Файл: Международный валютный фонд: цели, функции,особенности..pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
Введение
Международный валютный фонд (МВФ) играет важную роль в условиях глобализации современной мировой экономики. В условиях глобализации мирового рынка, международные экономические организации, в том числе МВФ, интенсивно эволюционировали, реагируя на экономические кризисы. Это привело к тому, что роль МВФ в настоящее время стала более сложной и менее определенной.
Однако актуальными остаются вопросы о соответствии деятельности МВФ в современных условиях первоначально заявленным целям данной организации, основным векторам ее деятельности в условиях глобализации мирового экономического развития и объективным критериям эффективности функционирования Фонда.
При изменении механизмов деятельности МВФ, его реформирования в современном мире, в перспективе Фонд может сохранить свою роль как важного фактора развития глобализирующейся мировой экономики.
В настоящий момент из-за отсутствия целостных программ, которые бы содержали предложения по построению единой архитектуры мировой финансовой системы, представляется не приносящим результатов анализ различных подходов к реформе мировой валютной системы и международных финансовых организаций. Нерешенность этих проблем может усугублять кризисные явления в мировой экономике.
Противоречивый характер отношений России с МВФ, а также то обстоятельство, что сложившаяся система международных финансовых институтов нуждается в реформировании, усиливает актуальность данной темы.
Объектом исследования является Международный валютный фонд.
Предмет исследования - деятельность МВФ в условиях глобализации мировой экономики.
Цель работы – изучение целей, функций и особенностей деятельности МВФ.
Реализация намеченной цели потребовала постановки и решения следующих задач, определивших логику и концепцию исследования:
- рассмотреть теоретические основы МВФ как международной валютной организации;
- провести анализ современного развития деятельности МВФ;
- определить перспективы развития деятельности МВФ.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются теоретические основы МВФ как международной валютной организации. Во второй главе проводится анализ современного развития деятельности МВФ. В третьей главе определены перспективы развития деятельности МВФ.
1. Теоретические основы МВФ как международной валютной организации
1.1. Цели, функции и задачи МВФ
Международный валютный фонд - специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне.
На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 г. была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 г. - официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 г. как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 189 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.
МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платежного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций.
В отличие от Всемирного банка, деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.
МВФ ставит перед собой следующие цели:
- Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.
- Содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и за счет этого благоприятствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.
- Поддерживать стабильность валют и упорядоченный валютный режим среди государств-членов, а также избегать девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
- Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
- За счет временного предоставления общих ресурсов фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.
- Сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений[1].
Основная задача МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам (и их гражданам) вести операции друг с другом. Эта система крайне важна для содействия устойчивому экономическому росту, повышения уровня жизни и сокращения бедности. Мандат Фонда был уточнен и обновлен с тем, чтобы охватить весь круг макроэкономических вопросов и вопросов финансового сектора, которые сказываются на глобальной стабильности.
- Содействие международному сотрудничеству в денежной политике.
- Расширение мировой торговли.
- Кредитование.
- Стабилизация денежных обменных курсов.
- Консультирование стран дебиторов.
- Разработка стандартов международной финансовой статистики.
- Сбор и публикация международной финансовой статистики.
Организационная структура МВФ в приложении 1.
Высший орган - Совет управляющих, в каждая страна-член управляющим и его заместителем. это министры или руководители центральных . В ведение Совета решение ключевых деятельности : внесение изменений в Соглашения, приём и стран-членов, определение и их долей в , выборы исполнительных . Управляющие собираются на обычно один раз в год, но проводить , а также голосовать по в любое время.
Уставный капитал около 217 млрд. СДР. за счет государств-членов, каждое из обычно выплачивает 25% своей квоты в СДР или в других , а остальные 75% - в своей валюте. Исходя из квот, распределяются между в руководящих органах МВФ.
совет, который политику и отвечает за решений, из 24 исполнительных директоров. назначают восемь с наибольшими квотами в - Соединенные , Япония, Германия, , Соединенное Королевство, , Россия и Саудовская . Остальные 176 организованы в 16 групп, из которых выбирает по директору. Примером группы может служить стран-бывших среднеазиатских республик СССР под Швейцарии, которое получило Гельветистан. Часто формируются странами со интересами и обычно из региона, например, страны [2].
Самым большим голосов в МВФ обладают: - 17,08%; Германия - 5,99%; - 6,13%; Великобри - 4,95%; Франция - 4,95%; Саудовская - 3,22%; Китай - 2,94%; - 2,74%.
Доля 15 участниц ЕС - 30,3%, 29 Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности голосов в МВФ. На долю стран, составляющих 84 % членов Фонда, лишь 39,65%.
В МВФ принцип «взвешенного» голосов: стран-членов оказывать на деятельность Фонда с голосования определяется их в его капитале. государство имеет 250 «» голосов независимо от его взноса в капитал и по одному за каждые 100 тыс. СДР суммы взноса. В том случае, страна покупала () СДР, полученные ей при эмиссии СДР, число ее увеличивается (сокращается) на 1 за 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта осуществляется не чем на ¼ от числа голосов, за взнос страны в Фонда. Такой обеспечивает большинство голосов государствам.
