Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом развивается стрессовое состояние и в зависимости от длительности неразрешенного внутреннего конфликта может возникать невроз. Теория фрустрации дополняет учение Селье и не касается биохимических изменений, происходящих при этом [8].

Г. Селье утверждает, что реакция на экстремальную ситуацию у каждого человека разная: у кого-то может подняться давление, у другого откроется старая язва, у третьего психическая реакция с переходами всей гаммы эмоций от нормальной до фиксированной патологической [1]. Из-за одинаковой нагрузки у каждого человека разрушается самое слабое звено в цепи его организма. Первым делом эмоциональная реакция формируется как страх или гнев, способствуя, соответственно, крайнему поведению, это нападение или бегство. Однако, если сознание оценит ситуацию как нецелесообразное, такое поведение отвергается.

В экстремальных условиях многие ситуации могут быть абсолютно стрессогенными в зависимости от отношения к ним человека и его опыта. Отсюда и роль психологических мотивационных факторов, определяющих отношение к тем или иным событиям. Во время работы стрессогенных факторов у всех людей одинаково развиваются стадии стресса, хотя внешнее поведение может отличаться. Одни капитулируют перед трудностями, другие мобилизуют все свои физические и духовные возможности, чтобы противостоять им.

Первая стадия стресса по Г. Селье это фаза шока, реакция тревоги, выражается в мобилизации всех ресурсов организма, и в первую очередь сложных физиологических и биохимических, способствующих быстрому проявлению оборонительной реакции, или, как ее часто называют, «реакции борьбы и бегства». У некоторых людей нет возможности выдерживать такую мобилизацию, и при воздействии интенсивных стрессогенных факторов у них могут возникнуть «острые стрессовые реакции», которые более заметны на поведенчески-психопатологическом уровне. Хотя по своей сути они тоже являются стрессогенно-посттравматическими [5].

Прежде всего из-за стресса активируется симпатическая нервная система и ее медиаторы – адреналин и норадреналин. Именно симпатическая нервная система является посредником между внешним воздействием и состоянием внутренних органов.

Благодаря активности данной системы происходит мобилизация ресурсов организма, создается и увеличивается готовность к действию: учащается или усиливается сокращение мышцы сердца; глюкоза освобождается и выделяется в кровь, где служит готовым "топливом" для мышечной активности; кровоснабжение кожи и внутренних органов уменьшается (бледность лица при волнении), а мышц и мозга - увеличивается. Регуляцию работы внутренних органов, процессов обмена, кровообращения, пищеварения, дыхания, осуществляет вегетативная нервная система, которая старается всегда сохранить постоянство и равновесие внутренней среды организма - его гомеостаз - с помощью еще одной подсистемы - парасимпатической. Парасимпатическая нервная система, в основном, обеспечивает снижение энергетического обмена, восстановление "запасов энергии", торможение, замедление и нормализацию функций систем организма. Медиатором (посредником), осуществляющим передачу возбуждения путем электрического импульса в нейроне, в парасимпатической нервной системе является ацетилхолин [5].


Для начала действия стрессовых реакций у конкретного индивидуума необходимо включение главного звена – «реакция борьбы или бегства». После чего происходит рефлекторное включение коры надпочечников и сильный вторичный выброс в кровь норадреналина и адреналина, при этом учащаются пульс и дыхание, повышается артериальное давление и уровень холестерина в крови. Е.Черепанова утверждает, что на данной стадии человек состоит в «предстартовой готовности», физически и психологически чувствует себя приподнято [9]. На первой фазе часто психосоматические заболевания (гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии) проходят, но к третьей стадии возвращаются с утроенной силой.

Вторая стадия - адаптации, или сопротивления: когда организму удается за счет предшествующей мобилизации успешно справиться с вредоносными факторами. На данной фазе возможно наблюдать повышение стрессоустойчивости, которое происходит благодаря глубокой адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Раскрытые на первой стадии адаптационные резервы продолжают функционировать, человек приобретает опыт устойчивости и уверенности в своей силе и действиях.

Третья стадия - истощения. Приспособительные возможности организма снижаются, накапливается усталость. В этот период организм хуже сопротивляется воздействию новых стрессоров, увеличивается опасность заболеваний. Вновь возникают сигналы тревоги, как в первой стадии, но теперь уже «внутри» на фоне истощения адаптационной энергии. В это время необходима помощь «извне»: либо поддержка систем адаптации (психологическая и психотерапевтическая), либо устранение стрессоров. При достаточно сильных и частых стрессах в реакцию организма личности дополнительно вовлекаются эндокринные системы, действие которых является еще более длительным и может влиять отрицательно на внутренние органы.

Изучая причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин определили, что к числу групп населения с наиболее высоким уровнем психоэмоционального напряжения относятся:

• женщины;

• лица старше 40 лет;

• лица с начальным и с высшим образованием;

• разведенные;

• пенсионеры, безработные;

• лица с низкой самооценкой здоровья [10].

По определению М.В. Барабановой синдром профессионального выгорания, проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного эмоциональным перенапряжением при работе с людьми [11].


Психические стрессоры вызывают более интенсивные реакции: в стадии тревоги одновременно с вегетативными и эндокринными защитными реакциями возникает также психическая готовность к борьбе, предрасполагающая также к реакциям агрессии и страха.

Во второй стадии - адаптационного синдрома - многообразие психовегетативных расстройств способствует развитию у некоторых личностей ипохондрических расстройств.

