Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Изучение проблемы гендерных особенностей стресса в отечественной и зарубежной психологии
1.1 Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению
1.2 Профессиональный стресс, его факторы
1.3 Гендерные особенности проявления стресса
Анализируя уже имевшиеся статистические данные по заболеваемости и смертности в результате влияния психосоциальных факторов Дж. Бренерр сделал вывод: «на протяжении первых трех лет воздействия стресс-фактора возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), после чего начинают преобладать хронические болезни - ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания». При этом количество стресс-реакций растает за счет действия «принципа ускорения», когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам, и «принципа заразительности», особенно выраженного в производственных коллективах [20].
В качестве основополагающего подхода к понимаю профессионального здоровья можно взять за основу подход Б.С. Братуся [21] в котором проявления «профессионального здоровья - нездоровья» рассматриваются на четырех уровнях - соматическом (биологическом), психическом, социальном и экзистенциальном (или духовном, эсхатологическом).
Профессиональное здоровье – это системное понятие, в него входят:
- эмоциональная составляющая (удовлетворенность своей работой, продвижением по службе, руководством, вера в себя и свои способности и т.д.);
- когнитивная сосставляющая (знания человека о своем профессиональном здоровье, устойчивость и концентрация внимания, критичность мышления, необходимость принимать много решений и др.);
- поведенческая составляющая (стресс-преодолевающее поведение и т.д.) аспекты личности.
1.3 Гендерные особенности проявления стресса
Понятие «гендер» впервые появилось в работе Р.Столера в 1963 г. В дальнейшем, термин «гендер», заимствованный из лингвистики (gender — род (англ.)), использовался для обозначения культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от пола — совокупности биологических характеристик — генетических, физиологических и репродуктивных. Благодаря понятию «гендер» было проведено структурное отделение естественного (природного) от приобретенного (культурного) в человеке. Введение понятия было подготовлено работами М.Мид по этнографии еще в 30-х гг. XX века [22].
Гендер – это:
- социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе;
- биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний.
Огромное исследование в изучении гендерных различий внесла Сандра Липсиц Бем. В своей монографии «Линзы тендера» 1993г. Сандра Бем рассматривает гипотезу, что различия в поведении мужчин и женщин, их социальные позиции являются следствием биологических, т.е. половых различий. Анализирует, как пол и гендер взаимодействуют в процессе жизненного цикла (онтогенеза). Главной целью исследования было понимание, что социально большее поддается изменению, чем биологическое. Последнее определяет прикладное использование тендерных подходов: «изменение социализации мужчин и женщин в сторону реализации интересов и способностей, а не тендерных предписаний и стереотипов. Это поможет мужчинам, например, больше заботиться о своем здоровье, совершать меньше рискованных поступков и, в конце концов, увеличит продолжительность их жизни. Что касается женщин, то они, наконец, прямо смогут признать необходимость выстраивать свое экономическую благосостояние самим, а не окольными путями — через богатых партнеров», - С. Бем [22].
На основание теории Бем и принципов деятельности когнитивных процессов, человеческое восприятие селективно — оно отбирает то, что укладывается в привычную схему полярного восприятия мужчин и женщин, и оставляет без критического рассмотрения то, что чрезвычайно распространено в реальности, но никак не вписывается в рамки сконструированного культурой восприятия. Наша познавательная система активно конструирует тип восприятия и познания, который характеризуется определенными результатами: поляризацией мужского и женского, иерархизацией и интерпретацией подобного положения вещей при помощи объяснения того, что это все естественно, то есть «по природе» [22].
Теория линз поясняет нам, что нет никаких мест и профессий, которые бы имели исконные и естественные и неизменные половые признаки. Эти шаблоны «женского» или «мужского» есть сиюминутные и преходящие требования культуры патриархата, которая вписаны в детские умы с детства, хотя большинство родителей не могут объяснить детям, что такое пол и даже затрудняются назвать критерии пола. Как оказалось, это самая непростая и табуированная тема. Поразительно, насколько половые различия так и остаются загадкой для некоторых детей и даже подростков.
Бем предлагает две стратегии решения этой проблемы: первая состоит в том, чтобы научить детей различиям между полами. Вторая - дать детям альтернативную или «разрушительную» схему, благодаря которой они смогли бы интерпретировать и расшифровывать культурные послания от референтной группы, рекламы, фильма или комикса [23].
Сандра Бем расширила эту теорию, когда писала «Линзы тендера» и переименовала ее в инкультуральную теорию линз. Основа последней — то, что нам важно знать процесс становления гендерно конвенциальной личности. Это частный случай становления субъекта, усвоившего культуру в своем контексте. В нее входят два соответственных теоретических представления:
• Первое — это система общих культурных линз, включенных в социальные институты, культурный дискурс, повседневные разговоры.
• Второе теоретическое представление связано с тем, как эти культурные линзы исподволь усваиваются детьми, которые социализируются в этой культуре [22].
