущность и виды налогов как источника доходов государственного бюджета
1.2 Прямые налоги и их характеристика
1.3 Зарубежный опыт формирования доходной базы бюджета за счет прямых налогов
2. Анализ роли прямых налогов в формировании бюджета Российской Федерации
2.1 Анализ поступления налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации
2.2 Проблемы и направления оптимизации соотношения прямых и косвенных налогов в бюджете РФ
Введение
Ведущие экономисты указывают на зависимость развития налоговой системы государства от соотношения и размеров поступления прямых и косвенных налогов. Особая роль при формировании доходной части бюджета отводилась прямым налогам, наличие и преобладание которых свидетельствует о более высоком уровне развития налогообложения в стране, тогда как преобладание в структуре налоговых поступлений косвенных налогов – о недостаточном развитии налоговой системы государства. В современных условиях акцент смещается в сторону формирования оптимальной системы налогообложения. Это предполагает ситуацию, при которой в структуре доходов бюджета определяющую роль играет оптимальное соотношение между прямыми и косвенными налогами. Роль экономического регулятора при этом возложена на систему прямого налогообложения, а исполнение фискальных задач должны выполнять косвенные налоги.
Изучение доходной части бюджетной системы, влияния налоговой базы на формирование доходной части бюджета, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма, тщательный анализ возникающих в ходе формирования и исполнения бюджета проблем, имеют актуальность на любом этапе исторического развития налоговой системы.
Целью курсовой работы является исследование роли прямого налогообложения в доходах государственного бюджета. В соответствие с целью сформулированы следующие задачи:
- изучить сущность и виды налоговых доходов государственного бюджета;
- рассмотреть особенности прямых налогов и их виды;
- провести анализ зарубежного опыта формирования доходной базы бюджета за счет прямых налогов;
- оценить роль прямых налогов в формировании консолидированного бюджета РФ и территориального бюджета на примере Оренбургской области;
- выявить проблемы и рассмотреть направления оптимизации соотношения прямых и косвенных налогов в бюджете РФ.
Предметом исследования являются прямые налоги, объектом исследования – структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ и бюджета Оренбургской области.
При написании работы были использованы следующие методы: системный подход, анализ и синтез, метод сравнения и сопоставления, а также экономико-статистические методы.
Теоретическую базу работы составляют нормативно-правовые источники, учебные пособия, а также научные статьи.
В качестве информационной базы для анализа были использованы данные бюджета Российской Федерации и Оренбургской области.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретические основы прямого налогообложения
1.1 Сущность и виды налогов как источника доходов государственного бюджета
В современных условиях финансовая сфера становится доминантой в развитии денежных отношений на макроуровне. В финансовой системе страны отдельное место занимает государственный бюджет. Государственный бюджет, являясь централизованным фондом государства, служит основным источником финансирования государственных расходов, направленных на социально-экономическое развитие страны. С этой целью формируется доходная часть государственного бюджета. В условиях рыночных отношений доходы государственного бюджета формируются за счёт налоговых и неналоговых поступлений.
Относительно термина «доходы бюджета» существует множество определений со стороны ряда российских учёных экономистов. Г.Б. Поляк и др. дают следующее определение данному понятию: «Доходы бюджета – это экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления» [10].
В учебнике «Финансы», созданном авторами В.В. Бочаровым, В.Е. Леонтьевым, Н.П. Радковской следующая трактовка доходов бюджета: «Доходы бюджета как поступающие в бюджет денежные средства (за исключением тех, которые являются источниками покрытия дефицита бюджета)» [4].
Ещё одно определение доходам бюджета в учебнике под редактированием В. П. Литовченко: «Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, потому что она используется для формирования бюджетных фондов и по существу представляет собой цену государственных услуг» [8].
Обобщая можно привести следующий комментарий доходам бюджета, в условиях рыночных отношений доходы государственного бюджета страны выражают денежные отношения, которые возникают в ходе процесса формирования главного централизованного фонда страны, между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, мобилизуя денежные средства в распоряжение государства для выполнения им функций и задач.
Налоговые доходы государственного бюджета классифицируются по определённым признакам. [13]
1. В зависимости от механизма изъятия различают прямые налоги и косвенные. К прямым налогам относятся налоги на собственность или доход, к косвенным налогам относятся налоги на обращение или потребление.
Нужно отметить, что конечным плательщиком косвенного налога является потребитель товара (он оплачивает надбавку к цене товара).
2. По уровню управления налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные (для федеративных государств) или общегосударственные и местные (для унитарных государств).
3. По объекту обложения выделяют налоги с дохода, с имущества (налог на имущество юридических лиц, налог на имущество физических лиц и др.), за выполнение определенных действий (передача имущества в порядке наследования или дарения, на сделки купли-продажи и др.); рентные (ресурсные), на потребление, на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы).
