Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Изучение проблемы психофизиологических рабочих нагрузок в отечественной и зарубежной психологии
1.3 Компоненты профессиональной работоспособности
Глава 2. Методы измерения и анализа физиологических и психологических рабочих нагрузок персонала
3.1. Организация эмпирического исследования
3.2 Методы эмпирического исследования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Неопределенность нашего времени ведет к тому, что человек все чаще сталкивается с переменами и не успевает адаптироваться в условиях социальной изменчивости.
В проблеме измерения психофизиологических нагрузок персонала в организации занимают такие феномены, как личностный потенциал, задатки и мотивация, что и будет далее нами рассмотрено. Исходя из тенденции нашего времени, все большее внимание уделяется психическому здоровью индивидов. Здоровье общества является мерой качества жизни и состояния структур социума. Способность к полноценной адаптации в качестве субъекта социума выступает определяющим признаком здоровой личности. Психофизиологические нагрузки представляют собой важнейший компонент рабочего процесса, отражающий условия для самореализации и, в конечном счёте, для эффективной работы. Отсутствие заболеваний и расстройств нервной системы, ведет к сильным психологическим защитам, стрессоустойчивости и умением адаптироваться в сложных ситуациях, находя при этом наиболее удачные решения. Эти умения необходимы для успешной и продуктивной реализации индивидов в работе. Существуют малоизученные, но представляющиеся крайне значимыми сферы трудовой деятельности, которые вносят большой вклад в развитии трудовой психологии и основ психофизиологических нагрузок персонала.
В настоящее время, несмотря на рост исследований в данной области, проблема психофизиологических нагрузок персонала остается актуальной, прежде всего, ввиду увеличения пенсионного возраста. Данная проблема была и остается актуальной в настоящее время в большой степени в связи с меняющимися социокультурными и экономическими условиями. Это становится препятствием на пути к развитию социально адаптированной, психологически здоровой личности и вновь и вновь ставит проблему исследования психофизиологических нагрузок различных отраслей. Кроме того, несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению указанной проблемы, рассмотрены мероприятия, направленные на профилактику утомления в процессе профессиональной деятельности в недостаточной степени, что также обуславливает актуальность данного исследования.
Состояние изученности проблемы. С целью изучения методов измерения психофизиологических нагрузок, в психологических исследованиях рассмотрено большое количество разнородных факторов: физиологических, психологических, социальных. Изучены общие методы измерения психологических нагрузок и физических. А также в общем виде рассмотрена роль психофизиологических нагрузок в системе социальной жизни и ежедневного стресса. В настоящее время существует большое количество исследований, посвященных изучению различных личностных особенностей, влияющих на работу индивида, однако необходимо признать недостаточное внимание, уделяемое проблеме психофизиологических рабочих нагрузок персонала.
Можно отметить, что проблема измерения и анализа психофизиологических нагрузок затронута ранее, однако целостно данная проблема не рассматривалась. Это представляется недостатком современных исследований обозначенной сферы, поскольку такие внутриличностные образования играют важную роль в поведении, часто становятся причиной развития и усиления негативных факторов для здоровья и межличностных отношений в коллективе. В связи с этим, в представленной работе предлагается восполнить пробел в психологических исследованиях, изучив методы измерения психофизиологических нагрузок персонала и провести анализ, который восполнит пробел.
Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования при составлении практических рекомендаций психологам, работающим на предприятиях и в различных организациях. Кроме того, полученные результаты могут подтвердить значимость определенных условий нагрузок психологических, что даст возможность учитывать их при коррекции и профилактики.
Цель исследования: выявить методы измерения психофизиологических рабочих нагрузок персонала и провести анализ
Объект: методы измерения.
Предмет: методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.
Гипотеза исследования: в разных возрастных категориях измерения нагрузок персонала будет иметь разное значение.
Задачи:
1. Провести теоретический подбор и анализ психологической литературы, касающейся определения основных понятий и исследований, связанных с рассматриваемой темой.
2. Определить методологию и методический аппарат эмпирического исследования измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.
4. Описать результаты эмпирического исследования методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.
Глава 1. Теоретические аспекты методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала
Прежде чем приступить к обзору подходов и методов измерения и анализа физиологических и психологических рабочих нагрузок, необходимо уточнить понятийный аппарат, применяемый в данной области. Основные определения понятий приведены в «Руководстве, по гигиенической оценке, факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (Утверждено Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г. Г. Онищенко 29 июля 2005 г. Дата введения - 1 ноября 2005 г. Руководство Р 2.2.2006-05.)
Условия труда — совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека.
Вредный фактор рабочей среды (в терминологии Международной организации труда — опасный фактор рабочей среды) фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызвать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.