Решения в управляющих обычно простым (не менее половины) , а по важным вопросам, оперативный либо характер, - « большинством» ( 70% или 85% голосов стран-членов). на некоторое сокращение веса США и ЕС, они по-прежнему могут вето на ключевые Фонда, принятие требует большинства (85%). Это означает, что США с ведущими западными располагают возможностью контроль над принятия решений в МВФ и его деятельность исходя из интересов. При наличии действий страны также в не допускать принятия не их решений. Однако согласованности числу разнородных сложно.
Существенную в организационной МВФ играет валютный и финансовый ). C 1974 года до 1999 года его был Временный по вопросам международной системы. Он состоит из 24 МВФ, в том числе от России, и на свои дважды в год. Этот является совещательным Совета управляющих и не полномочий для директивных решений. Тем не , он выполняет важные : направляет деятельность совета; стратегические решения, к функционированию мировой системы и деятельности МВФ; Совету предложения о внесении в Статьи Соглашения МВФ. роль играет е Комитет по - Объединенный министерский Советов управляющих ВБ и .
Совет управляющих де многие полномочия Исполнительному , т.е. директорату, который несет за ведение дел МВФ, включающих круг , оперативных и административных , в частности предоставление странам-членам и осуществление за их политикой курса.
Исполнительный МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя, который возглавляет сотрудников . Как правило, он представляет из европейских стран.
образом, в отличие от Всемирного банка, МВФ сосредоточена на кратковременных макроэкономических . Всемирный банк кредиты только странам, МВФ давать кредиты из своих стран-членов, испытывает нехватку валюты для краткосрочных финансовых .
1.2. Направления деятельности МВФ
основные направ деятельности МВФ:
1. за экономикой. Для поддержания и предотвращения кризисов в валютно-финансовой системе МВФ за экономической стран, а также за и финансовыми изменениями в , регионах и мире с официальной , известной как надзор. В системы надзора МВФ рекомендации 188 государствам-членам, меры , содействующие экономической , уменьшающие уязвимость по к экономическим и финансовым и повышающие жизни. Он проводит оценку глобальных в издании «Перспективы мировой », финансовых рынков - в « по вопросам глобальной стабильности» и изменений в государственных - в своем «Бюджетном », а также публикует ряд по перспективам развития экономики.
выводы и рекомендации по политике из различных , подготавливаемых на многосторонней , собраны в докладах о надзоре на основе. Исполнительный МВФ недавно принял Решение о на двусторонней и многосторонней , известное также как об интегрированном надзоре. Это служит для Фонда и государств-членов их ролей и обязанностей в надзора. Ведется с целью лучшей интеграции , финансового и двустороннего , в том числе путем:
- работы в взаимосвязей и вторичных эффектов;
- более широкого углубленных оценок ;
- возобновления на внешнюю стабильность;
- действенности рекомендаций МВФ по экономической политики.
2. помощь. МВФ дает странам-членам передышку для преодоления с платежным балансом. экономической , поддерживаемая финансированием МВФ, властями страны в сотрудничестве с МВФ, и продолжение поддержки эффективной реализацией .
Современная кредитная Международного валютного осуществляется осуществления нескольких финансирования: обычного, и льготного финансирования. По МВФ эти виды называются механизмы.
I. механизмы - механизмы, которых осуществляется с собственных МВФ, находящихся на счете ресурсов.
1) Резервная . Первая порция валюты, страна-член может в МВФ в пределах 25% квоты, до Ямайского соглашения «», с 1978 г. - долей. Резервная определяется как превышение квоты страны-члена над , находящейся на Фонда национальной данной страны. МВФ использует часть валюты для предоставления кредита странам, то резервная такой страны увеличивается. сумма займов, страной-членом Фонду в кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, ее кредитную . Резервная доля и позиция вместе «резервную позицию» - члена МВФ.
2) кредитных долей. в иностранной валюте, могут быть страной-членом резервной доли (в её полного использования авуары в валюте страны 100% квоты), на четыре кредитные , или транша, составляющие по 25% . Доступ стран-членов к ресурсам МВФ в кредитных долей : сумма валюты в активах МВФ не может 200% ее квоты ( 75 % квоты, по подписке). Таким , предельная сумма , которую может получить у в результате использования и кредитных долей, 125% ее квоты. устав предоставляет МВФ приостанавливать это ограничение. На основании ресурсы во многих используются в размерах, зафиксированный в уставе . Поэтому понятие « кредитные » стало означать не 75 % квоты, как в период деятельности МВФ, а , превосходящие кредитную долю[3].
3) о резервных кредитах (с 1952 г.) обеспечивают гарантию , что в пределах определённой и в течение срока договоренности при соблюдении условий может беспрепятственно иностранную валюту от МВФ в на национальную. Подобная предоставления представляет собой кредитной линии. использование первой доли быть осуществлено в прямой покупки валюты после Фондом её , то выделение средств в счет кредитных долей проводится посредством со странами-членами о кредитах.