Таким образом, теория «Линз тендера» Сандры Бем выражает культурно-историческую составляющую гендерных особенностей стресса связанных с психологическими установками личности.
Последующие исследования гендерных различий на основе разделения психологии пола, выделили три типа:
1. мускулинный тип – типично мужественные черты личности;
2. феминный тип – типично женственные черты личности;
3. андрогинный тип – смешанные черты женского и мужского.
Данные исследования говорят нам о том, что индивиды с андрогинным типом, обладающие одновременно феминными и маскулинными чертами, стрессоустойчивее, так как менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходят от традиционно женских занятий к мужским и т. д.
Однако, максимальное схожесть установок и реакций полоролевому стереотипу, т. е. высокая мускулинность у мужчин и высокая феминность у женщин, вовсе не является гарантией психического благополучия. Высокая феминность у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением – эти черты тоже входят в набор феминности. Высокомаскулинные мальчики-подростки чувствовали большую уверенность в себе и удовлетворенность своим положением среди сверстников, но после 30 лет эти мужчины оказались более тревожными менее уверенными в себе и менее способными к лидерству. [24]
Серьезные споры возникают и при интерпретации данных. Ригидность полоролевых установок и поведения может быть как индивидуально типологическим свойством (в этом случае она будет коррелировать с общей ригидностью установок и поведения), так и функцией системы полоролевых предписаний, жесткость которых варьируете зависимости от ситуации и вида деятельности. Спенс и Хельмрайх считали, что поиск глобальных измерений маскулинности и феминности или полоролевой идентичности - задача явно иллюзорная. «Классы психологических свойств и поведенческих структур, различающих мужчин и женщин, в данное время и в данной культуре, не только множественны, но и могут иметь разные корни и относительно независимо варьировать у разных индивидов» [25]
Методологические трудности подчеркивают, что изучение психологии половых различий в особенностях проявления обязательно должно быть междисциплинарным, учитывая и динамику социальных половых ролей, и этнокультурные особенности испытуемых.
В докладе Национальной академии наук США (2001 г.), посвященном половым различиям в состоянии здоровья граждан, говорится: «Половая принадлежность - одна из важнейших характеристик человека, которую необходимо учитывать при планировании и анализе исследований в биомедицине и других областях науки, связанных со здоровьем человека» [26].
Глава 2. Практическое исследование и анализ
Цель данного исследования заключается изучение гендерных особенностей проявления стрессовых состояний в рабочее время.
Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
- изучить работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы;
- определить психологический пол с помощью разработанной методики Сандры Бем;
- определить уровень профессионального стресса с помощью методики Азарных Т.Д. и Тыртышникова И.М
- анализировать результаты исследований.
Эмпирическую базу исследования составили 50человек (26 женщин и 24 мужчины в возрасте от 20 до 55 лет). Указанная выборка была поделена по гендерному признаку на две группы, на мужчин и женщин.
Анализируя полученную информацию, я выдвигаю гипотезу о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста.
Для анализа результатов использовались данные практических исследований проведенные бакалавром ННГУ им. Лобачевского Мухиной Еленой Александровной, в 2010 году.
2.1 Исследование
На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика Сандры Бем (приложение №1), которая выявляет три типа «психологического пола»:
1. Мускулинность – типично мужские черты личности, традиционно к ним относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.
2. Феминность – типично женские черты личности такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др.
3. Андрогинность – в соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо.
Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.
С помощью данной методики были получены данные приведенные в приложении 2.
На основе полученных данных хорошо видно, что испытуемым мальчикам более, присущи мужские черты личности (мускулинный тип), и они позиционируют себя как мужчины – 43,3% от всех испытуемых мальчиков, при этом 53,3% испытуемых мальчиков имеют смешанный, андрогинный тип личности и всего 3% (один испытуемый) имеет феминный тип.
По группе испытуемых девочек были получены следующие данные: лишь у 30% девочек из всей выборки феминный тип личности, 60% девочкам присущ андрогинный тип личности и у 10% испытуемых девочек выявлен мускулинный тип.
Выводы по методике С. Бем: анализируя полученные данные мы можем сказать, что соответствие "психологическому" полу больше у мальчиков, чем у девочек того же возраста. Возможно, это вызвано современными условиями жизни, либо психологическими особенностями личности.
Тест на профессиональный стресс (Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышников). Приложение 3
В таблице 1 представлен корреляционный анализ профессионального стресса, возраста и пола испытуемых после тестирования.
Формула 1 Результаты корреляционного анализа
Руководители |
Рядовые сотрудники |
Все сотрудники |
||
Мужчины |
- 0,16 |
0,21 |
0,07 |
|
Женщины |
0,16 |
- 0,10 |
-0,3 |
|
Мужчины и женщины |
- 0,06 |
0,09 |
Как можно видеть, корреляционные связи между возрастом и значениями уровня стресса мужчин и женщин очень слабые (r≤0,3) из-за чего следует, что уровень профессионального стресса у женщин ниже уровня профессионального стресса мужчин.