Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Некоторые особенности психологических черт уже давно принято считать универсальными, однако, как другие обычно связывают с мужской или женской психологией, которые имеют свои эволюционно-генетические и физиологические начала.

Понятия о мужском и женском имеют сильное отличие в различных культурах, что создает сильный отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и женщин, а также имеет место предположение, что психологический стресс переживается ими по-разному.

Учитывая огромное количество научных областей, изучавших проблемы гендера, и предельно сложную взаимосвязь факторов, повлиявших на его онтогенез, будущие исследования внесут свой вклад в разработку таких моделей, которые обеспечили бы нам возможность понимания системы формирования социальных различий между мужчинами и женщинами в проявлении стресса.

Актуальность выбранной темы обуславливается увеличением количества и силы стресcогенных факторов, имеющих как природный, так и социальный характер, который влияет на работоспособности человека, эффективности его деятельности, коммуникацию с окружающими и личном состоянии. Из-за чего человек затрачивает большее количество внутренних ресурсов при одновременном повышении требований к его стрессоустойчивости и умению адаптироваться. При одной и той же ситуации люди могут реагировать совершенно по-разному и их последующие реакции также будут отличны друг от друга.

Опираясь на вышеизложенные данные, будет исследовано какое воздействие оказывают гендерные различия на специфику стресса.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что уровень профессионального стресса женщин выше уровня профессионального стресса мужчин.

Цель данного исследования заключается изучение гендерных особенностей проявления стрессовых состояний в рабочее время.

Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:

  1. изучить работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы;
  2. определить психологический пол с помощью разработанной методики Сандры Бем;
  3. определить уровень профессионального стресса с помощью методики Азарных Т.Д. и Тыртышникова И.М
  4. анализировать результаты исследований.

Объект изучения: гендерные различия в проявление стресса

Предмет: гендерные различия профессионального стресса


Эмпирическую базу исследования составили 50человек (26 женщин и 24 мужчины в возрасте от 20 до 55 лет). Указанная выборка была поделена по гендерному признаку на две группы, на мужчин и женщин.

Глава 1. Изучение проблемы гендерных особенностей стресса в отечественной и зарубежной психологии

1.1 Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению

В переводе с английского языка стресс означает давление, нажим, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется дистрессом, положительные эмоции – эустрессом [1].

Впервые эти термины ввел создатель концепции стресса, канадский физиолог Ганс Селье. Он представил независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействий или экстремальности. Влияющие факторы (стрессоры) могут значительно различаться, но независимо от своих особенностей они вызывают в организме человека однотипные изменения, предоставляющие адаптацию [2].Существуют физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное влияние на ткани тела. В них входят болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др. Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимости решения сложной задачи.

В соотношении с двумя видами стрессоров различают стресс физиологический и психологический. Психологический подразделяют на информационный и эмоциональный. Информационный стресс проявляется в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать правильные решения в нужном темпе при большой ответственности за последствия принятых решений. Изучая тексты, решая те или иные задачи, человек обрабатывает информацию и заканчивается этот процесс принятием решения. Объем обрабатываемой информации, ее сложность, потребность быстро принимать решения - все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке.


Эмоциональный стресс как частный случай психологического стресса обуславливается сигнальными раздражителями: в момент угрозы, обиды и др., а также в условиях, конфликтных ситуаций, в которых животное и человек длительное время не могут удовлетворить свои биологические или социальные потребности.

Общими психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональный стресс у человека, являются словесные раздражители. Они способны воздействовать особенно сильное и продолжительное действие [3]. Ю.А. Александровский, отмечает, что термин «эмоциональный стресс» обычно используется в широком значении. Он включает в себя целый комплекс состояний: от находящихся в пределах физиологических границ психоэмоционального напряжения до находящихся на грани патологии или психологической дезадаптации и развивающихся как следствие длительного или повторного эмоционального напряжения [4]. Выявление единицы «эмоциональный стресс» и противопоставление ее понятию стресса как общего адаптационного синдрома, по Селье, было прогрессивным явлением. С помощью чего был выделен обобщающий критерий, который объединяет огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека или животное, с позиции их психологической сущности для данного индивида.

Тем самым выделяется первичный пусковой (причинный) фактор, определяющий следующее развитие физиологических проявлений (поведенческих соматовегетативных) эмоционального стресса. Этим фактором является психологическое состояние, возникающее у данного индивида в ответ на воздействие.

Г.Селье выделил общий адаптационный синдром, который имеет следующие стадии:

1. тревоги, во время которой сопротивление организма понижается (фаза шока), а затем включаются защитные механизмы;

2. сопротивления (фаза адаптации), когда напряжением систем функционирования организма достигается его приспособление к новым условиям, предъявляющим повышенные требования;

3. истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов организма и нарастает нарушение согласованности жизненных функций, наступает их рассогласование, дезинтеграция [5].

