Файл: Прямое налогообложение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Небольшие суммы налогов в бюджет поступают от налогов на товары, работы и услуг и сборы за пользованием природными ресурсами. Наименьшую же долю составили налоги на совокупный доход и задолженность по налогам и сборам. [16]

Наглядно отразим структуру налоговых доходов бюджета Оренбургской области за 2017 год на рисунке 2.

Рис. 2 – Структура налоговых доходов бюджета Оренбургской области за 2017 год

Таким образом, проведенный анализ показал, что налоговые доходы играют важнейшую роль в формировании бюджета Оренбургской области. За анализируемый период можно наблюдать увеличение доли налоговых доходов с 73,8% в 2015 г. до 77% в 2017 г. Собственные доходы областного бюджета в 2017 году на 87,65% сформированы за счет прямых налогов: налога на прибыль организаций (42,3% от общего объема поступлений налоговых и неналоговых доходов), налога на доходы физических лиц (29,2%), налога на имущество организаций (16,15%). На долю косвенных налогов приходится 12,35% налоговых доходов. [15]

2.2 Проблемы и направления оптимизации соотношения прямых и косвенных налогов в бюджете РФ

В ходе проведения анализа, было выявлено, что в России существует несколько возможностей установить долгосрочный правильный баланс между косвенными и прямыми налогами:

1. Улучшить налоговое администрирование В 2016 г. была разработана и введена Дорожная карта по налоговому администрированию, которая по факту означает введение института налогового мониторинга в целях повышения прозрачности сбора налогов. Развитие системы налогового администрирования позволит решить ряд проблем, связанных с неуплатой налогов (проблемы с получением налогового уведомления, несвоевременное обновление информационных баз и других проблем, связанных с прямым налогообложением). [6]

2. Снижение ставки налога на прибыль Налог на прибыль является сдерживающим фактором. Кроме того, это заставляет предпринимателей искусственно завышать издержки в целях снижения налогооблагаемой базы. Высвобожденные средства будут стимулировать производство, а также инвестиционную деятельность компаний.


3. Ввод налога на недвижимость Налоговая база – оценочная стоимость недвижимости, объект налогообложения – объект недвижимости (земельный участок и находящееся на нем строение). Предполагается вводить не фиксированную ставку, а дифференцированную в зависимости от количества объектов недвижимости. Такой подход позволит не увеличить налоговую нагрузку на граждан с низкими доходами. [11]

4. Развитие налоговой культуры. В России остро стоит проблема недоверия к налоговой системе, а также не привита налоговая культура общества. Как физические, так и юридические лица стремятся укрыться от налогов. В настоящее время в России в сфере налогообложения сложился негативный стереотип поведения, имеют место достаточно низкая налоговая культура общества, недоверие граждан и бизнеса к налоговой системе, стремление уклониться от уплаты налогов. Обо всем этом свидетельствуют как данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе в крупных и особо крупных размерах, так и результаты многочисленных социологических исследований. Приоритетными направлениями повышения уровня налоговой культуры являются:

  • совершенствование механизма разрешения налоговых споров;
  • существенное повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;
  • повышение информирования, развитие налогового консультирования граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ, пропаганда налоговой культуры, дисциплины и ответственности;
  • повышение качества исполнения налоговых процедур;
  • повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах.[1]

5. Снижение общей налоговой нагрузки налогоплательщика;

6. Облегчение налогового бремени для добросовестного налогоплательщика без ущерба для бюджета в целом может быть достигнуто за счет отмены целого ряда льгот;

7. Количество льгот по различным видам налогов в действующем российском законодательстве велико;

8. Сокращение налоговой нагрузки на уровне федерального бюджета было компенсировано ростом налоговых поступлений от увеличения налоговой базы;

9. Упрощение налоговой системы. Установления исчерпывающего перечня налогов и сборов при сокращении их общего числа и максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов;

10. Совершенствование работы налоговых органов. Необходимо осуществлять постоянный контроль качества работы соответствующих органов, а также осуществлять проверку компетентности их работников;


11. Введение прогрессивной шкалы НДФЛ. Равномерность распределения доходов, обеспечиваемое прогрессивной шкалой, - одно из обязательных условий экономического развития любой страны; [6]

12. В Российской Федерации серьезной проблемой стало уклонение от уплаты налогов, распространение различных схем обхода налоговых законов.  Основной задачей остается эффективный выбор объектов налогового аудита и повышение качества проводимых документальных проверок, просветительская работа по повышению налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков;

13. Упростить методику расчета для российских предприятий, не имеющих льгот по НДС;

14. Необходимо упростить налоговую отчетность. Сегодня общий объем деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до 80 страниц. На каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных. Одним из направлений совершенствования налогообложения в России является развитие международного сотрудничества по вопросам налоговой политики.[2]

15. Также необходимой мерой при совершенствовании налоговой системы Российской Федерации является постоянное изменение и дополнение налогового законодательства. 

Процентное соотношение прямых и косвенных налогов на уровне 65% и 35% является оптимальным, так как в виду особенностей российской культуры дальнейшее сокращение доли косвенных при прочих равных повлечет за собой снижение поступлений от налогов и сборов в государственный бюджет Российской Федерации.