4. По срокам уплаты налоги могут подразделяться на срочные налоги и календарно-периодичные налоги. В свою очередь календарно-периодичные налоги подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и ежегодные. [12]
5. По характеру использования можно выделять общие налоги, они обезличиваются в бюджетах различных уровней и специальные целевые, которые поступают в Государственные внебюджетные целевые фонды государства.
6. По периодичности взимания налоги могут подразделяться на регулярные и нерегулярные.
7. По субъекту налогоплательщика налоги подразделяются на налоги с физических лиц, налоги с юридических лиц и смешанные налоги.
8. По уровню установления и изъятия налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие. [13]
Закрепленные налоги закреплены за бюджетом конкретного уровня бюджетной системы страны, а регулирующие налоги используются для регулирования доходов нижестоящих бюджетов бюджетной системы страны.
Таким образом, доходы государственного бюджета формируются в зависимости от государственного устройства, исходя из бюджетной структуры, административно-территориального разделения конкретной страны, основных направлений финансовой политики государства, также данный процесс регламентируется нормативно-правовыми актами и законодательными документами.
Налоговые доходы занимают основное место в источниках поступлений государственного бюджета и в зависимости от механизма изъятия различают прямые налоги (на собственность или доход, к косвенным налогам относятся налоги на обращение или потребление) и косвенные.
1.2 Прямые налоги и их характеристика
На формирование доходной части бюджета оказывает влияние, как прямое налогообложение, так и косвенное. Исходя из механизма взимания и объектов обложения, косвенные налоги представляют собой налоги на товары, работы и услуги, включаемые в их цену и оплачиваемые конечными потребителями.
В теории существует несколько концепций разграничения данного вида налогов, каждая из которых предлагает свой классификационный признак [9]:
1. Переложимость. Прямыми считаются малопереложимые налоги, носителем которых является их плательщик. Косвенные же налоги – переложимые, носитель которых, производитель товара, перекладывает свое налоговое бремя на потребителя-плательщика, в виде надбавки к цене данного товара.
2. Предмет обложения. У прямых налогов это доходы или имущество физического или юридического лица. У косвенных – потребление в процессе товарооборота.
3. Платежеспособность налогоплательщика. Прямые налоги взымаются с текущего дохода лица или его имущества, то есть здесь характеризуется длительная платежеспособность субъекта. Косвенные налоги – это налоги с действия, связанные с временными расходами и характеризующие, соответственно, временную или текущую платежеспособность индивида. 4. «Персональность». Прямыми налогами считаются те, которые напрямую связаны с личностью конкретного налогоплательщика через различные кадастры, реестры и т.п. Косвенный налог не связан с конкретным индивидуумом. [3]
Таким образом, прямые налоги — это налоги, которые взимаются непосредственно с доходов, имущества и ресурсов налогоплательщика. В этом случае субъектом уплаты налога является сам налогоплательщик.
Косвенные налоги - это налоги, включаемые в цену товара или в стоимость услуги. Конечным плательщиком данных налогов выступает потребитель, который покупает товар или оплачивает услугу. Косвенный налог взимается в момент совершения акта купли-продажи [13].
Основываясь на данных признаках, мы предлагаем разделить все действующие в РФ налоги следующим образом:
− Прямые налоги: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций (НПО), имущественные налоги как физических, так и юридических лиц, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, транспортный налог и земельный налог.
− Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины.
Преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения исследуются на протяжении всего периода существования науки о налогах. Не останавливаясь на данном вопросе подробно, обозначим основные положения, отражающие преимущества и недостатки данных видов налогообложения.
1. Фискальный потенциал. Косвенное налогообложение в большей степени отвечает фискальным интересам государства, так как имеет большую фискальную эффективность (за счет обширности и универсальности объектов обложения) и обеспечивает большую равномерность налоговых поступлений в бюджет и их устойчивость, поскольку косвенные налоги в меньшей степени зависят от изменений экономических условий.
2. Справедливость налогообложения. В отличие от косвенных налогов, прямые налоги могут быть соразмерены платежеспособности налогоплательщиков и их индивидуальными характеристиками. В результате, прямые налоги в большей степени выполняют распределительную функцию. Косвенные налоги, хотя и являются менее обременительными для налогоплательщиков, имеют регрессивный характер и наиболее тяжелым бременем ложатся на бедные слои населения [9].
3. Налоговое администрирование. Расходы на налоговое администрирование косвенных налогов выше, чем на администрирование прямых налогов. Прямые налоги, в особенности имущественные и подоходные налоги, исчисляемые и уплачиваемые налоговыми агентами, обеспечивают бюджету известный заранее и, соответственно, гарантированный доход.
4. Возможность уклонения от уплаты налога. Несмотря на то, что существует немалое число схем уклонения от уплаты как прямых, так и косвенных налогов, в отличие от прямых налогов, косвенные налоги сложно оптимизировать и уменьшить с помощью низконалоговых юрисдикций. Более того, существенным преимуществом косвенного налогообложения является то, что оно фильтрует вторичный денежный поток, осаждая в бюджетную систему часть доходов, ушедших из-под прямого налогообложения [14].