Вредными факторами могут быть:
- физические факторы — температура, влажность, скорость Движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения — электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в том числе гипогеомагнитное); электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ и другими источниками; ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение — естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блёскость); электрически заряженные частицы воздуха — аэроионы;
- химические факторы — химические вещества, смеси, в том числе (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа;
- биоэкологическое факторы — микроорганизмы которые содержатся в препаратах, живые клетки и споры, микроорганизмы патогенного характера — вирусы инфекционных заболеваний;
- факторы трудовые.
Тяжесть труда — трудовой процесс, характеризующийся сильной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и некоторые системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др. системы), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда - это динамическая физическая нагрузка, массой поднимаемого и перемещаемого груза, преимущественно стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, пространственными перемещениями.
Гигиенические нормативы условий труда (предельно допустимые концентрации — ПДК, предельно допустимые уровни - ПДУ) — уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.
Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушения состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью. Гигиенические нормативы обоснованы с учетом 8-часовой рабочей смены. При большей длительности смены, но не более 40 часов в неделю, в каждом конкретном случае возможность работы должна быть согласована с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с учетом показателей здоровья работников (по данным периодических медицинских осмотров и др.), наличия жалоб на условия труда и обязательного соблюдения гигиенических нормативов.
1.1 Изучение проблемы психофизиологических рабочих нагрузок в отечественной и зарубежной психологии
В нашей стране психотехника, как средство практического применения психологических знаний пережила период интенсивного развития в 1920-е гг. В Москве, Ленинграде, Казани, Харькове, в других городах в этот период возникают психотехнические лаборатории. Широко разворачивается работа по изучению профессий, ведется профессиональный отбор.
Развитие психологических работ в СССР связано с созданием в 1921 г. (по прямому указанию В.И. Ленина) Центрального института труда (ЦИТ) во главе с А. К. Гастевым. В том же 1921 г. состоялась 1-я Всероссийская конференция по научной организации труда, где председателем был В.М. Бехтерев. К 1923 г. в Советской России было около 60 организаций, изучающих проблемы, связанные с трудом. В 1927 г. создается Всероссийское психотехническое общество. Издается журнал «Психотехника и психофизиология» (с 1932 г. – «Советская психотехника»).
Наряду с применением традиционного профотбора советская психотехника добилась ряда несомненных достижений. Были разработаны схемы и методы профессиографии, не потерявшие своего значения до настоящего времени.
В 1926 г. в психотехнической лаборатории Института охраны труда под руководством С. Г. Геллерштейна была разработана схема всестороннего описания и анализа объективных и субъективных сторон профессиональной работы, что явилось попыткой объединения психофизиологии работника и внешних условий труда и изучения трудящегося в общей системе его взаимосвязей с внешней средой. Одна из частей данной схемы составляла профессиограмму, которая не потеряла своего значения и в современной психологии труда.
Кафедрой психотехники Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена в 1932 г. был составлен профиль психотехника. Он предназначался для выявления конкретных участков будущей работы психотехника, для установления его функций, для характеристики требований, предъявляемых к психотехнику, как к руководящему работнику в области психотехники, и др.
Выделяют следующие основные проблемы и направления исследований отечественной психологии труда и психотехники в 1920 – 1930 гг. (по О.Г. Носковой):
- методологические разработки (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев, В.Н. Мясищев, А.К. Гастев, Н.А. Бернштейн, С.Г. Геллерштейн, А.И. Розенблюм и др.);
- разработка новых методов изучения профессий (И.Н. Шпильрейн, М.А Юровская и др.);
- развитие и совершенствование трудовых навыков и умений (С.Г. Геллерштейн, А.А. Толчинский, Ю.И. Шпигель, Л.И. Селецкая, В.В. Чебышев, К.К. Платонов и др.);
- рациональное использование кадров (М.Ю. Сыркин, А.И. Розенблюм, А.П. Шушаков, О.П. Кауфман, АП. Болтунов, АИ. Щербаков, НА. Вигдорчик и др.);
- проблемы промышленного травматизма и аварийности (А.И. Колодная, Р.И. Почтарев, П.В. Новиков, Д.И. Рейтынбарг, С.С. Вальяжников и др.);
- проблема утомления и работоспособности (А.А. Ухтомский, С.Г. Геллерштейн, А.А. Нейфах, К.Х. Кекчеев, Н.А. Эппле и др.).
В 1970-е гг. сформировалось четыре основных направления исследования трудовой деятельности:
- Психофизиологическое, концентрирующее изучение функциональных состояний в труде, таких как работоспособность, стресс, утомление, монотония;
- Инженерно-психологическое, в рамках системы «человек – машина» шла разработка системотехнических и психологических принципов проектирования деятельности оператора с учетом психологического обеспечения надежности человека;
- Исследование надежности систем управления; разработка оптимальных режимов труда, нормирование рабочей нагрузки, организация контроля и многие другие практические вопросы психологии труда явились приоритетными для этого направления;
- Профориентационное, которое объединяло работы по профессиональному обучению, профессиональному отбору и системе аттестации.