На данный период времени принято говорить о стрессе как об особом функциональном состоянии, которым организм реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозу физическому благополучию, существованию человека или его психическому статусу. Таким образом, стресс возникает как реакция организма, охватывающая комплекс изменений на поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом уровнях, а также на психическом, включая субъективные эмоциональные переживания.


Адаптация - биологическая функция стресса, выполняющая защиту организма от угрожающих, разрушающих воздействий как физических, так и психических. Поэтому проявление стресса означает, что человек занимается определенным типом деятельности, направленном на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Такому типу деятельности соответствует особое физиологическое состояние и совокупность множественных физиологических и психологических реакций. По мере развития стресса, изменяется физиологическое состояние и реакции организма. Стресс, это обыденное явление в здоровом организме, которое помогает мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших препятсвий. Это защитная функция биологической системы [6]. В момент стресса может повыситься уровень агрессии, внушаемости, нарушаться восприятие времени, а также возможность появления галлюцинации и изменения динамических характеристик психических процессов.

Следующую концепцию стресса разработал в 1966 году Р. Лазарус [7]. Им была предложена когнитивная теория стресса и копинга. По мнению автора, в основе регуляции взаимодействия среды и личности лежат "первичная" и "вторичная" когнитивные оценки ситуации. Индивид первым делом классифицирует ее как изменяющуюся или угрожающую, а затем - в зависимости от степени воспринимаемой угрозы, функций стрессора и собственных психологических особенностей определяет способы преодоления стресса.

В результате взаимодействия этих двух процессов, как считает автор, формируются определенные формы копинг-поведения. Важными факторами в их становлении и индивидуализации являются отрицательная или положительная эмоциональная реакция в ответ на стрессовое воздействие, а также трансформация этой реакции в определенную стратегию преодоления.

Результатом исследований Р.Лазаруса является формулировка понятия копинга, которое он обозначил как стремление к решению проблем, которое проявляет индивид в ситуации (связанной с опасностью или с большим успехом), имеющей условия для активации адаптивных возможностей, с целью сохранения физического, личностного и социального благополучия. На основе принятого значения копинга была предложена трехфакторная модель копинг-механизмов, включающая в себя копинг-стратегий, копинг-ресурсов и копинг-поведения. Копинг-стратегии - это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, способ управления стрессором.

Копинг-ресурсы выражают собой относительно стабильные личностные характеристики, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий. Копинг-поведение – это регулируемое и сформированное посредством использования копинг-стртегий вклюающих в себя личностные и средовые копинг ресурсов, поведение индивидуума. Основной составляющей данной модели являются копинг-стратегий, которые обусловливают поведение и эмоциональные реакции на стресс. Эта трехфакторная модель копинг-механизмов является базовой и до настоящего времени, а все последующие исследования в этой области шли по пути большей дифференциации копинг-процессов и попыток объяснить выбор индивидуумом той или иной копинг-стратегии [7].


Исходя из предпосылок П.К. Анохина, стрессовые ситуации с наиболее мощными психосоматическими последствиями зарождаются на основе оборонительного возбуждения и произвольного подавления его моторных проявлений, что принципиально сходно с неотреагированными эмоциями человека, и что понятие «стресс» включает всю сумму реакций организма на нанесение чрезвычайного раздражения.

Ю.А.Александровский утверждает, что анализ психофизиологической сущности развития эмоционально-стрессовых и невротических состояний свидетельствует об их принципиальной сходности. В этих случаях базовым звеном является конфликтная ситуация с ее психологическим равенством. Главным фактором является не мощность стрессора, не объективная физическая характеристика негативно-подкрепляющего воздействия, а психологическая оценка сигнала, воздействия как негативных, отвергаемых при невозможности управлений ситуацией, отсутствии способов ее избегания или преодоления. Возникновение у человека эмоционально-стрессовых и невротических состояний, связано с нарушением функциональной активности барьера психической адаптации. Из-за чего происходит функциональная неполноценность процессов восприятия, переработки информации и поиска. Нарушается личностное отношение к получаемой информации. От перенапряжения систем психической адаптации происходит нарушение процессов управления и регулирования [4].

Исходя из выделенных фактов о развитие эмоционально-стрессовых расстройств Александровский выделяет закономерности их развития:

1. совокупность непосредственных психофизиологических реакций, развивающихся при восприятии и переработке информации, актуальной для личности и субъективно воспринимаемой как эмоционально-значимая (негативная);

2. процесс психологической адаптации к эмоционально-негативным переживаниям, сопряженный с целым рядом динамично развивающихся биохимических и физиологических процессов адаптации;

3. состояние психической дезадаптации, проявляющееся нарушением поведения, упорядоченности коммуникативных связей и отношений, комплексом соматовегетативных сдвигов. Этот континуум состояний принципиально сближается с общими фазами развития стресса, но оценивается не по соматическим, а по психологическим проявлениям [4].

На психологическом уровне соотносится особенности адаптационного синдрома Селье с теорией фрустрации Розенцвейга.

Автор показывает фрустрацию как столкновение какой-либо жизненной потребности индивидуума с непереносимым психологическим препятствием, запретом.