В третьей стадии - истощения – в зависимости от конституционального предрасположения и иных факторов проявляются заболевания внутренних органов или психические заболевания. Под влиянием хронического или постоянно повторяющегося стресса возникают депрессивные, ипохондрические, тревожные развития личности с возникновением риска развития алкоголизма, лекарственной зависимости, суицидального поведения (вторичные проявления воздействия стресса). Острым или хроническим стрессом могут быть спровоцированы проявления таких психических заболеваний, как эпилепсия, шизофрения и др. У людей пожилого возраста в 90% случаев развивается депрессия [10].

В последнее время американское командование придает большое значение проблеме выработки у военнослужащих устойчивости к стрессам и расширения их психофизиологических возможностей. По оценкам военных психологов США, в современной войне в Европе до 50% всех потерь могут составить психические. Считается, что при достаточной подготовке личного состава и квалифицированной помощи более половины военнослужащих могут быть возвращены в строй через один – три дня. На основе этих выводов усиливается психологическая подготовка солдат и офицеров. В штаты каждой дивизии включены психиатр, психолог и социолог. Осуществляются эксперименты по усилению психологической устойчивости в бою с помощью медикаментозных средств. В ряде полевых уставов армии США подчеркивается, что достижение победы в войне в значительной степени зависит от состояния духа, физических способностей военнослужащих и их способности "адаптироваться" к экстремальным условиям с наименьшими потерями для своего организма [8].

Израильские ученые изучали смертельно больных рабочих-мужчин (16 человек), работавших на заводе электросилы со средним стажем 18,2 года, которые подвергались вредному влиянию асбеста в период с 1946 по 1965 г.г. В 1992 году 4 человека умерло от мезотелиомы, а у остальных обследовали легочную функцию и проводили КТ-сканирование грудной клетки и легких. Все они страдали легочной болезнью, похожей на асбестоз [12]. Исследовались проявления беспокойства и снижение настроения у испытуемых (шкала беспокойства Гамильтона – ВШБ). В результате у 50% испытуемых было выявлено посттравматическое стрессовое нарушение (ПТСН).


Те, кто страдал ПТСН, имели высокий уровень беспокойства, а также высокую оценку вторжения и избегания, в то время как те, у кого не было ПТСН, имели по этим показателям низкие оценки. Высокую степень беспокойства авторы объясняют механизмом предупредительного беспокойства, так как знание о будущей смерти травмировало рабочих. Исследователи утверждают, что дистресс связан с уровнем копирования вторжения, а не со специфическим дистрессом [13].

Благодаря данным исследованием отечественных и зарубежных ученых по процессу возникновения стресса дают нам возможность выяснить причину и факторы развития.

1.2 Профессиональный стресс, его факторы

Технический прогресс и процессы информатизации выдвинули на первый план вопросы охраны психического здоровья людей. Психогигиена стала считаться отдельной научно-практической отраслью после конференции психиатров в США при создании Медицинской ассоциации по психогигиене в 1910г.

В первые десятилетия XX в. параллельно с медиками-гигиенистами приходят психологи, с целью изучения психологических факторов рабочей нагрузки на производство. Выбрав целью изучения монотонию производственного процесса, психологи начинают изучать влияние социально-психологических стресс-факторов на производительность труда. Данная переориентация была обусловлена развитием социаьно психологических идей о влиянии различных факторов на протекание психических процессов (В.Н. Бехтерев, Э. Росс, В. Меде, К. Левин, Г. Оллпорт).

Особое внимание в психологии труда уделялось вопросам адаптации и дезадаптации людей в различных профессиях, проблемам утомления и состоянием нервно-психической напряженности [14].

В ряду различного рода состояний стресс в прикладной психологии рассматривается как повышенное и длительное напряжение, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Данное состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающим возможности адаптации организма. Для него характерны психическое напряжение, чувства фрустрации, тревоги, беспокойства, а в самом крайнем негативном состоянии - равнодушие и апатия. Функциональное состояние человека понимается как «интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности» [15].


Существует множества функциональных состояний, таких как: монотонию, фрустрацию, утомление, релаксацию и другие, которые отличающиеся по степени активации. Аффективные состояния, дремотные состояния, пароксизмальные состояния, разнообразные болезненные состояния (инфекционные и соматические); состояния алкогольного и наркотического опьянения, психопатологические состояния (маниакально-депрессивный психоз, паранойя) и пр.

Профессиональный, или производственный стресс - многомерный психический феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию [16]. Он ухудшает внутреннее состояние организационной среды, отрицательно сказываясь на психосоматическом состоянии людей.

Точкой пересечения множества научных дисциплин является проблема «профессионального стресса». Обуславливается это физиологическими и психологическими механизмами стресс-ракций и характером социальных последствий. Актуальность задачи – определить оптимальный уровень напряжения в процессе труда, где будет обеспечена высокая эффективность и не будет негативных последствий в виде длительного нервно-психического напряжения [17].

Говоря, о профессиональном стрессе Ю.В. Щербатых делит его на отдельные виды: учебный стресс, стресс медицинских работников, стресс руководителя, спортивный стресс. Чаще всего причины стрессов личностного характера связаны с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, со страхом неудачи, неуверенностью в своем будущем [18].

Многоликость проявлений профессионального стресса является его главной особенностью, а также и причины их вызывающе в трудовой деятельности человека.

В психологии и физиологии труда выявлено и изучено большое количество «производственных» стресс-факторов. К физическим факторам относятся вибрация, шум, загрязненная атмосфера. Сменный график, отсутствие режима питания относится к физиологическим факторам, а конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени к социально-психологическим [19].

Актуальность проблематики профессиональных стрессов и технологий их преодоления обусловлена особой значимостью вопросов управления организацией и ее человеческими ресурсами в кризисные периоды, в периоды реструктуризации или реформирования.

Как утверждал Г.Селье, из-за работы в стрессогенной обстановке возникает мобилизация внутренних ресурсов, что приводит к острым нарушениям.