Заключение

Налоги – необходимая составляющая всей финансовой системы и экономических отношений в целом. Они являются одной из основных доходных статей бюджета любой страны, а значит обеспечивают ее существование и полноценное функционирование всех государственных институтов. Налоговая система каждого государства формировалась на протяжении долгих лет. По ее структуре, строению, по соотношению в ней различного вида налогов можно многое сказать о состоянии экономики страны в целом. Например, определенные выводы можно сделать, исследуя налоговую систему на преобладание в ней прямого или косвенного налогообложения. Достаточно давно в экономическом сообществе ведутся споры о том, как должны соотносится между собой доли поступлений двух данных видов налогов в государственный бюджет. Мировой экономический опыт свидетельствует о том, что косвенные налоги превалируют над прямыми в развивающихся странах с низким уровнем производственных отношений. Напротив, прямое налогообложение преобладает в развитых странах с высоким уровнем развития экономики, так как объектом данных взиманий являются имущество и доходы граждан. Однако, несмотря на это, полная замена косвенного налогообложения прямым не представляется возможным даже в сильно развитых странах. Кроме того, данный вопрос остается дискуссионным еще и потому, что помимо очевидных факторов вроде дохода граждан, на соотношение прямого и косвенного налогообложения влияют также, например, особенности населения страны, потребности ее граждан, или ее социально-политическое устройство.


Можно выделить следующие основные преимущества прямого налогообложения перед косвенным:

− прямое налогообложение дает возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет;

− в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым регулятором экономических процессов;

− прямое налогообложение способствует перераспределению налоговой нагрузки таким образом, чтобы те члены общества, у которых более высокие доходы несли и более высокие налоговые расходы.

С учетом преимуществ и недостатков прямого и косвенного налогообложения, можно сделать вывод, что налоговая система, базирующая только на одной категории налогов, не может в полной мере удовлетворять фискальные интересы государства и экономические интересы налогоплательщиков. Для оптимальной системы налогообложения, способной обеспечить государство достаточным количеством финансовых ресурсов и для покрытия государственных потребностей, необходимо рассчитать оптимальную модель соотношения прямого и косвенного налогообложения, что создаст условия стабильного экономического роста. Для этого необходимо: улучшать налоговое администрирование, повышать налоговую культуру, упрощать налоговую отчетность, проводить борьбу с уклонением от уплаты налогов и поощрять добросовестных налогоплательщиков облегчением налогового бремени.

Список использованной литературы

  1. Абдуллаева Б.К. Проблемы сбалансированности прямого и косвенного налогообложения в России и за рубежом // Теория и практика общественного развития. 2014. №18.
  2. Антонова О. В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2010.
  3. Бондарева А.В. Анализ соотношения прямых и косвенных налогов в налоговых доходах государственного бюджета Российской Федерации / Бондарева А.В., Васильева Ю.А.// Аллея науки. - 2018. - Т. 1. - № 6 (22).- С. 249-256.
  4. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы: учебник. СПб: Питер, 2016.
  5. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому величеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 годах. М.: Юрайт, 2011. 629 с.
  6. Зотиков Н.З., Ивлиева М.Ф., Савдерова А.Ф. Налоговая система России: проблемы и перспективы реформирования // Интернет-журнал Науковедение. 2017. №3 (40).
  7. Коровкин В.В. Основы теории налогообложения. М.: Экономистъ, 2016. 576 с
  8. Литовченко В.П. Финансы: учебник / под ред. В.П. Литовченко. 2-е изд., перераб. и испр. М.: ИТК «Дашков и К°», 2014
  9. Майбуров, И.А. Теория и история налогообложения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Налоги и налогообложение" / И.А. Майбуров, Н.В. Ушак, М.Е. Косов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016., с. 101- 103.
  10. Поляк Г.Б. Финансы и кредит: учебник / Под ред. Поляка Г.Б. М.: Волтерс Клувер, 2015
  11. Соловьева Н.А. Соотношение прямых и косвенных налогов в налоговой системе государства и тенденции его изменения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. -2017. -Т. 7. -№ 1A. -С. 216-226.
  12. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение : учебник / В.Ф. Тарасова под общ. ред., М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина. — Москва : КноРус, 2018. — 494 с. — Для бакалавров. — ISBN 978-5-406-04263-2.
  13. Ташматова Р.Г. Теоретические аспекты формирования доходов государственного бюджета // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - № 12 (94). - С. 76-78.
  14. Турбина Н.М., Черемисина Т.Н., Черемисина Н.В. Преимущества и недостатки косвенного налогообложения // Социально-экономические явления и процессы. 2016. №8.
  15. Заключение Счетной палаты на отчет об исполнении бюджета Оренбургской области // URL: http://www.sp.orb.ru/pages/activity/exp-analit.html
  16. Отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ // URL:https://www.minfin.ru/ru/statistics/conbud/
  17. Отчет об исполнении бюджета Оренбургской области // URL:http://minfin.orb.ru/отчеты-об-исполнении-бюджета/
  18. Tax on goods and servies. // URL: https://data.oecd.org/tax/tax-on-goods-and-services. htm#indicator-chart
  19. Tax on personal income. // URL: https://data.oecd.org/tax/tax-on-personal-income.htm#indicatorchart
  20. Tax on property. // URL: https://data.oecd.org/tax/tax-on-property.htm#indicator-chart